Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Во время распродаж растут не только объемы торговли, но и наступает «высокий сезон» для мошенников, отмечается в статье Dagens Nyheter. Как обезопасить себя от махинаций с ценами и товарами, а также действий нечистоплотных на руку дельцов, рассказывают эксперты.
Скидки, ажиотаж в магазинах. Черная пятница — самое время поостеречься мошенников и помнить о трюках с ценами.
«Мы исследовали целый ряд разных отраслей, и по большому счету в каждой из них обнаруживаются проблемы», — говорит Давид Онешё, юрист Управления по защите прав потребителей.
Близится время, очень важное для шведской торговли. С одной стороны, на носу предрождественские покупки. С другой, наступает праздник распродаж — Черная пятница. Во время пандемии сфера онлайн-торговли сделала настоящий рывок, и многие до сих пор предпочитают покупать с помощью несколько кликов мышкой. Но в этот период растут не только объемы торговли — также наступает высокий сезон мошенничества.
Черная пятница — синоним громкой рекламы скидок, и Управление по защите прав потребителей всегда внимательно следит за происходящим в этот период.
«Мы часто сталкиваемся с такой большой проблемой, как вводящие потребителя в заблуждение сопоставления цен. Новая цена противопоставляется так называемой постоянной, которой никогда и не существовало, но магазин придумал ее, чтобы сделать вид, что скидка больше, чем на самом деле», — объясняет юрист Управления по защите прав потребителей Давид Онешё (David Ånesjö).
Когда Управление обнаруживает случаи такого маркетингового обмана, оно обычно дает предприятию шанс исправиться. Если же маркетинговая стратегия не меняется, выписывается штраф, и дело даже может дойти до суда.
«Мы исследовали целый ряд разных отраслей, и по большому счету в каждой из них обнаруживаются проблемы», — сообщает Давид Онешё.
В базе данных Управления за период с сентября по январь прошлого года мы нашли 145 заявлений по Черной пятнице. За тот же период 2019 года зарегистрированы около ста заявлений. Управление подчеркивает, что такой поиск не дает точной статистики, но эту информацию стоит принять во внимание.
Потребителю нелегко обезопасить себя в такой ситуации. Рекомендуется, например, пользоваться сайтами для сравнения цен, чтобы проверить, сколько тот или иной товар стоил раньше и каковы цены у других продавцов.
«Начать хорошо бы с того, чтобы делать покупки по мере необходимости. Так лучше и для окружающей среды, и для вашего кошелька. Легко увлечься и покупать вещи только потому, что цены кажутся низкими. Но не помешает проявить немного здравого скептицизма относительно подобных сделок», — убежден Давид Онешё.
Согласно последнему отчету Интернет-фонда «Шведы и интернет», 90% опрошенных делают покупки онлайн. При этом каждый второй признался, что не ощущает себя в безопасности, когда платит в сети. Учитывая, что доля покупок через интернет только растет, важно понять, как можно себя защитить.
Лотта Мауритсон (Lotta Mauritzson), специалист по предотвращению правонарушений в Национальном центре борьбы с мошенничеством при шведской полиции, призывает потенциальных покупателей не делать необдуманных покупок в интернете. Сегодня большинство шведов пользуются социальными сетями, и важно и там быть начеку. Как предупреждает Лотта Мауритсон, некоторые рекламные объявления ведут на сайты, очень напоминающие официальные страницы известных брендов.
«Вам может показаться, что вы покупаете товары определенной марки, но на самом деле вы попали на совершенно посторонний сайт, созданный в другой стране. Он может быть очень похожим на официальную страницу или использовать те же самые выражения, но если вы чувствуете, что что-то не так, не игнорируйте это чувство», — советует Лотта Мауритсон.
В рекламе могут использоваться образы знаменитостей без их ведома. Это тоже обман потребителя — например, когда речь идет об инвестициях в какую-нибудь криптовалюту.
Покупки на подозрительных сайтах влекут за собой целый ряд разных рисков. К примеру, вы платите, долго ждете и, наконец, получаете по почте совершенно не то, что заказывали.
«Также бывает, что вы совершаете оплату и вообще ничего не получаете. Или мошенники могут украсть данные вашей карты и выставить их на продажу в сети», — предостерегает Лотта Мауритсон.
Пользователи сети сообщают и о страницах, которые притворяются шведскими и обещают бесплатную доставку. Но после оформления заказа вас ждут долгое время доставки, дополнительные платежи, например, пошлины, и разочарование, когда товар в конце концов прибывает, если это вообще происходит.
В таком случае это может быть так называемый дропшиппинг (прямая поставка), когда товары из-за рубежа продаются напрямую без посредников. Управление по защите прав потребителей призывает людей сообщать, если они подозревают маркетинговый обман, и обещает не оставить эту проблему без внимания.
Вычислить мошенников и найти, куда ушли ваши деньги, не всегда легко: «Нам непросто отслеживать денежные переводы. Разные страны сотрудничают, пытаясь выявлять общие мошеннические схемы. Но даже если сайт расположен на сервере в другой стране или деньги уходят в другую страну, это не значит, что мошенники тоже иностранцы».
На прошлой неделе схватили нескольких хакеров, подозреваемых в атаках на сеть продуктовых магазинов Coop минувшим летом. По словам Лотты Мауритсон, это хороший пример международного сотрудничества.
«По отдельным заявлениям о нарушениях в Швеции никого не арестовали, но зато информацию использовали, чтобы найти правонарушителей за границей».
Как обезопасить себя
На специальных сайтах сравнивайте цены на товар, продающийся со скидкой.
Обращайте внимание, если сайт выглядит странно, при малейших сомнениях ничего не покупайте.
Блокируйте карту для покупок онлайн, если не планируете их совершать.
Для покупок в сети пользуйтесь отдельной картой и счетом, учитывая риск кражи данных. Сегодня многие магазины позволяют использовать специальные электронные карты, номер которых меняется для каждой транзакции.
С осторожностью предоставляйте данные карты, особенно если страница не вызывает доверия.
Пользуйтесь только известными платежными сервисами.
Не забывайте о функции 3D-Secure у Visa и Mastercard. Она повышает уровень защиты, поскольку требует пароль или банковский идентификатор.