Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украина, Грузия и Молдавия — три наиболее мотивированных на вступление в ЕС участника программы «Восточное партнерство» для бывших советских республик — хочет убедить Европейский Союз продолжать сближение, пишет Politico. При этом все власти этих стран признают, что в ближайшее время об их членстве в ЕС и речи быть не может.
Несмотря на внутреннюю нестабильность и страхи перед грозящей интервенцией России, «трио» стремится к более тесному сотрудничеству с ЕС.
Во вторник лидерам Украины, Молдавии и Грузии предстояло озвучить в Брюсселе множество заверений.
Так называемое «трио» — три наиболее мотивированных на вступление в ЕС участника программы «Восточное партнерство» для бывших советских республик — хочет убедить Европейский Союз продолжать сближение. При этом все три бывших советских республики признают, что в ближайшее время об их членстве в ЕС и речи быть не может.
Выгода в самом процессе
Иными словами, они стремятся к выгодной дружбе с ЕС, тогда как клятва насчет вечной преданности может и подождать.
Более тесное взаимодействие могло бы принести пользу также и ЕС в его стремлении иметь на востоке дружественно настроенных соседей, построивших у себя демократии: имеются в виду те же Украина, Молдавия и Грузия. Так ЕС сможет не дать России подмять эти страны под себя. Однако вместе с тем Брюссель опасается каких-либо конфликтов и нестабильности в регионе.
В результате троица премьер-министров уже имеет перед собой рабочее задание на встречах с высшими должностными лицами в столице ЕС. Эту работу задали все последние события в регионе, включая наращивание российского военного присутствия на границе с Украиной и пересуды о заговоре с целью свержения правительства в Киеве.
Зеленский боится переворота от России
На недавней пресс-конференции президент Украины Владимир Зеленский заявил, что его правительство располагает разведданными о вероятной попытке госпереворота при поддержке России. В опасном заговоре замешан один из богатейших олигархов Украины — Ринат Ахметов. Кремль данное утверждение опроверг, а сам Ахметов назвал «абсолютной ложью».
Тем временем Грузия погрязла в глубоком, затяжном внутриполитическом кризисе, который парализует работу правительства и вызывает резкую критику в связи с уходом страны от предыдущих демократических достижений. Мероприятия по урегулированию кризиса в результате посредничества (в том числе) со стороны председателя Европейского совета Шарля Мишеля оказались по большей части бессмысленными.
А в Молдавии изначальный энтузиазм и надежды на новое, проевропейское правительство ослабли ввиду иррациональности подхода нового кабинета к урегулированию спора с Россией по контрактам на поставки газа. Для обеспечения страны необходимыми объемами голубого топлива Кишинев заключил сделку с «Газпромом» — подконтрольным Кремлю энергетическим монстром. В добавление к этому в Брюсселе поговаривают о неких негласных уступках в пользу России, в результате которых Москва сможет оказывать сильное влияние на политическое будущее Молдавии.
Что касается Украины, то, несмотря на все проблемы и неудачи, украинский премьер-министр Денис Шмыгаль настаивает на приверженности его правительства западному пути, который ведет к официальному членству в ЕС.
«Мы хотели бы заявить о твердом намерении наших трех стран стать полноправными членами ЕС», — сказал он в интервью «Политико» на прошлой неделе.
Заслуги перед климатом
В качестве примеров стремления к более тесной интеграции и принятию стандартов и практики ЕС Шмыгаль упомянул усилия Украины по борьбе с изменением климата. Украина борется с этой напастью в соответствии с «Зеленой сделкой» Евросоюза, а также в рамках сотрудничества в области энергетики, цифрового регулирования и кибербезопасности. Он заявил, что Украина может предоставить ЕС хранилище для стратегических запасов природного газа, хотя блок вряд ли на это согласится ввиду недостаточной стабильности в стране.
Впрочем, любая перспектива членства в ЕС для этой тройки исчисляется годами. Ни Украина, ни Молдавия, ни Грузия не получили статуса кандидата на вступление в ЕС. Да этот статус и в любом случае не является гарантией членства, это вам запросто подтвердят Западные Балканы в лице Сербии, Черногории, Албании и Северной Македонии. Каждую из этих стран уже по многу лет продержали в предбаннике ЕС.
Сторонники просят стимулов
Тем не менее сторонники более тесного сотрудничества с этой тройкой рекомендуют дать им шанс. Категорическим императивом для ЕС эти люди считает создание стимулов, которые заставляли бы и Украину, и Молдавию, и Грузию продвигаться по западному пути и проводить демократические реформы.
