Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Россия и Украина готовятся к конфликту, не исключает Advance. При этом, отвечая на вопрос о том, кто заинтересован в начале военных действий, автор подчеркивает, что для Киева возвращение контроля над Донбассом жизненно необходимо, Вашингтон рассчитывает втянуть Москву в противостояние с соседом и добиться ее максимального истощения. И только России эскалация не выгодна.
Стоят ли Россия и Украина на грани открытого конфликта? Украина утверждает, что ожидает российского нападения и предполагает, что оно может произойти в начале будущего года. Россия, в свою очередь, утверждает, что все это выдумки и она никому не угрожает, но при этом заявляет, что Украина и НАТО повышают градус напряженности и Киев готовится к захвату двух восточных регионов — Донецка и Луганска, которые находятся под контролем пророссийских сил еще с 2014 года.
Получается, мир возможен, только если не верить ни одним, ни другим? В противном случае, на горизонте маячит война, и речь идет об одной и той же войне — разница только в том, кто ее начнет. Киев и Вашингтон утверждают, что это Россия первой нападет, хотя непонятно зачем ей это делать. Чтобы захватить остальную Украину за пределами Донбасса? Зачем? Чтобы взять под контроль пол-Украины? Но Россия этого не планирует, по крайней мере не заявляет об этом публично. На самом деле Москва не захотела отбирать даже Донбасс в момент, когда это было для нее куда проще, чем сегодня.
В действительности на ситуацию можно посмотреть следующим образом: кто больше заинтересован в том, чтобы взять под контроль Донбасс и объявить его своим? Москва или Украина? От Москвы ждут, что она защитит местное население, но не более. Большинство русских не ждут, что Донбасс присоединиться к России, и, вероятно, большинство даже не поддержали бы подобный вариант. Киев, в свою очередь, рассматривает Донбасс как территорию, оккупированную повстанцами, и на протяжении нескольких лет готовится вернуть себе контроль над этим регионом. Кроме того, можно сказать, что для Киева возвращение контроля над Донбассом жизненно необходимо. Киев просто не может отказаться от этой затеи и признаться в этом своему народу.
Основываясь на этих двух рассуждениях, можно заключить, что если произойдет конфликт между Россией и Украиной, то, вероятнее всего, борьба будет вестись за Донбасс, и, скорее всего, начнется из-за наступления Украины, наметившей вернуть себе контроль над Донбассом.
Россия уже решила для себя, что не будет мирно наблюдать. Кроме того, США, активно вооружая украинскую армию, создали ситуацию, в которой России остается только оказывать такую же помощь силам на Донбассе.
Похоже, Россия и Украина в данный момент готовят свои войска к конфликту. Российские разведывательные службы уже сравнивают эту ситуацию с короткой войной с Грузией в 2008 году. Да, ситуация похожа, особенно если говорить об ее участниках. Зеленский легко может стать новым Саакашвили, которого в 2008 году США подвигли на то, чтобы силой взять под контроль Абхазию и Южную Осетию. В итоге это привело к вооруженной российской интервенции, и Грузия полностью лишилась этих двух регионов. То же теперь может произойти и с Украиной.
Я напомню, что Донецк и Луганск уже провозгласили независимость от Украины, объявив себя «народными республиками», но им недостает одной важной вещи, которая есть в Абхазии и Южной Осетии. Речь о признании России.
Сценарий легко может повториться, и сейчас единственный вопрос, действительно ли этого хочет Россия, или она пойдет на подобный вооруженный конфликт вынужденно? Одно ясно: сегодня Россия, в отличие от 2008 года, не может ожидать, что Запад будет спокойно наблюдать за происходящим. Россию немедленно объявят агрессором, кто бы на самом деле ни начал новый конфликт.
Украина опровергает российские обвинения. Киев утверждает, что не планирует никакого наступления на Донбасс, и подчеркивает, что это Россия сосредоточила почти сто тысяч солдат на украинской границе.
