Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Власти США предостерегли, что Россия может напасть на Украину в следующем году, поэтому они готовы ввести весьма жесткие санкции, сообщают авторы агентства Bloomberg. При этом они признают: разведка лишь предполагает, что Путин планирует вторжение на Украину. Доказательств, что «нападение» состоится, у Вашингтона нет.
Американские и европейские союзники взвешивают санкции против крупнейших российских банков в расчете подорвать способность конвертировать рубли в доллары и другие иностранные валюты в случае вторжения президента Владимира Путина на Украину, сообщают осведомленные источники.
По их словам, санкции — в том числе против ряда крупнейших российских банков и Российского фонда прямых инвестиций — могут быть изложены в ходе разговора Джо Байдена с Путиным во вторник. Кроме того, США могут ограничить возможность инвесторов скупать российские долговые обязательства на вторичном рынке.
Все эти варианты в частной беседе перечислили два осведомленных источника, попросивших не называть их имен. Самый радикальный из шагов — это отключить России доступ к системе финансовых платежей SWIFT, но от этого пострадают и рядовые граждане, поэтому чиновники склоняются к тому, чтобы ударить по способности России конвертировать рубли в доллары, евро или британские фунты, заявили источники.
Разговор Байдена и Путина состоится на фоне сильной напряженности в связи с тем, что американская разведка сообщила союзникам о возможном плане российского вторжения на Украину в следующем году с контингентом в 175 тысяч военнослужащих. Россия намерения развязать войну отрицает, но при этом заявила, что США и европейские страны должны урезать свою поддержку Украины, фактически установив «красные линии» вплоть до запрета на вступление бывшей советской республики в НАТО.
При этом насколько подробно Байден раскроет Путину перспективы возможных санкций в ответ на вторжение, пока неясно, и бóльшая их часть будет зависеть от согласия союзников.
В понедельник Байден принял участие в телеконференции с лидерами Франции, Германии, Великобритании и Италии, в ходе которой стороны обсудили «общую обеспокоенность наращиванием российской военной мощи на границах Украины и все более жесткой риторикой России», заявил Белый дом.
«Лидеры подчеркнули свою поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины», — говорится в заявлении, опубликованном в понедельник вечером.
В целом меры, которые рассматривает Байден, вписываются в попытки Вашингтона вернуть себе рычаги влияния, которые Путин получил на Украину, сами США и их европейских союзников. Российский лидер явственно дал понять, что готов вторгнуться на Украину — как некогда в 2014 году — для защиты, как он считает, «жизненно важных интересов национальной безопасности». Кроме того, он продемонстрировал готовность вмешиваться в энергетические рынки, угрожая перекрыть поставки в Европу.
Телефонный разговор Байдена с Путиным во вторник, четвертый с тех пор, как американский президент вступил в должность в январе, также призван разрядить напряженность, вновь обострившуюся после переброски российских войск этой весной.
«Цель здесь — сигнализировать о новых действиях заранее, чтобы не пришлось их предпринимать, но при этом убедиться, что угроза достоверна», — сказал Рожански.
Высокопоставленный чиновник администрации Байдена, выступая в понедельник перед журналистами, ясно дал понять, что вводить войска на Украину в случае российского вторжения США не намерены. В то же время он пообещал, что США помогут Украине и направят больше сил и средств союзникам по НАТО, граничащим с Россией. Вдаваться в подробности, какие шаги США предпримут в случае российского вторжения, чиновник не стал.
Звонок поможет определить, возможно ли в принципе желание Байдена наладить отношения с Россией или дальнейшая динамика станет лишь рикошетом от кризиса к кризису (в частности, кибератаки, возможное вторжение на Украину и продолжающиеся споры по поводу российских энергоресурсов в Европу).
На прошлой неделе Байден намекнул на более жесткий подход, заявив: «Я готовлю, как мне кажется, самый исчерпывающий и значительный набор инициатив, чтобы Путину было труднее воплотить в жизнь то, чего многие боятся».
Президент Украины Владимир Зеленский твитнул в понедельник, что разговаривал с госсекретарем США Энтони Блинкеном, и что они «договорились продолжать совместные и согласованные действия».
