Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украинский вопрос с самого начала решала Нормандская четверка, но всё изменилось, пишет Folha de S. Paulo. Евросоюз, погруженный в собственные проблемы и зависящий от Вашингтона в сфере обороны, теперь лишь бессильно наблюдает. Комментаторы согласны с автором: компетентных лидеров, как Кеннеди и Хрущев, больше нет.
Из-за сомнительных действий американцев растет вероятность того, что Киев окажется на алтаре компромисса.
Сан-Паулу — На нынешнем этапе кризиса на Украине, когда Владимир Путин выдвигает ультиматумы, которые НАТО не станет выполнять, и повышает риск конфликта в Восточной Европе, отсутствует один важный компонент: в деле не участвует континент, на котором и будет разворачиваться потенциальная война.
И дело не в том, что НАТО не проявило себя. Главный секретарь альянса, норвежец Йенс Столтенберг, в пятницу, десятого декабря, резко отверг выдвинутые Кремлем условия покончить с расширением организации на восток.
Однако это не имеет почти никакого значения. Европейские правительства, начиная с писклявого француза Макрона, занятого предвыборной кампанией, до темной лошадки Олафа Шольца, недавно вставшего у руля Германии, мало кто по сути сказал что-то о развитии кризиса.
И тут больше речь о вступлении в НАТО, чем в Евросоюз. Эта игра известна с 2008 года. Тогда Россия воспользовалась волюнтаризмом грузинского правительства, которое попыталось вовлечь этнически русские территории в свою схему, и нанесла Грузии поражение на поле боя.
Какой бы неопределенной ни была конечная стратегия Путина, она отвечает одной прерогативе: минимально восстановить барьеры царских и советских времен, защищавшие территорию страны от вражеских сил.
Инструмент ясен: угрожать Киеву использованием силы, пускай это и полный блеф, учитывая высокий риск развязывания войны. На российском телевидении, которое находится под контролем Кремля, самое важное — это казаться сильным, чем по сути им быть.
И это не значит, что имеющиеся ресурсы ничтожны. Сто тысяч солдат Западного военного округа находятся в полной готовности. Для захвата Украины их, может быть, и не хватит, но обеспечить безопасность пророссийских областей в Донбассе, которыми с 2014 года автономно управляют повстанцы, они смогут.
У Евросоюза, сбитого с толку кризисом мигрантов на границе с Белоруссией, ответственность за который Польша возлагает на Путина, времени выпустить какое-то заявление в пользу Киева не было. Российский лидер, находящийся в позиции силы и знающий об этом, стал обсуждать проблему с Джо Байденом, своевольным президентом США.
Ранее украинский вопрос рассматривали в рамках так называемого нормандского формата: в переговорах участвовали Москва, Киев, Париж и Берлин. Результатом этой работы стали Минские соглашения, которые украинцы в итоге отвергли, поскольку они сохраняют автономию повстанцев и не позволяют стране исполнить свою желание о вступлении в НАТО: дело в том, что страны-члены альянса не могут иметь серьезных незавершенных территориальных споров.
Путин похоронил этот формат во время онлайн-встречи с Байденом, состоявшейся во вторник седьмого декабря. Он предложил американскому президенту решать этот вопрос, что на практике исключает европейцев из уравнения. Да, Белый дом объявил о масштабных консультациях с союзниками на континенте, но проблема сегодня остается в руках американцев.
Эта игра исследует разногласия и подозрения, с которыми члены НАТО относятся к поведению Байдена. Дело в том, что демократ совсем не похож на своего предшественника Дональда Трампа, который во время своего президентства фактически заявил об устаревании механизмов трансатлантического диалога.
Несмотря на всю свою истеричность и отсутствие стратегического видения, республиканец вскрыл неудобный нарыв: зависимость европейцев от Соединенных Штатов в сфере обороны. Поэтому больше стран военного альянса старались приблизиться к выполнению цели тратить 2% своего ВВП на эту сферу.
