Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор The Hill доволен тем, что новое правительство Германии затормозило сертификацию газопровода «Северный поток — 2». Он считает, что теперь Путину придется, во-первых, «подождать с агрессией» против Киева и, во-вторых, начать закачивать газ в Европу по украинскому маршруту. Видимо, он ни разу не слышал заявлений Кремля, что никто не собирается нападать на соседнюю страну.
Казалось, что Путин выиграл битву за «Северный поток — 2», подводный газопровод, который отменит транзит газа через Украину и упрочит власть Москвы над европейским газовым рынком.
Когда президент Джо Байден отменил санкции против «Северного потока — 2», — якобы чтобы восстановить отношения с Германией, и канцлер Ангела Меркель была «за», — казалось, что партия окончена. После отмены американских санкций оставалось лишь уложить последний участок трубопровода к концу года. Для ввода в эксплуатацию не хватало лишь одобрения Федерального сетевого агентства Германии (и отзыва Европейской комиссии).
Да, оставались некоторые административные препоны. Согласно Директиве ЕС по газу, производство должно быть отделено от поставок, тарифы должны быть прозрачными, а мощности должны быть зарезервированы для конкурентов. Казалось, эти условия вполне разрешимы. Многие ожидали, что надзорные органы одобрят подконтрольную Кремлю подставную компанию — на бумаге требование ЕС о разукрупнении будет выполнено.
Но все это было до того, как в власти в Германии пришло новое красно-желто-зеленое коалиционное правительство, которое многие называют «Светофором» и где министерство иностранных дел возглавила лидер «Зеленых» Анналена Бербок.
В своей предвыборной кампании «Зеленые» выступали против «Северного потока — 2». Разногласия насчет газопровода на переговорах по трехсторонней коалиции официально не рассматривались, поэтому телевизионные интервью в это воскресенье стали для участников коалиции возможностью высказаться о своих министерских планах.
И вот бомба: в своем воскресном выступлении по национальному телевидению Бербок заявила, что «Северный поток — 2» не может быть запущен, потому что, согласно коалиционным соглашениям, подводный трубопровод не соответствует европейскому закону об энергетике. Как следствие, заявила Бербок, «Северный поток — 2» не может быть одобрен, потому что не соответствует принципам разукрупнения, прозрачности и разделения мощностей, предусмотренных директивой ЕС по газу.
При этом у новой немецкой коалиции в рукаве припасен еще один козырь. Процесс утверждения европейского трубопровода, для которого требуется сначала одобрение Германии, а затем рассмотрение Европейской комиссией, закончится самое раннее в июне 2022 года. Военные эксперты отмечают, что российское вторжение на Украину вероятнее всего произойдет зимой, — этот сезон лучше всего подходит для танковых операций. Таким образом, Путин либо вторгнется на Украину сразу, либо будет дожидаться разрешения надзорных органов. Учитывая позицию новой немецкой коалиции, и то, и другое разом он не получит.
И еще один момент: партнеры по коалиции согласны, что транспортировка российского газа через Украину должна продолжаться. На сегодняшний же день, несмотря на резкий рост цен на газ в Европе, российские газовые компании ограничили поставки через Украину объемами, оговоренными в долгосрочных контрактах.
Кто бы мог подумать, что социал-демократы и зеленые станут спасителями Украины?
Застать Путина врасплох тяжело, но я считаю, что немецкой коалиции «Светофор» это удалось.
Посмотрим, как он теперь отреагирует.
Если Путин продолжит в том же духе, он с новой силой надавит на Германию и еще больше взвинтит цены на газ, одновременно дразня ростом продаж, если Берлин поддастся. Как новая коалиция отреагирует на угрозы и бахвальство Путина, мы не знаем. Не исключено, что своеобычным шантажом Путин добьется противоположного эффекта.
Пол Родерик Грегори — почетный профессор экономики Хьюстонского университета, научный сотрудник Института имени Гувера Стэнфордского университета и научный сотрудник Немецкого института экономических исследований.