Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Лукашенко заговорил о размещении комплексов С-400 вдоль белорусско-украинской границы, а также собрался нанести визит в Крым, пишет NoonPost. По мнению автора, нет сомнения, что «Минск возвращается в объятия Путина». Но главный вопрос сегодня: какая судьба ждет Белоруссию и ее лидера в свете последних событий?
«Теперь мы не братья, а партнеры», — так охарактеризовал президент Белоруссии Александр Лукашенко российско-белорусские отношения во время своего последнего визита в Москву. Он был огорчен политикой президента России Владимира Путина в отношении своей страны.
Лукашенко, кажется, забыл, что он, как и Путин, правит страной железной рукой на протяжении 27 лет. Он выдает себя за «человека из народа», но больше заботится о том, чтобы никто не угрожал его власти. Так что же объединяет вчерашних соседей, союзников и братьев? Каким образом экспансионистская политика России настроит Белоруссию против Запада?
Обмен ролями. Границы отношений Путина и Лукашенко
Многие годы Лукашенко полагался на финансовую и политическую поддержку Москвы. Это помогло ему оставаться у власти в течение 27 лет, при этом сам он мало что давал взамен.
Для Путина Белоруссия — это бывшая советская республика, которая является буфером между Россией и восточноевропейскими странами НАТО, а также надежный, хотя порой и весьма раздражающий партнер. Многие другие бывшие советские республики заключили политические союзы с Западом после того, как его отношения с Москвой оказались на самом низком уровне с окончания «холодной войны».
На протяжении десятилетий президент Белоруссии умело добивался от Москвы уступок, в частности, в виде государственных займов и дешевых цен на энергоносители. Россия поставляет нефть в Белоруссию по ценам ниже рыночных, а та, в свою очередь, перерабатывает и продает ее на мировом рынке. Эта прибыль составляет наибольшую часть ВВП страны.
Белоруссия обладает сравнительно небольшой экономикой. Она строится в основном на советском наследии и поддерживается Москвой, которая после распада Советского Союза вложила в нее более 100 млн долларов. Почти половина всех товаров, производимых Белоруссией, особенно сыров, грузовиков и тракторов, идет в Россию, а в страны ЕС — всего 24%.
Жесткий контроль экономики со стороны Лукашенко, хотя и отчасти, призван помешать усилиям России. В Белоруссии никогда не было федерализации и приватизации, поэтому, он продолжает сопротивляться дальнейшей интеграции с Россией. Лукашенко контролирует регион, полный активов, которые многие в Москве хотели бы захватить и перераспределить.
Миграционный кризис на белорусско-польской границе — еще один аспект партнерства между Москвой и Минском. Он предоставляет России возможность поиграть своими мускулами на границе с НАТО и показать, что она яростно защищает себя и своих союзников от агрессивных действий альянса в Черном море.
Кризис с мигрантами, который может нанести ущерб Европе, согласуется со стратегией Путина по подрыву Евросоюза. Кремль рассматривает Белоруссию как стратегически важную буферную зону на границе с Евросоюзом и НАТО.
От партнерства к разногласиям: испытание терпения Путина
Отношения между Путиным и Лукашенко не всегда были такими хорошими. В 2009 году, когда Лукашенко попытался выслужиться перед Западом, Путин наказал его, подняв цены на энергоносители.
Вскоре после этого Лукашенко вернулся в объятья Москвы, заявляя, что «русские и белорусы — один народ», а затем, не колеблясь, отменил встречу со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым под предлогом болезни своего младшего сына Коли.
В отношениях двух лидеров наблюдались взлеты и падения. Например, Лукашенко, которому временно запретили въезд на территорию Евросоюза, десять лет назад стремился сформировать более тесный союз с Россией.
Однако в последнее время он занимался установлением более тесных связей с западными странами, которых ранее обвинял в «попытках превратить белорусок в проституток, незаконном обороте наркотиков и распространении гомосексуализма».
В 2000-х годах Лукашенко пытался избавиться от имиджа «последнего диктатора Европы», обхаживая Запад и дистанцируясь от России, но в Кремле этого не оценили. Лукашенко стал более зависимым от поддержки Путина, чем когда-либо. Москва дала понять, что есть «красные линии», которые ему не позволят перейти.
