Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Посол Украины в Японии делится с читателями «Украинской недели» своими соображениями о ситуации в Крыму и на Тайване. По его мнению, «неадекватная» реакция Запада на возвращение полуострова в состав России может заставить Китай решить тайваньскую проблему силой. Что касается Украины, то дипломат приходит к такому выводу: полномасштабное вторжение следует ожидать тогда, когда Киев зальют миллиардами инвестиций, а уровень жизни выйдет на показатели Швейцарии.
Как может действовать Кремль в ближайшем будущем и почему ситуация на Украине будет влиять на конфликт КНР и Тайваня
Скопление российских войск и наступательной техники на восточной границе Украины и в Крыму, агрессивную риторику и кампанию дезинформации, сопровождающиеся приготовлением к вероятным военным действиям РФ, важно рассматривать как часть глобальной геополитической игры с участием России, США и Китая. Своеобразный zoom-out позволяет увидеть не только более широкую картину напряженности в системе международной безопасности, но и понять мотивацию руководства РФ и спрогнозировать возможное развитие событий.
Впервые об аналогии между Тайванем и Крымом эксперты, занимающиеся Юго-Восточной Азией, заговорили сразу после событий на Украине 2014 года. Очевидно, существует принципиальная разница между правовыми статусами Автономной республики Крым и Республики Китай (официальное самоназвание нынешней госсистемы Тайваня. — Прим. ред.). Однако, по мнению специалистов по международной безопасности, сам факт оккупации, а затем попытки аннексии части территории признанного в международно-правовом поле государства, как это произошло в Крыму, и неадекватная реакция крупнейших мировых игроков на эти действия, вполне могли побудить Китай к силовому решению проблемы Тайваня.
Прогнозируемая после этого дестабилизация Юго-Восточной Азии и обострение проблем вокруг Южно-Китайского моря означала бы едва ли не самый болезненный удар по глобальным интересам Соединенных Штатов и их союзников со времен Второй мировой войны. Именно поэтому с таким вниманием в Китае, в Японии, на Тайване и в других странах региона отслеживают события вокруг Украины. Только, в нашей части мира агрессором и наибольшей угрозой международной безопасности выступает не Китай, а Россия, которую значительно меньше опасаются в Юго-Восточной Азии. Однако непрерывное в течение последних двадцати лет сближение России и КНР в вопросах внешней политики и безопасности, а также недавнее заключение формальных договоренностей между министерствами обороны двух стран, закрепляющими беспрецедентный уровень военного сотрудничества, перебрасывают своеобразный мостик между восточной границей Украины, Крымом и Тайваньским проливом. Если Россия перейдет к активным боевым действиям на востоке Украины и ей это снова сойдет с рук (то есть, страны Запада выразят глубокую озабоченность и введут санкции против группы второстепенных персонажей кремлевского антуража), вполне прогнозируемыми становятся силовые действия КНР против Тайваня в случае малейшей попытки последнего укрепить свой суверенитет.
Профессор Института политики безопасности Университета Киля Сара Кирчбергер цитирует в публикации для The Guardian слова неназванного представителя ВМС КНР, который сказал: «Мы должны сделать Тайваню то, что Путин сделал в Крыму». О возможном развитии событий вокруг Тайваня по крымскому сценарию недавно заявил министр обороны Японии Нобуо Киши. При этом Россия, скорее всего, не будет вмешиваться в события вокруг Тайваня даже если там возникнут боевые действия, как и Китай не будет вмешиваться в «дела» России на украинском фронте.
В этих условиях крайне важно, как будут вести себя в будущих конфликтах США. Именно гарантии невмешательства Вашингтона во внутрикитайские, как считают в Пекине, дела, интересует КНР. И именно гарантии невмешательства США (в России это маскируют аббревиатурой НАТО) в зону наиболее принципиальных интересов России интересуют Москву. После выхода США из Афганистана, Сирии, Ливии, у России осталось не так уж много инструментов принуждения Вашингтона к признанию России равным глобальным партнером, великой державой, на уровне с КНР. Нет сомнения, что Путин не простил сенатору Джону МакКейну слова о бензоколонке, которая делает вид, что она страна. Именно поэтому мир наблюдает объятия до состояния удушения между РФ и КНР, именно поэтому происходят периодические, как это называет Дмитрий Песков, «перемещения войск на своей территории, которые никому не грозят», именно поэтому проводятся совместные учения на Дальнем Востоке и осуществляются морские патрули вокруг Японии. Нарушать международное право веселее вдвоем.
