Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Новая правящая коалиция ФРГ сформирована: в нее войдут социал-демократы (красные), либералы (желтые) и враждебно настроенные к газопроводу «Северный поток — 2» Зеленые. Трем цветам не удалось договориться об общем отношении к газопроводу. Так что авторы Handelsblatt предсказывают конфликты внутри «светофорной» коалиции именно по этому вопросу.
Члены будущей коалиции спорят об отношении к газопроводу «Северный поток – 2» и о роли федеральной земли Мекленбург-Верхняя Померания. При этом не исключено, что газопровод будут эксплуатировать и без сертификации.
«Фонд защиты климата и окружающей среды Мекленбурга-Верхней Померании» якобы занимается «общественно-полезными задачами». Что он под этим понимает, можно прочитать на его сайте в Интернете. Например, что с его подачи ребятишки из детских садов Мекленбурга-Верхней Померании высаживают саженцы «платанов, дубов, каштанов, ясеней и кленов».
А вот о рискованной побочной деятельности фонда на сайте ни слова. Вероятно, это объясняется тем, что она служит не столько общественному благу, сколько интересам российского государственного концерна "Газпром" и его европейских деловых партнеров.
Американский взгляд на немецко-российский фонд
Во вторник редакция газеты Handelsblatt получила информацию из правительственных кругов США, что там фонд известен в основном благодаря его усилиям по вводу в эксплуатацию проблемного газопровода «Северный поток — 2».
Регистрационные документы, оказавшиеся в распоряжении «Немецкой организации по охране окружающей среды», подтверждают эту информацию. С 1 июля 2021 года фонд является владельцем грузового судна Blue Ship, предназначенного для каменной засыпки некоторых участков уже полностью смонтированного газопровода.
Фонд не желает давать разъяснений по поводу своих действий на благо "Газпрома". Соответствующий запрос газеты Handelsblatt остался без ответа. Но так просто уйти от обсуждения этого вопроса ему не удастся. Фонд и его Blue Ship оказались в центре геополитического скандала, который может перерасти в серьезную проблему для «светофорной» коалиции.
Русский газ — хуже, чем бензин на пожаре
Зеленые не скупятся на критику: «Этот фонд так же подходит для спасения климата, как бензин для тушения пожара», — сказала Клаудиа Мюллер (Claudia Müller), политик из партии Зеленых, специализирующийся на экономических вопросах. По ее словам, официальное предназначение фонда — «обман для прикрытия истинного положения дел», и это уже ясно давно.
«Но тот факт, что Фонд до такой степени замарал руки и даже сам помогает при строительстве газопровода, крайне удивляет, — подчеркнула Мюллер, принимавшая участие в переговорах по экономическим разделам коалиционного договора и сама родом из Мекленбурга-Верхней Померании. — Я спрашиваю себя, насколько же послушным готово быть земельное правительство российскому энергетическому концерну Газпром». По ее словам, это «уже просто гротеск».
А вот красные "Газпром" не гонят
А вот политики из СДПГ взяли фонд под защиту. «Можно спорить о названии фонда, созданного земельным правительством Мекленбурга-Верхней Померании. Однако смысл и предназначение этой конструкции понятны: его цель обеспечить реализацию проекта вопреки противоречащим международному праву санкциям США. Против этого возразить нечего», — сказал Бернд Вестфаль (Bernd Westphal), спикер по экономическим вопросам фракции СДПГ в бундестаге. В отношении санкций США «светофорная коалиция» однозначно следует «единой линией», — подчеркнул он.
Премьер-министр Мекленбурга Мануэла Швезиг (Manuela Schwesig/СДПГ), относящаяся после триумфальной победы на сентябрьских выборах к самым влиятельным социал-демократическим политикам, была одним из инициаторов идеи создания фонда совместно с Газпромом. В начале года во время дебатов в ландтаге Швезиг согласилась с тем, что эта общественно-полезная организация может внести вклад и в завершение строительства «Северного потока — 2».
Зеленые постоянно осуждали сотрудничество с Газпромом и до сих пор отрицательно относятся к газопроводу. СвДП также выступала против «Северного потока — 2», прежде всего по внешнеполитическим причинам. По мнению партии, газопровод между Россией и Германией — престижный проект Кремля, вызывающий серьезные опасения в Восточной Европе.
В коалиционном договоре газопровод вынесен за скобки
В коалиционном договоре газопровод напрямую не упоминается: партиям не удалось преодолеть разногласий по этому вопросу. Поэтому нерешенный конфликт вокруг «Северного потока — 2» может уже в самом ближайшем будущем привести к серьезному раздору внутри коалиции.
Во всяком случае Зеленые не оставляют никаких сомнений в том, что не изменят своей отрицательной позиции, и указывают на то, что ответственное за этот вопрос федеральное министерство экономики в будущем будет находиться в их ведении. «Я твердо надеюсь на то, что министерство экономики, находящее под руководством Зеленых, будет внимательно и критически следить за данным газопроводным проектом», — сказала Мюллер и уточнила, что коалиционный договор ясно говорит: «Тот, кто хочет поставлять газ в Германию, должен соблюдать действующие тут законы».
