Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Киевский историк продолжает "плач" по "истинно украинским землям", которые вошли в состав России. По логике автора получается, что украинскими нужно считать половину Брянщины, а еще Воронеж и Таганрог. Последний и вовсе имел шансы стать столицей при Петре I, пишет автор. Случись это, и украинский фактор в истории России играл был ключевую роль...
То, что Таганрог и земли, которые прилегают к нему (Восточный Донбасс), — это украинские территории, признавали даже большевики. По крайней мере в 1922 году, когда создавался Советский Союз, эти земли входили в состав Украинской Социалистической Советской Республики. Но потом этот регион забрала Россия.
История Таганрога начинается в 1696 — 1698 годах. Перед этим московский царь Петр I с помощью казацких войск под предводительством гетмана Ивана Мазепы совершил Азовские походы. Тогда же на побережье Азовского моря была построена крепость Троицк на Таганроге (впоследствии утвердилось название Таганрог). Планировали ее построение западные специалисты, а строительные работы выполняли преимущественно украинские казаки. Это была первая военно-морская база Московии, ее первый порт на открытом морском побережье и первый город в стране, построенный по регулярному плану.
Как писала Екатерина II в письме Вольтеру, Петр долго не мог решить, куда перенести столицу, в Таганрог или Петербург. Действительно, в то время Черноморская торговля была не менее интенсивна и прибыльна, чем Балтийская. И утверждение государства Петра и в Черноморском бассейне открывало перед ним неплохие перспективы.
Можно только представить, какой была бы Российская империя и какую роль в ней играл бы украинский фактор, если бы ее столица была в Таганроге. Но это уже вопрос альтернативной истории.
По крайней мере можем констатировать, что украинские казацкие влияния в первые годы существования Таганрога были сильны. Когда Мазепа поднял восстание против Петра I, в Таганроге оказалось немало сторонников гетмана, с которыми расправилась московская власть.
В 1711 году, после Прутского похода Петра I, когда московский царь потерпел поражение, Таганрог оказался в составе Османской империи. Некоторое время этот город с окрестностями входил в состав земель Новой Запорожской Сечи, которая была автономной структурой в составе турецкого государства.
В 1774 году, после очередной русско-турецкой войны за обладание Северным Причерноморьем, Таганрог вошел в состав Российской империи. Он стал не только важной военной базой, но и крупным торговым портом. Входил в Екатеринославскую губернию, заселенную преимущественно украинцами. Впрочем, в 1887 — 1888 годах его передали в состав области Войска Донского. В этой административной единице преобладали донские казаки, которых считают русскими, хотя они себя, скорее, идентифицировали как особую этносоциальную группу. К тому же, в том крае проживало и немало украинцев.
Таганрог стал важным торгово-экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, который конкурировал с Одессой. Закономерно, город был полиэтническим. Жили здесь русские, греки, представители других народов. Но значительную часть населения составляли украинцы. А в Таганрогском округе они заметно доминировали.
Также с этим краем связана деятельность ряда культурных деятелей. Неподалеку от города родился украинский поэт-романтик, издатель, создатель первого украинского правописания Александр Корсун.
В Таганрога провел последние годы своей жизни писатель Нестор Кукольник, который имел украинское происхождение. Его отец родился на Закарпатье. Сам Кукольник учился с Николаем Гоголем в Нежинском лицее. Вместе со своим одноклассником сделал блестящую писательскую карьеру в Петербурге. Как поэт, конкурировал с Александром Пушкиным. На его стихи писал романсы известный русский композитор Михаил Глинка.
В Таганрога провел последние годы своей жизни писатель Нестор Кукольник, который имел украинское происхождение. Его отец родился на Закарпатье. Сам Кукольник учился с Николаем Гоголем в Нежинском лицее. Вместе со своим одноклассником сделал блестящую писательскую карьеру в Петербурге. Как поэт, конкурировал с Александром Пушкиным. На его стихи писал романсы известный русский композитор Михаил Глинка.