Москва, очевидно, хотела бы, наконец, достигнуть заветной цели — окончательно зафиксировать статус «хромой утки» за Украиной, заставив ее провести воссоединение с ОРДЛО на условиях России; получить гарантии Вашингтона относительно нейтрального статуса Киева, который впоследствии должен перейти в международный консенсус с участием ведущих европейских стран; добиться прекращения де-факто, если не де-юре, антикрымских санкций и риторики в поддержку Украины в этом вопросе.
Именно поэтому ожидать реального масштабного вторжения России на Украину стоит тогда, когда темпы подъема экономики Украины составят десять процентов и выше, в страну начнут поступать десятки миллиардов иностранных инвестиций, энергоэффективность и технологичность экономики достигнет мирового уровня, а уровень жизни выйдет на показатели другой нейтральной страны — Швейцарии. Что касается нынешних условий, то возможны три варианта, которые просматриваются, исходя из имеющихся открытых данных.
План А предусматривает активную внешнеполитическую и экономическую дестабилизацию Украины, инициирование массовых протестов, внутриполитических кризисов, осуществление диверсионной деятельности. Войска РФ на границе будут выполнять функцию постоянно существующей опасности, которая будет отвлекать внимание и ресурсы, создавать напряжение через масштабную кампанию дезинформации. Цель — приход к власти пророссийских сил, прекращение европейской и евроатлантической интеграции из соображений realpolitik, указывающей не только на отсутствие консенсуса относительно членства в ЕС и НАТО, но и о прямой выгоде от нормализации отношений с РФ.
План B имеет целью давление на США несколькими путями. Речь идет о дальнейшем скопление войск на восточной границе Украины, выход на государственный уровень кампании дезинформации о якобы готовности Украины к освобождению временно оккупированных территорий силовым путем (это заявления Пескова, Патрушева, Лаврова и Шойгу, выступления и публикации Путина, Медведева, Суркова) и образцово-показательное сближение с Китаем. Цель — заключение новых договоренностей, вне формата Минских протоколов, между РФ и США об урегулировании ситуации вокруг ОРДЛО, гарантии невступления Украины в НАТО, ее нейтральный статус, прекращение военной помощи Украине и «провокаций» авиации и флота НАТО в Черном море. В случае отказа США совершаются провокационные действия и диверсии, которые, как бы, оправдывают применение силы, вооруженные формирования ОРДЛО переходят в наступление с целью полной оккупации территорий Донецкой и Луганской областей. Затем выбирается формат легитимизации этих территорий — референдум под дулами автоматов, признание независимости или присоединение к РФ на основании обращений «власти ДНР-ЛНР» в Москву. Расчет на огромные жертвы, экономические и репутационные потери для Украины, которые сделают невозможным дальнейшее сближение с Западом. Невмешательство США нанесет сокрушительный удар по их авторитету, и так ослабленному войнами в Афганистане и Ираке.
План С значительно хуже и вполне может привести к попытке захвата восточных областей, побережья Азовского моря, и сухопутного коридора с Крымом. В идеале, должна пасть также Одесса, возможно — Киев. Остальная — «галичанская Украина», крайне ослабленная и маргинализированная — может попробовать выжить без выхода к морю, но она уже будет не нужна ни ЕС, ни НАТО. Не исключается, что впоследствии она сама попросится обратно, «домой», в «братскую семью народов», но уже на условиях Москвы, своеобразное повторение Переяславской рады. На оккупированных территориях Левобережья будет создана буферная зона, а промышленный потенциал восточных областей будет направлен исключительно на нужды ОПК. Сурков же сказал, что империя не может не расширяться, другого не стоило и ожидать. Вполне вероятно, что одновременно с этими действиями КНР, наконец, присоединит Тайвань (в армии КНР даже разработан концепт «скорой и решающей победы в первой же битве»), поэтому основное внимание США, Великобритании, Японии будет приковано к Юго-Восточной Азии. Германия фактически потеряет способность влиять на геополитику после запуска «Северного потока — 2» и прекращения транзита газа через Украину, Франция поссорилась с США и, вообще, там бушует неконтролируемый COVID, которому конца и края не видно.
Во время недавнего совещания с российскими послами в Москве Путин во всеуслышание поручил Лаврову «ставить вопрос о предоставлении России серьезных долгосрочных гарантий обеспечения ее безопасности, потому что так существовать и постоянно думать о том, что там (на Западе) завтра может произойти, Россия не может». Это говорит лидер государства с наибольшим в мире ядерным потенциалом. Поэтому стоит осознать, что борьба за принципы будущего мирового порядка переходит от теоретических дискуссий к практическим шагам. И Россия «за ценой не постоит».