- 1Поляки: Минск трубу перекроет, а мы будем на коленях умолять Путина дать нам газ (Gazeta)
- 2Лукашенко не исключил размещения ядерного оружия в Белоруссии
- 3Запад: разговоры с Лукашенко кончились. Пора его принуждать! (TNI)
- 4Seznam zprávy: мигранты на польско-белорусской границе выгодны Путину, считает аналитик
Но когда зашла речь об угрозах Лукашенко перекрыть транзит российского природного газа по газопроводу «Ямал-Европа», Кремль, казалось, дистанцировался от них, заявив, что Лукашенко не обсуждал этот вопрос с Москвой, и что он будет соблюдать все контракты на поставки газа.
Это не первый случай, когда Лукашенко испытывает терпение Путина. На протяжении многих лет российский лидер оказывал давление на Лукашенко, чтобы тот согласился создать «союзное государство» с Россией. Эта идея не пользуется популярностью у многих белорусов. Сам Лукашенко иногда говорит о ней, но лишь вскользь. Он не хочет потерять суверенитет Белоруссии и свою власть.
Москва неоднократно доказывала, что стремится сохранить Белоруссию в орбите своего влияния, так как использует ее территорию, чтобы следить за военной активностью в Западной Европе. Но в 2015 году Лукашенко проигнорировал запрос России о создании новой военно-воздушной базы, на которой она надеялась разместить истребители Су-27. Министр иностранных дел России назвал это «неприятным эпизодом», что стало редким публичным проявлением разногласий между двумя ближайшими союзниками.
Обе страны также постоянно спорят о ценах на газ и нефть. Когда в конце 2019 года они не смогли договориться о новой цене, Москва сократила поставки нефти, а через несколько месяцев Белоруссия приобрела первую партию американской нефти, чтобы показать России, что она может выжить без ее поддержки и готова в случае необходимости обратиться к Западу.
Лукашенко также занял нейтралитет, когда русские напали на Украину в 2014 году. Он придержал официальное признание Крыма, давая понять, что не допустит никаких атак на Украину с белорусской территории. Вместо этого он высмеял исторические аргументы, приведенные Кремлем для оправдания своего вторжения на Украину, говоря, что тогда Монголии (одна из республик Советского Союза) нужно вернуть почти всю территорию России.
На последней встрече с Путиным он сказал, что с нетерпением ждет приглашения в Крым, хотя его изначальная позиция была иной. Тогда именно эта позиция повысила международный авторитет Лукашенко и позволила ему выступать в качестве гаранта мирных переговоров в Минске, направленных на урегулирование конфликта. Белоруссия извлекла и другую выгоду из этого конфликта — аэропорты Минска стали транзитными аэропортами после остановки прямого авиасообщения между Россией и Украиной в 2015 году.
Милитаризация Белоруссии. Добровольное возвращение в объятия Путина
Необъявленная российско-украинская война продолжается уже восьмой год. В процессе мирного урегулирования нет практически никакого прогресса, а перспектива широкомасштабных военных действий на новой линии фронта (север Украины) растет с каждым днем. Лукашенко заговорил о размещении российских зенитно-ракетных комплексов С-400 вдоль белорусско-украинской границы. Этот шаг вызвал опасения, что президент Белоруссии готов играть более заметную роль в «гибридной войне» против Украины.
Белоруссия быстро становится новым фронтом в кампании Путина. Милитаризация белорусско-украинской границы вызывает серьезные опасения, так как это говорит о расширении военного присутствия России в Белоруссии. Лукашенко становится все более зависимым от Кремля ввиду необходимости противостоять Евросоюзу.
Россия и Белоруссия провели рекордное количество совместных военных учений, то есть российские силы уже фактически на постоянной основе присутствуют в стране. На западе Белоруссии недавно была создана новая совместная учебно-тренировочная база, увеличившая российское военное присутствие в стране. Это говорит о том, что Лукашенко готов отказаться от своих прежних слов относительно создания базы российских ВВС на белорусской земле.
Недавнее заявление Лукашенко о размещении российских зенитно-ракетных комплексов С-400 на границе с Украиной является последним свидетельством ухудшения двусторонних отношений между Минском и Киевом. Оно также указывает на то, что Белоруссия превращается в новый фронт в кампании Путина, направленной на подрыв украинского государства и возвращение страны в орбиту влияния России.
Расширение российского военного присутствия в Белоруссии будет иметь серьезные последствия для безопасности во всем регионе и хуже всего придется Украине. Ей необходимо забить тревогу из-за ухудшения ситуации на белорусско-украинской границе, в то время как международное сообщество должно полностью осознать последствия захвата Путиным Белоруссии, которая по большей части оставалась вне поля зрения геополитических радаров.