В 1857 году Кукольник перебрался на постоянное место жительства в Таганрог, где присоединился к активной общественной деятельности. Он мечтал о том, чтобы в этом городе появился университет, выходили в свет местные газеты, чтобы было проведено железнодорожное сообщение между Харьковом и Таганрогом. Благодаря настойчивости Кукольника такая железная дорога была построена, и это дало толчок для освоения богатств Донбасса. На Донбассе должны ценить эту незаурядную личность культурной и общественной жизни своей эпохи. Да кто тут про нее знает? В Таганроге писатель написал ряд произведений. Но в 1868 году скоропостижно скончался, собираясь в театр.
Кстати, Таганрогский театр принадлежал тогда к лучшим театрам Российской империи. И бесспорно, театральная жизнь города повлияла на знаменитого уроженца Таганрога Антона Чехова.
Творчество этого прозаика и драматурга, как и Кукольника, принадлежит к русской литературе. Но по происхождению Антон Чехов был украинцем. И это он признавал. В частности, в анкете, которую Чехов заполнил во время переписи населения 1897 года, он обозначил себя как малоросса — как известно, именно так тогда официально именовались украинцы. А в своих письмах Чехов неоднократно в шутку именовал себя «хохлом».
Творчество этого прозаика и драматурга, как и Кукольника, принадлежит к русской литературе. Но по происхождению Антон Чехов был украинцем. И это он признавал. В частности, в анкете, которую Чехов заполнил во время переписи населения 1897 года, он обозначил себя как малоросса — как известно, именно так тогда официально именовались украинцы. А в своих письмах Чехов неоднократно в шутку именовал себя «хохлом».
Украинская стихия Таганрогского края так или иначе влияла на писателя. Согласно указанной переписи 1897 года, в Таганрогском округе проживало 61,7 процента украинцев.
Во время освободительной борьбы 1917 — 1921 годов Таганрог даже на некоторое время, в марте-апреле 1918 года, стал столицей Украинской советской республики. Но в мае этого года город уже контролировали немецкие войска. К гетману Павлу Скоропадскому таганрожцы отправили делегацию, которая обратилась с просьбой включить город в состав Украинского государства. И Таганрог вошел в нее.
Во время освободительной борьбы 1917 — 1921 годов Таганрог даже на некоторое время, в марте-апреле 1918 года, стал столицей Украинской советской республики. Но в мае этого года город уже контролировали немецкие войска. К гетману Павлу Скоропадскому таганрожцы отправили делегацию, которая обратилась с просьбой включить город в состав Украинского государства. И Таганрог вошел в нее.
Когда же большевики в 1920 году утвердились на территории большинства украинских земель, они включили и Таганрогский край в состав советской Украины. Однако в 1924 году, уже после образования СССР, большевистское руководство решило изменить границы Украины и Российской Федерации. Тогда от Украины был отобран ряд территорий — среди них и Таганрог с окружающими землями.
То, что Таганрогский округ был украинским, показал всесоюзный перепись 1926 года. Украинцы составляли 71,5 процента населения округа. Хотя в самом городе преобладали русские или по крайней мере люди, которые идентифицировали себя русскими. Среди них могло быть немало русифицированных украинцев. Но в этом нет ничего удивительного. Даже в тогдашней советской Украине многие города, как и Таганрог, были русифицированными.
Во время Голодомора 1932 — 1933 годов Таганрог и окрестные земли стали местом активной миграции украинцев, поскольку это была «не Украина» и здесь советская власть не отбирала у населения продовольствие.
Однако, спасая жизни, украинские переселенцы на Таганрожчине вынуждены были отрекаться от своей национальности. Большевистской власти были не нужны украинские этнические районы в Российской Федерации. Украинцы не имели здесь своих школ, средств массовой информации, библиотек, культурных институтов. Их заставляли признать себя русскими. И сопротивляться этому в условиях жесткого тоталитаризма было просто опасно.
Однако, спасая жизни, украинские переселенцы на Таганрожчине вынуждены были отрекаться от своей национальности. Большевистской власти были не нужны украинские этнические районы в Российской Федерации. Украинцы не имели здесь своих школ, средств массовой информации, библиотек, культурных институтов. Их заставляли признать себя русскими. И сопротивляться этому в условиях жесткого тоталитаризма было просто опасно.
