Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На Западе обеспокоены вероятным «масштабным наступлением» России на Украину, и прошедшая встреча Блинкена с Лавровым указывают на то, что Кремль хочет продолжения кризиса, пишет Дэн Саббах в статье The Guardian. Но пойдет ли Москва в атаку? По мнению автора статьи, текущее сосредоточение российских войск вблизи Украины говорит о страхе Путина.
Полномасштабное наступление маловероятно, но наращивания войск оказалось достаточно, чтобы НАТО начала грозить санкциями.
Россия уже второй раз в этом году сосредотачивает войска вблизи границ с Украиной. Так почему же сейчас 90-тысячная группировка вызывает такую обеспокоенность у западных стран и независимых аналитиков?
В среду госсекретарь США Энтони Блинкен выступил с мрачным предупреждением о том, что Россия планирует «масштабное наступление». Это подтверждается аналитическими выкладками из открытых источников и оценками западных разведок. «Для этого есть достаточно оснований», — сказал один информированный источник.
Говорят, что Джо Байден уже несколько недель обеспокоен таким развитием событий. Однако попытки сбить градус напряженности потерпели неудачу, в их числе — состоявшаяся в четверг встреча между Блинкеном и его российским коллегой Сергеем Лавровым. Это говорит о том, что Россия хочет продолжения кризиса.
Издание Jane's, специализирующееся на военной информации, следит за переброской российских танков, артиллерии и воинских частей в находящийся на юге Украины оккупированный Крым, в Воронежскую область и в Смоленскую область, которые расположены восточнее и севернее Украины. Издание сухо называет эти действия «аномальной военной активностью России».
Директор по изучению международной безопасности Нил Мелвин (Neil Melvin) из Королевского института оборонных исследований Великобритании заявил, что текущее наращивание группировки намного серьезнее, чем в апреле. Он отмечает признаки основательной подготовки к ведению боевых действий, в частности полевую модификацию российской бронетанковой техники.
Новые элементы похожи на клетки, прикрученные болтами к башням. Это свидетельствует о том, что Кремль напуган оружием, которое Украина в последнее время закупает на Западе. Особую обеспокоенность у Москвы вызывают американские ПТРК «Джавелин» и турецкие БПЛА «Байрактар», которые способны поражать российские танки в самые слабозащищенные места, то есть, сверху.
Одновременно с этим Россия делает резкие заявления. На этой неделе президент Владимир Путин назвал усиление натовской военной поддержки Украине «красной линией». В частности, от предостерег альянс от размещения на Украине западных систем противоракетной обороны типа тех, что развернуты в Румынии и Польше.
Такое внимание к оружию связано с более общими причинами, по которым Россия настаивает на решении этой проблемы. Украинский аналитик из Чатем-Хауса Орыся Луцевич (Orysia Lutsevych) заявила, что время на стороне Украины, так как она стремится развиваться по западному образцу.
По ее словам, Путин не хочет, чтобы Киев постепенно и решительно ушел в западную сферу влияния. «Россия хочет плотнее контролировать свое ближнее зарубежье, не допуская расширения НАТО. Это относится к Грузии и к Украине», — сказала Луцевич.
Сегодня легко говорить, что последние события были спровоцированы Россией для того, чтобы проверить решимость США и Запада, особенно в момент, когда к власти в Германии пришло новое правительство левого толка. Однако западные дипломаты подчеркивают, что Украина не является членом НАТО, а посему альянс не обязан защищать эту страну в случае нападения на нее.
Вместо этого генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в среду утром старательно подчеркивал экономический характер ответных мер. «Мы ясно дали понять, что цена будет очень высокой, и одним из вариантов являются санкции», — сказал он. Однако Мелвин отметил, что санкции вводятся уже несколько лет, издержки у России увеличиваются, но это ее не сдерживает.
Тем не менее полномасштабное наступление весьма маловероятно, и скорее всего, Россия преследует дипломатические цели. Мелвин считает, что она надеется перезапустить зашедший в тупик минский мирный процесс. Речь идет о соглашениях, заключенных в 2014-2015 годах после того, как Россия захватила Крым, а сепаратисты взяли под свой контроль Донбасс. Сейчас эти регионы отделены от остальной страны линией фронта.
«Россия хочет нейтрализовать Украину и превратить ее в буферное государство. С ее точки зрения было бы оптимально признать автономию Донбасса и избрать его руководство под контролем России. В этом случае регион получил бы право вето на внешнюю политику Киева», — сказал Мелвин.
Но такое толкование Минских соглашений неприемлемо для Украины с политической точки зрения. Отчасти именно из-за этого их выполнение зашло в тупик. А поскольку западные лидеры, такие как министр иностранных дел Британии Лиз Трасс (Liz Truss) в четверг снова заявили о «поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины», проба сил между Западом и Востоком будет продолжаться.