Биджан Джир-Сарай (Bijan Djir-Sarai), спикер по внешнеполитическим вопросам фракции СвДП в бундестаге, также заявил, что новое федеральное правительство «совершенно определенно будет проводить другую политику», чем предыдущее правительство. «С нашей точки зрения ‘Северный поток — 2' — общеевропейская тема, — сказал он. — Решающий вопрос заключается в следующем: соответствует ли газопровод европейскому энергетическому законодательству?»
В этом в Брюсселе сомневаются. Хотя маловероятно, что Европейская комиссия воспрепятствует вводу в эксплуатации «северного потока — 2». Но она может поставить его в такие условия, которые сделают проект экономически малопривлекательным.
Госдепартамент против Blue Chip
Однако сначала должны быть завершены некоторые работы на морском дне. И тут в игру вновь вступает Blue Ship. Ранее судно по заданию компании-оператора произвела каменную засыпку газопровода в датских территориальных водах.
Подобная засыпка необходима на некоторых участках, чтобы закрепить газопровод на морском дне. По информации, полученной газетой Handelsblatt из профессиональных кругов, осталось провести лишь незначительные доработки. Компания Nord Stream 2 AG заявила: все работы судна Blue Ship, выполняемые по её заданию проводятся на основе разрешений соответствующих ведомств.
США, считающие «Северный поток — 2» российским инструментом воздействия и геополитическим просчетом уходящего правительства ФРГ, с неудовольствием наблюдают за работой судна Blue Ship. Госдепартамент США упоминает его в последнем санкционном отчете конгрессу, однако санкций против судна американцы вводить не стали.
Потому что в противном случае штрафные меры затронули бы фонд и опосредственно земельное правительство Мекленбурга-Верхней Померании. Это было бы эскалацией, которой опасается президент Джо Байден. Получается, что, с точки зрения СДПГ, фонд свою задачу выполняет.
В настоящее время Blue Ship пришвартован в порту Мукран на острове Рюген. Когда судно выйдет в море и выйдет ли вообще, сейчас сказать трудно. Также открытым остается вопрос, когда будет введен в эксплуатацию газопровод и будет ли вообще.
Федеральное сетевое агентство в начале прошлой недели приостановило процесс сертификации «Северного потока — 2». Ведомство это обосновало тем, что сначала компания-оператор должна быть организована в соответствие с немецким законодательством.
Пока компания имеет головной офис в Швейцарии. Сейчас она сама изъявила готовность создать дочернее предприятие в соответствие св законодательством Германии для немецкого участка газопровода. Именно он подлежит сертификации.
Сертификация должна подтвердить, что компания выполняет требования Газовой директивы ЕС. Согласно ей эксплуатация газопровода и продажа газа должны осуществляться разными юридическими лицами. Кроме того, необходимо обеспечить доступ третьих лиц к газопроводу.
Будет ли компания-оператор ждать так долго?
Пока неясно, сколько еще времени продлится процесс сертификации, который первоначально должен был закончиться уже к началу января. Временные рамки, называемые знакомыми с процессом сертификации экспертами, постоянно варьируются, изменяясь под влиянием разных факторов. Некоторые называют лишь «несколько недель», другие говорят, что дело затянется еще на «многие недели».
Но сможет ли компания-оператор ждать так долго? Инсайдеры указывают на то, что в прошлом имелись прецеденты ввода трубопроводов в эксплуатацию и без сертификации. Например, «Североевропейский трубопровод природного газа» («Nordeuropäische Erdgasleitung») или протянувшийся на большое расстояние трубопровод EGL 401, по данным Федерального сетевого агентства Германии, приступили к транспортировке газа еще до того, как они были сертифицированы. А в случае ввода объекта в эксплуатацию без сертификации, по данным Федерального сетевого агентства, оператору грозит штраф всего лишь «в размере до одного миллиона евро».
Эта сумма выглядит не очень внушительно: ведь инвестиции в строительство «Северного потока — 2» насчитывают как минимум 10 миллиардов евро. Учитывая удерживающиеся на высоком уровне цены на газ, оператору может показаться соблазнительным просто быстренько ввести поставку газа в действие, не дожидаясь сертификации. В пользу такого решения говорит и то, что «Газпром» таким образом сможет сэкономить выплаты за транзит, которые при отказе от «Северного потока — 2» пошли бы Украине.
Впрочем, подчеркивает Федеральное сетевое агентство, оба старых прецедента с трубопроводами, введенными в эксплуатацию без сертификации, ни в коем случае не должны применяться к проекту «Северный поток — 2». «Делать какие-либо выводы на основе этих старых вердиктов насчет нынешней сертификации просто невозможно. Слишком сильно отличаются тогдашние компании-газовики от нынешних, а также суть проводившегося тогда и проводящегося ныне процесса сертификации», — заявил представитель Федерального сетевого агентства.