- 1Признаки надвигающейся катастрофы: эти места уходят под воду уже сейчас (Die Zeit)
- 2Самые смешные животные: фотографии, которые заставят вас улыбнуться (The Telegraph)
- 3Daily Mail: австрийский бордель прививает клиентов от коронавируса и заманивает бесплатной сауной
- 4Aftonbladet: в этих городках Европы вас встретят тишина и аутентичность
Таким образом происходила массовая русификация украинских этнических районов на территории Российской Федерации. Всесоюзный перепись 1939 года показал, что на Таганрожчині и в других местах компактного проживания украинцев в Российской Федерации украинское большинство «куда-то исчезла». На самом же деле, украинцы оттуда никуда не делись. Просто они «стали русскими» — точнее, им пришлось вынужденно это сделать.
Но, несмотря на тотальную русификацию, украинский дух на Таганрожчине все же давал знать о себе. Ряд выходцев из этого края стали деятелями украинской культуры, а в сельской местности люди еще довольно долго общались на украинском языке. Да и даже сейчас в Таганроге есть группа людей (пусть и небольшая, около трех процентов), которые идентифицируют себя украинцами.
Но, несмотря на тотальную русификацию, украинский дух на Таганрожчине все же давал знать о себе. Ряд выходцев из этого края стали деятелями украинской культуры, а в сельской местности люди еще довольно долго общались на украинском языке. Да и даже сейчас в Таганроге есть группа людей (пусть и небольшая, около трех процентов), которые идентифицируют себя украинцами.
УКРАИНЦЫ НА ДОНУ
К Таганрожчине, Восточному Донбассу прилегает Подонье. Его считают российским регионом. Но так ли это?
«Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон…» — такими словами начинается гимн Войска Донского. Однако на самом деле Дон был не совсем православным и не совсем тихим. Туда бежали мятежные элементы, среди которых было, кстати, немало старообрядцев. Бежали туда и украинцы. Дон стал одним из главных очагов антибольшевистского Белого движения. Также во время Второй мировой войны немало донских казаков, которые были настроены против советской власти, пошли на сотрудничество с немецкими оккупантами.
«Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон…» — такими словами начинается гимн Войска Донского. Однако на самом деле Дон был не совсем православным и не совсем тихим. Туда бежали мятежные элементы, среди которых было, кстати, немало старообрядцев. Бежали туда и украинцы. Дон стал одним из главных очагов антибольшевистского Белого движения. Также во время Второй мировой войны немало донских казаков, которые были настроены против советской власти, пошли на сотрудничество с немецкими оккупантами.
Разного рода литература, которая выходила в свет в царской России, Советском Союзе и в нынешней России, представляет Донщину, как было уже отмечено, российским регионом, а донских казаков, как русских. Хотя, на самом деле, это далеко не так. Даже сегодня более 100 тысяч жителей Донщины идентифицируют себя не как русских, а как казаков.
Донщина долгое время была регионом украинской миграции. Здесь существовало немало украинских поселений. Соответственно, украинцы сыграли важную роль в формировании донского казачества.
Показательно, что у его истоков стоял князь Дмитрий Вишневецкий (1516 — 1563), которого у нас традиционно считают основателем украинского казачества. Этот деятель не только построил замок на острове Малая Хортица на Днепре, который считается праобразом Запорожской Сечи.
Показательно, что у его истоков стоял князь Дмитрий Вишневецкий (1516 — 1563), которого у нас традиционно считают основателем украинского казачества. Этот деятель не только построил замок на острове Малая Хортица на Днепре, который считается праобразом Запорожской Сечи.
В 1559 году Дмитрий Вишневецкий, находясь на службе у московитов, совершил поход на Азов, который принадлежал туркам. Однако этот город ему не удалось взять. В этом походе участвовали местные казаки, находившиеся на Дону. В 1560 году в Приазовье Вишневецкий основал город Черкасск (сейчас — Старочеркасск / станица Старочеркасская), который стал столицей донских казаков. Кстати, название этого города показательно. Она идентична названию украинского города Черкассы. А Черкассами в те времена именовали украинских казаков.
Одним из крупных казачьих восстаний, охватившим Дон и некоторые другие земли Московии, было восстание под предводительством Степана Разина, которое произошло в 70-х годах XVII века.