Параллельно с милитаризацией Белоруссии Кремль усиливает контроль над ее экономикой и внешней политикой. 28 дорожных карт по интеграции России и Белоруссии, утвержденные в сентябре этого года в Москве, будут тесно связывать страны, серьезно ограничивая возможности Минска проводить политику, независимую от России. Это указывает на то, что Путин близок к захвату Белоруссии без единого выстрела.
«Маленький мальчик прячется за спиной старшего брата»
Так Франак Вячорка, советник лидера белорусской оппозиции Светланы Тихановской, описал попытку Лукашенко использовать Кремль против Евросоюза, не спросив предварительно Москву и не проконсультировавшись с ней по поводу своих заявлений.
Белорусский «диктатор» более четверти века балансировал между Россией и Западом. За это он снискал определенное уважение, но его очевидная готовность пожертвовать суверенитетом Белоруссии в обмен на сохранение власти — новый феномен, возникший на фоне его растущей международной изоляции.
Она лишь усилила зависимость режима Лукашенко от России, которая не хочет ничего, кроме подавления протестных настроений, сохранения контроля над страной и лишения ее таких активов, как «Беларуськалий» (крупнейший в мире производитель калийных удобрений или сельскохозяйственной техники) и Минский тракторный завод. Все это она хочет сделать с минимальными политическими и экономическими затратами.
В связи с массовыми демонстрациями, вспыхнувшими по всей Белоруссии после президентских выборов 9 августа 2020 года, Лукашенко, похоже, столкнулся с угрозой потери власти. Его политика балансирования потерпела крах, когда он начал жестоко подавлять протесты.
Но тут вмешался Путин. Он поддержал Лукашенко, предоставил ему деньги и самолеты. Кроме того, российский лидер публично пообещал перебросить российских силовиков для обеспечения безопасности в Белоруссии, если ситуация выйдет из-под контроля, особенно после того, как ЕС и США ввели новые санкции против Минска, включая запреты на авиасообщение и замораживание активов.
Это была очень важная встреча. Она закончилась тем, что Путин пообещал выделить Лукашенко полмиллиарда долларов. Его поддержка также повлекла за собой социальные и дипломатические издержки, обостряя напряженность в отношениях России и Запада, но Кремль был готов с этим смириться.
По словам директора по исследованиям в области международной безопасности Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI) Нила Мелвина, причина, по которой Путин продолжает поддерживать президента Белоруссии, — это страх перед революцией. В случае успеха она приведет к появлению еще одного прозападного правительства на границах с Россией. Путин не хочет, чтобы Лукашенко был свергнут, а Белоруссия обратилась в сторону Запада.
Вот почему российский президент, противник «цветных революций», включая прозападной «Оранжевой революции» на Украине, активно поддерживал Лукашенко в прошлом году. Тогда белорусский президент, находящийся у власти с 1994 года, подавил протесты после выборов, которые оппозиция сочла сфальсифицированными.
С этого момента Лукашенко стал еще больше зависеть от Кремля. Он начал проводить репрессии против инакомыслия внутри страны и усугубил конфронтацию с Западом.
Следует вспомнить инцидент, произошедший в мае 2021 года. Пассажирский самолет Ryanair, на борту которого находился белорусский оппозиционный журналист Роман Протасевич, был вынужден приземлиться в Минске. Его арест напоминал сцену из голливудского фильма.
Непонятно, что побудило Лукашенко пойти на такой шаг, но ясно, кто его поддерживал. Это — Путин. Несмотря на то, что Европа приостановила авиасообщение с Белоруссией, Путин сохранил открытым воздушное пространство возле российско-белорусской границы и пригрозил ответными мерами против Евросоюза.
В другие времена Кремль не допустил бы таких драматических событий прямо перед проведением ежегодного Санкт-Петербургского международного экономического форума (2-5 июня 2021 год). Когда Путина прямо спросили о Белоруссии, он холодно ответил, что в этой стране много внутренних проблем, но Россия хочет занимать нейтральную позицию.
Отвечая на вопрос о задержании белорусского журналиста, он сказал: «Вы задаете политические вопросы на экономическом форуме. Какой-то Роман Протасевич, я знать его не знаю и знать не хочу».
Учитывая слабые позиции Лукашенко внутри страны, очевидно, что Путин сейчас пытается оказать на него давление и превратить Белоруссию в «марионеточное государство». Москва стремится превратить ее территорию в плацдарм для российских вооруженных сил, а также предпринимает шаги по ускорению экономической интеграции, которая фактически является аннексией.