Блинкен в ответ заверил президента Украины, что «Американская поддержка Украины непоколебима», а «любая эскалация со стороны России будет иметь серьезные последствия».
С точки зрения администрации Байдена, более выгодный поворот событий приведет к тому, США наладят стабильные отношения с Россией, — чтобы посольства и консульства обеих стран были полностью укомплектованы дипломатическим персоналом, а Россия убедила Иран вернуться к сделке от 2015 года, ограничивающей его ядерную программу. США, в свою очередь, могли бы сыграть определенную роль и заставить Москву и Киев вернуться к Минским соглашениям 2015 года, которые должны были положить конец украинскому конфликту.
«Никто из нас не стремится ни к конфронтации, ни к кризису», — сообщила заместитель госсекретаря Виктория Нуланд сенатскому комитету по международным отношениям во вторник.
«Дипломатия была и остается лучшим способом урегулировать конфликт в Донбассе и решить другие проблемы». Она имела в виду восточный регион Украины, где промосковские сепаратисты организовали мятеж, в результате которого погибло более 13 000 человек.
Цель Путина
Цель Путина отчасти заключается в диалоге лично с Байденом: чем больше он общается с лидером США, тем крепче его легитимность и международное влияние, а сам он все активнее демонстрирует неизменное мастерство России на мировой арене. Эта стратегия работает, о чем свидетельствуют четыре разговора, которые он провел с Байденом с января, — больше, чем большинство мировых лидеров.
Россия уже подчеркнула важность переговоров: официальный представитель Кремля Дмитрий Песков назвал их аналогом личной встречи, более содержательным, чем простой телефонный звонок.
Путин с большим интересом выслушает предложения Байдена по Украине, сообщил Песков. «По крайней мере, будем надеяться, что лидеры смогут донести свои озабоченности, четко сформулировать их и ответить».
Главное требование Путина — обязательные гарантии от США и их союзников, что НАТО не будет расширяться дальше на восток и не разместит там оружие, которое Россия считает угрозой, — едва ли вызовет отклик у Байдена. В минувшие выходные президент США решительно отверг «красные линии» Кремля по Украине.
Но с учетом растущей напряженности на украинско-российской границе любые переговоры на высоком уровне полезны, считает старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Рейчел Эллехуус (Rachel Ellehuus).
«Подъездная дорогв»
«Байдену придется предложить Путину своего рода „подъездную дорогу" для деэскалации ситуации», — сказала Эллехуус. Насчет решения наладить взаимодействие она сказала так: «Это позволяет людям говорить и избежать худших последствий — военной конфронтации».
Обсуждения подчеркивают, насколько тесно переплетена роль России как поставщика энергии в Европу с ее политикой безопасности насчет Украины, у которой имеются соглашения о транзите российского газа. Энергия — еще один потенциальный рычаг воздействия: непрекращающаяся российская агрессия может изменить судьбу завершенного, но пока не запущенного газопровода «Северный поток — 2», который администрация Байдена даже не пыталась остановить, хотя и выступала против этого проекта.
«Я считаю, что «Северный поток — 2» очень важен, — сказал научный сотрудник Центра международной безопасности и сотрудничества Стэнфордского университета Стивен Пайфер (Steven Pifer). По его словам, у Байдена есть все возможности ввести более обширные санкции. «Можно предпринять ряд шагов, чтобы было гораздо больнее».
Одним из главных результатов разговора станет понимание, чего именно добивается Путин. По словам американских чиновников, разведка предполагает, что Путин планирует крупное сухопутное вторжение на Украину, но при этом администрация не знает намерений Путина наверняка и не в курсе, принял ли он окончательное решение — и если да, то какое.
Эта неуверенность — уловка, к которой Путин прибегает уже давно.
Главная проблема Байдена — политика силы: ему придется убедить Путина, что усиленное экономическое давление окажется несравнимо больнее всех предыдущих санкций, при этом по сути признавая, что военный ответ США даже не обсуждается.
«Это русская рулетка по-путински — кто сморгнет первым?» — заявила директор лондонского агентства Control Risks Оксана Антоненко.
Статья написана при участии Ильи Архипова, Дэниела Флэтли (Daniel Flatley) и Генри Майера (Henry Meyer)