Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Тема украинско-российского противостояния вышла на новый уровень, пишет военный эксперт «Главреда». США готовы предоставить Киеву военную помощь, а ЕС — оказывать дипломатическое давление. Но спрогнозировать, какое воздействие окажут те или иные шаги, невозможно — планы Кремля никому не известны.
Администрация президента США Джозефа Байдена рассматривает возможность отправить дополнительное вооружение на Украину на фоне опасений относительно возможного вторжения России. Штаты собираются предоставить Украине новые противотанковые ракеты Javelin, минометы, системы противовоздушной обороны и ракеты Stinger, а также вертолеты Ми-17.
Тема расширения перечня вооружения, которое может быть предоставлено Украине, стала достаточно актуальной и интересной на фоне последних событий. Весь спектр образцов вооружений, которые могут быть предоставлены, вполне адекватен тем задачам, с которыми могут столкнуться Вооруженные силы Украины в формате противостояния российской агрессии в более мощной форме.
Stinger — это системы противовоздушной обороны ближнего действия. Они могут минимизировать готовность россиян использовать авиацию и вертолеты против Украины. У нас, конечно, есть значительное количество советских переносных зенитно-ракетных комплексов и варианты модернизации этих комплексов, но Stinger, если они будут в современной версии, позволят существенно усилить защиту переднего края. Их смогут использовать сухопутные войска и силы территориальной обороны. Stinger могут стать определенным «зонтиком», который позволит отпугнуть агрессора широко использовать авиацию и боевые вертолеты против Украины. К тому же, Stinger — это система, которая легко осваивается личным составом, поэтому проблем научиться ее применять не будет.
Javelin — это система вооружения, которая может уничтожать бронированные цели на расстоянии до 2,5 км, а при новых версиях даже до 5 км. Главное преимущество этих систем заключается в их способности уничтожать бронированные цели атакой сверху. Также они обеспечивают самостоятельное наведение ракеты на цель и нивелируют любые бронированные преимущества российской бронетехники на поле боя (именно потому что уничтожают цели сверху).
Недавно прозвучали сообщения из уст главы разведки [минобороны Украины] Буданова о том, что украинские военные уже использовали Javelin, но информации об этом из других источников нет. В любом случае, это будет хорошей помощью. К тому же, у нас есть подготовленный персонал, который прошел обучение в почти всех бригадах по овладению Javelin. Поэтому проблем с этой техникой точно не будет.
Ми-17 — с освоением этих вертолетов тоже не будет проблем. Ведь Украина в свое время даже обсуждала с американской стороной ремонт вертолетов Ми-8 и Ми-17, которые использовались в Афганистане, с привлечением украинских предприятий оборонной промышленности. Передача Ми-17, которые оснащались украинскими двигателями и современной авионикой, будет хорошим способом усилить нашу армейскую авиацию. Особенно если это будет помощь, а не продажа Украине этих образцов.
Минометы — пока нет детализации, о каких именно калибрах идет речь. Но в любом случае, если минометы придут со своими минами, то проблем с освоением этого оружия не будет.
Теперь главным вызовом является то, каким образом конгрессмены и чиновники в Пентагоне будут оценивать баланс техники, которая может быть передана Украине, повлияет ли она на характер отношений с Российской Федерацией, в частности, не приведет ли это к дестабилизации, и не будет ли воспринята передача этих образцов Россией как дестабилизирующий фактор, когда именно будет передана эта техника — раньше или только тогда, когда начнутся боевые действия. Политическая и юридическая волокита будет более сложной при принятии решения, чем определение перечня вооружений, которое может быть нужным Украине.
Тот арсенал, который нам собираются предоставить нам США, является вполне адаптивным к наиболее актуальным потребностям в боевом противостоянии.
Как повлияют эти сообщения на Россию, сдержат ли они ее от агрессии? Прежде всего, мы не понимаем, что делает и планирует делать Россия. Потому что звучат и заявления Путина о том, что надо держать в напряжении Запад, и появляются странные аналитические материалы (в частности, был интересный материал Владислава Суркова о том, что Россия будет расширяться). Но в любом случае игра несколько больше, чем вопрос продвижения России по территории Украины.
Сейчас обнародуется немало факторов, которые могут повлиять на планы и намерения Российской Федерации. С другой стороны, есть немало способов, которыми РФ может повлиять на Европу с помощью усиления и сохранения газовой зависимости ЕС от России или через создание дестабилизирующих и постоянно нависающих военных угроз. А они нависают по всей цепочке: Балтия, Польша, Украина и т.д. Эта нависающая сила будет существовать постоянно с угрозой перехода в горячую фазу.
Поэтому я думаю, что тема украинско-российского противостояния вышла на новый уровень, где отдельные страны вроде США готовы говорить об оказании конкретной военной помощи Украине, а остальные европейские страны опираются на способы дипломатического влияния на РФ. Но из-за отсутствия понимания того, что именно будет делать завтра Путин, нельзя спрогнозировать и то, какое действие будет иметь решающее значение.
Сергей Згурец, директор информационно-консалтинговой компании Defense Express, эксперт по вопросам оборонных технологий