В сущности, большинство из них — страны Восточной Европы, которые отлично знакомы с историей и взглядами русских на геостратегическое функционирование соседства. Однако их усилия ограничены: польские силы относительно функциональны, а вот страны Балтии в патрулировании собственного воздушного пространства зависят от самолетов союзников.
Однако при этом Байден больше соответствует образу Трампа, чем сам Трамп, в том, что касается американских усилий по сдерживанию холодной войны версии 2.0 против Китая. А Европа в этой ситуации чувствует себя ещё более неуверенно относительно его намерений.
Помимо этого, в альянсе существует целый ряд внутренних проблем, к примеру, противостояние греков и французов с турками.
Чтобы остаться в ряду европейских гигантов, Макрон попытается переизбраться в 2022 году, так что вскоре можно ожидать всплеск общественного беспокойства. Однако французские экспедиционные силы в Харькове станут новинкой. Шольц может сдавить «энергетическое горло» Путина, помешав запуску газопровода «Северный поток — 2», но проблема в том, что Берлин десятилетиями был заинтересован в этом проекте.
Великобритания, несмотря на всю свою браваду на тему «Глобальной Британии» и вояж нового авианосца, столкнулась с такими внутренними проблемам, что сейчас что-то более агрессивное, чем эффектные заявления об излюбленном московском злодее, кажутся маловероятными.
Учитывая то, что последний ультиматум Путина принял форму самоисполняющегося пророчества, в котором Кремль заявляет о попытках вести переговоры, а Запад опровергает приставленные к горлу ножи, Европа будет вынуждена подчиниться решению Вашингтона.
До этого момента условия диктовала Москва, и это повышает вероятность того, что Киев окажется на алтаре европейского компромисса.
Marina Gutierrez
К сожалению, у нас нет компетентных лидеров, чтобы разобраться с нынешней ситуацией, как Кеннеди и Хрущев с Карибским кризисом. Тогда Кеннеди провел переговоры с Хрущевым, и советские ракеты на Кубу отправлять не стали, а те, что уже там были, вернули назад. Кеннеди, в свою очередь, пообещал, что США не станут вторгаться на остров и тайно свернул американские ракеты в Турции.
Gilberto Abreu
Поздравляю Путина.
Abrão Lacerda
Я не считаю, что ситуация настолько в пользу Москвы, которая хотела бы просто превратить Украину в очередную Белоруссию. Дело в том, что благодаря решению Байдена Украина сохранит свою независимость, хотя в долгосрочной перспективе потеряет восточные территории, где преобладает русское население. Украина хочет присоединиться к Западной Европе, к которой по факту принадлежит её язык. Свободы хотят и русские, и их друзья, пестующие собственных диктаторов.
Carlos P
Игорь, стратегический и политический гений, который заявил, что Путин — лидер с отличным тактическим мышлением, и что именно он возродил Россию и сделал так, чтобы её вновь уважали и боялись. Но Игорь пошел дальше и выпустил ещё одну вызывающую и бессмысленную статью. Путин — авторитарный правитель, но американцы и европейцы также себя ведут по отношению к тем народам, которые не могут защититься от их военной и экономической мощи. В истории хороших ребят не бывает, но Россия не позволит НАТО подобраться к её границам. Если альянс попытается — будет война.
Rubens Gonçalves (в ответ Carlos P)
Попытаются? Мужик, да НАТО уже у них на границах. Если Украина войдет в НАТО, генералы из Пентагона захотят разместить ядерные ракеты в 30 минутах от Москвы. Думаю, на шахматной доске Восточной Европы выбора у русских нет.
Flávio Alves Cardoso
Интересно, как забыли о государственном перевороте, который поддержал Запад. Тогда в 2014 году на Украине свергли легитимное промосковское правительство и развязали конфликт, от которого страна не оправится, пока не избавится от западных сил. А они и предложить-то ничего не могут, кроме конфликта с соседом, от которого они в высшей степени зависят.