Анонимные дипломатические и разведывательные источники, посвященные в происходящее, включая близкие к российскому руководству, заявляют СМИ, что вероятность российского нападения на Украину в скором времени невелика. Но зачем тогда войска сосредоточили на границе? Говорят, будто таким образом российский президент Владимир Путин хочет еще раз дать понять, что Россия готова действовать, если ее «красные линии» будут пересечены. В последние дни и недели Россия много раз заявляла, что не готова терпеть поставки оружия от НАТО и натовские силы на территории Украины, не говоря уже о вступлении этой страны в Североатлантический альянс.
Правда, не совсем понятно, чего Россия могла бы добиться подобной угрозой, то есть концентрацией войск на границе. Москва уже проделывала это весной, и с тех пор ситуация только ухудшается. Кроме того, можно сказать, что эффект от сосредоточения войск без конкретных действий ради некоего «послания» уже исчерпан и больше не повторится.
Но, скажем, между Россией и Украиной действительно начнется конфликт. Какими силами располагают эти две страны? Россия имеет преимущество во всем. У нее около 900 тысяч солдат в строю в отличие от Украины с ее 209 тысячами. Также у России есть союзники на территории самой Украины — на Донбассе. Если Россия решится на масштабное вторжение, она может вступить на Украину сразу с трех сторон, кроме запада. Правда, Западной Украине могут угрожать российские войска, продвигающиеся через Белоруссию. Почти с полной уверенностью можно сказать, что удар с юга, со стороны Крыма, будет направлен на Одессу и Мариуполь.
Специалисты сходятся во мнении о том, что Украина сегодня готова к конфликту с Россией намного лучше, чем в 2014 году, когда она потеряла Крым без борьбы. Больше всего развитию украинских вооруженных сил способствовало сотрудничество с Соединенными Штатами. Украина может положиться на оружие, которое поставляют США, например на передовые противотанковые ракеты, а также на мощную американскую разведывательную поддержку, которая в этой войне играла бы решающую роль. Вместе с тем Украина не может сравниться с Россией в том, что касается конвенциональной войны. Например, преимущество России в танках составляет три к одному.
Аналитик Матье Булег из лондонского аналитического центра Chatham House считает, что в случае войны Украине придется «сопротивляться до предела и просить помощи у Запада». Он уверен, что Украина может отомстить России, сделав войну для нее «слишком дорогой».
В случае войны отношения между Западом и Россией, которые сейчас находятся на исключительно низком уровне, разорвались бы окончательно. Вероятно, прямого столкновения между Россией и НАТО не случилось бы, поскольку такая эскалация привела бы к ядерной войне. НАТО будет помогать Украине всеми возможными способами, не включаясь при этом в войну напрямую.
В случае войны целью США была бы не «победа», а максимальное истощение России для ее долгосрочного ослабления. С точки зрения Вашингтона идеально было бы навязать России такую войну, которую ее ресурсы долго не выдержали бы. Такая война привела бы к восстанию россиян против Путина. США уже давно прогнозируют масштабные прозападные восстания в России, но до сих пор эти прогнозы не оправдывались.
В случае войны цель России — закончить ее как можно скорее, чтобы избежать сценария, описанного в предыдущем абзаце. При этом Москва попытается повторить «грузинский сценарий», то есть стремительным и мощным броском взять под контроль всю территорию Донбасса и, по возможности, провозгласить военную победу всего за несколько дней или недель. Более продолжительные военные действия истощат Россию, и она угодит в ловушку.
А что Украина? Может ли она достигнуть своих целей? С трудом. Особенно если в этот раз она поставила себе целью вернуть контроль над всем Донбассом. Трудно себе представить, чтобы Украина с американскими поддержкой и оружием заняла Донбасс, так как Россия этого не допустит. Для нее такое поражение намного тяжелее, чем для Украины потеря Донбасса, ведь та его де-факто уже потеряла. Победа Киева разрушила бы миф о том, что Россия защищает своих «соотечественников» (хотя население Донбасса, конечно, не столь однородно), и поэтому Россия била бы все сильнее и сильнее. При таком раскладе она уже защищала бы не Донбасс, а саму концепцию своего нынешнего существования.