«Если мы не сможем предложить этим странам некую новую, более масштабную повестку дня на следующее десятилетие, мотивация для осуществления реформ быстро ослабнет, а в конце концов сойдет на нет», — сказал литовский политик Андрис Кубилюс, депутат Европарламента и один из первых сторонников «концепции тройки».
Концепция возникла в результате сделанного политиками ЕС вывода о том, что в рамках программы Восточного партнерства у этих трех стран больше перспектив для более тесного сотрудничества с ЕС, чем у всех других членов Восточного партнерства. Посмотрите на этих самых других членов: Армению, Азербайджан, Белоруссию. Армения и Азербайджан оказались втянуты в военный конфликт, который был в общем и целом урегулирован после непродолжительной войны в прошлом году. (Автор обходит своим вниманием тот факт, что ЕС был огорчен тем, что главным посредником в этом урегулировании стала Россия — прим. ИноСМИ.) Белоруссия после наложенных на нее санкций вдруг стала проявлять неприкрытую враждебность по отношению к ЕС, а авторитарный лидер Александр Лукашенко недавно попытался при помощи мигрантов дестабилизировать соседние Польшу и Литву.
Во всем виноваты французские снобы?
Кубилюс сказал, что сторонники концепции выступают за всеобъемлющую интеграцию тройки в единый европейский рынок, не говоря уже о приверженности четырем основным свободам ЕС: передвижение товаров, рабочей силы, услуг и капитала.
«Одна из причин, по которой ЕС не предлагает этим странам более амбициозной повестки дня, заключается в скептическом отношении к расширению нескольких крупных столиц ЕС — мы знаем, каких именно — к любым дальнейшим шагам в контексте расширения, прежде чем будут реформированы институты ЕС», — сказал Кубилюс в интервью.
Какие столицы имел в виду Кубилюс? Франция, в частности, холодно относится к расширению Евросоюза и неоднократно заявляла о необходимости больших реформ в структурах Евросоюза перед тем, как в нем можно будет ставить вопрос о приеме новых членов.
Испытания трех стран
Каждая из стран тройки уже подписала своё собственное соглашение о политической ассоциации с Брюсселем и уже пользуется преимуществами «глубоких и всеобъемлющих зон свободной торговли», которые предоставляют им определенный доступ к единому европейскому рынку.
Данный подход новаторским не назовешь. В 2002 году глава Еврокомиссии Романо Проди призывал к «политике близости» с целью поиска компромисса между чересчур стремительным расширением ЕС и подавлением амбиций соседних стран.
«Политика близости не должна начинаться с обещаний членства, но и не должна исключать его возможности, — говорил тогда Проди. — Цель состоит в том, чтобы распространить на этот регион набор принципов, ценностей и стандартов, определяющих существо Европейского союза. Я хочу видеть „кольцо друзей" вокруг ЕС и его ближайших европейских соседей — от Марокко до России и Черного моря».
Однако кольцо это еще не совсем сформировалось — особенно в том, что касается России. И одной из главных проблем для инициативы «троицы» является риск дальнейшей провокации Москвы, которая некогда весьма активно препятствовала программе Восточного партнерства.
В 2013 году Кремль убедил тогдашнего президента Украины Виктора Януковича отказаться от идеи подписания соглашения об ассоциации с ЕС — нарушенное обещание вызвало оранжевую революцию, аннексию Крыма и продолжающийся конфликт на Донбассе.
Депутат Европарламента литовец Кубилюс заявил, что даже в рамках «тройки» ЕС должен быть готов делать больше или меньше в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств, следуя традиционному принципу «больше за большее», согласно которому за демократическими реформами следуют «бонусы» со стороны ЕС.
Он признал, что в последние годы трио демонстрировало как периодическое продвижение вперед, так и регресс. Но последний лишь подчеркивает необходимость более активных дипломатических усилий Евросоюза.
В ходе визита в Тбилиси Кубилюс сказал, что правящая партия «Грузинская мечта» и ее оппоненты стремятся, похоже, к взаимному уничтожению. «Сейчас обе стороны совершают все возможные ошибки, и выгодно это только Кремлю, — сказал он. — Если Грузия не сможет устранить политический кризис, ЕС придется расценить это как регресс, и тогда весьма четким сигналом станет принцип 'больше за большее и меньше за меньшее'».
По словам Кубилюса, важно поставить перед троицей амбициозные, ощутимые и достижимые цели для более тесной интеграции с ЕС без неминуемых простоев и разочарований из-за официальной заявки на членство.
«На данный момент вопрос членства, очевидно, забуксовал, — резюмировал он. — В связи с чем необходима некая промежуточная цель».