Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Первый саммит ЕС с участием нового канцлера Олафа Шольца отметился санкционными угрозами в адрес России, пишет "Зюддойче". Внимание автора сконцентрировано и на других связанных с Россией вопросах. Шольц назвал «Северный поток — 2» экономическим проектом (что хорошо для России, отбивающейся от обвинений в «политизации газа»). А вот заявление об уходе Москвы от диалога — безосновательно.
После своего первого саммита ЕС канцлер ФРГ Шольц вместе с президентом Франции Макроном подвел итоги встречи. Своими угрозами санкций в отношении России оба лидера хотят стимулировать Путина начать переговоры. А настоящий спор разгорелся по теме энергетики.
С точки зрения Олафа Шольца, такая повестка дня была вполне логичной. «Мы оба начали беседу с разговора, который провели с украинским президентом Зеленским, и это послужило для нас обоих хорошим поводом потихоньку закругляться», — сказал федеральный канцлер, посмотрев на сидевшего справа Эммануэля Макрона. Время и вправду шло к полуночи, первый саммит ЕС с участием Олафа Шольца, продлившийся 14 часов, подходил к концу, и своим совместным выступлением оба лидера хотели прежде всего послать сигнал Москве и президенту Путину.
Как и ожидалось, главы государств и правительств Европейского союза приняли коммюнике, в котором предостерегли Россию от нападения на Украину и пригрозили ей возмездием. От Москвы потребовали срочно разрядить напряженность, возникшую в результате концентрации десятков тысяч солдат у её границ с Украиной. Еще одной причиной этой напряженности, в глазах ЕС, стала агрессивная риторика России.
«Крупномасштабные последствия и огромные издержки»
Коммюнике содержит и формулу, которую вот уже несколько дней в устном и письменном виде повторяется бесконечное количество раз: любое новое проявление дальнейшей военной агрессии со стороны России повлечет за собой «крупномасштабные последствия и огромные издержки». В качестве примера называют санкции, которые не конкретизируются, поскольку должны быть «согласованы с партнерами». Под партнерами имеются в виду, по всей видимости, США, Великобритания и НАТО. В качестве возможных мер дипломаты ЕС говорят о санкциях против российских государственных компаний и олигархов из ближайшего окружения президента Владимира Путина. Кроме того, Россия может быть отключена от международной платежной системы.
Трансатлантический военный альянс НАТО также опубликовал вечером в четверг заявление, в котором 30 его членов выразили «глубокую озабоченность значительной, беспочвенной и неоправданной концентрацией российских войск поблизости от украинской границы». Шольц подчеркнул: для ЕС не подлежит сомнению, «что границы в Европы передвигать нельзя и что безопасностью должна быть обеспечена для всех». Всем должно быть ясно, что «тот, кто нарушает границы, должен рассчитывать и на соответствующую реакцию».
Во время своего выступления Шольц и Макрон заявили и о намерении оживить так называемый нормандский формат, с помощью которого Франция и Германия вместе с Россией и Украиной пытаются найти решение, которое позволило бы окончить длящуюся с 2014 года войну на востоке Украины. Как подчеркнул Макрон, ЕС заинтересован в продолжении диалога: «Мы должны найти единственный путь, который даст результат, а именно путь обсуждения и политического решения».
Москва игнорирует предложения начать диалог
Для этого есть партнеры по ЕС: коммюнике саммита ЕС должно способствовать дипломатическим усилиям с целью полной имплементации Минского соглашения от 2015 года. Россия и Украина обвиняют друг друга в нежелании воплощать его в жизнь. И, к великому сожалению Берлина, Москва не подает признаков того, что вновь готова начать диалог.
К неизбежному вопросу о газопроводе «Северный поток — 2», который, помимо Эстонии, Латвии и Литвы с Польшей, еще и Конгресс США также рассматривает как геополитический инструмент России, Шольц, судя по всему, был подготовлен. Федеральный канцлер рассматривает газопровод как «экономический проект, осуществляемый частными компаниями», о вводе в эксплуатацию которого политики больше решать не могут. Но, стоя рядом с Макроном, канцлер тем не менее сказал, что перед запуском газопровода остается «хотя бы частично выяснить один вопрос».
Так что решение по «Северному потоку — 2», в соответствии с законодательством ЕС, «без всякой политики» примет одно из ведомств Германии, сказал канцлер. По его словам, федеральное правительство намерено и дальше добиваться того, чтобы Украина в будущем оставалась транзитной страной для российского газа. «Северный поток — 2» связывает Россию напрямую с федеральной землей Мекленбург-Верхняя Померания. Труба обходит стороной как Польшу, так и Украину.
Польша обвиняет спекулянтов
Однако самые жаркие дебаты на саммите разгорелись по поводу высоких цен на энергию. 27 лидеров государств не смогли договориться даже о совместном заявлении по этой теме. При этом четыре предложенных абзаца были выдержаны в общих тонах. Председатель Совета Европы Шарль Мишель сказал после встречи, что «за столом высказывались различные мнения» и что «следующий саммит в марте вновь займется этой проблемой». И это при том, что еще на саммите ЕС в октябре участники активно обсуждали возросшие цены на энергию. Однако и тогда политики не смогли прийти к единому мнению по поводу того, что вызвало подобное развитие событий и как ЕС должен на него реагировать.
Такие государства, как Испания и Франция, требуют, чтобы ЕС изменил дизайн европейских энергетических рынков. Правительства других стран, в частности, Германии, выдвигают контраргументы. Они считают, что рынки работают нормально, а высокие цены — это временное явление, нормальное следствие взаимодействия спроса и предложения.
В центре дискуссии в четверг находилась система торговли эмиссионными квотами (разрешениями на выхлопы): электростанции и многие промышленные предприятия в Европе должны покупать права на эмиссию, если выделяют в атмосферу вредные для климата газы. Еврокомиссия сокращает число подобных сертификатов на выброс СО2 (углекислого газа), чтобы сократить эмиссию парниковых газов. Цены на такие сертификаты значительно возросли, и некоторые правительства, например, французское и польское, сетуют на то, что это взвинчивает цены на энергию. Кроме того, Польша считает, что в некоторых случаях рост цен является следствием действий спекулянтов.
Однако пока расследования ведомства ЕС по контролю за биржами ESMA и Агентства по сотрудничеству регуляторов энергетики ACER не выявили действий спекулянтов в динамике цен. Тем не менее, некоторые участники саммита, в частности премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, потребовали от Еврокомиссии тщательней проверить рынок, а в случае необходимости — активно вмешаться в работу рыночных механизмов. Но другие лидеры государств были против включения этих требований в заключительное коммюнике.
Атомная энергия: «зеленая» или нет?
Вторым спорным моментом стала так называемая таксономия. Это классификационная система, на основе которой Еврокомиссия определяет, какие виды хозяйственной деятельности являются благоприятными для сохранения климата и окружающей среды. И тут Еврокомиссии предстоит принять крайне важное решение — к какой категории отнести атомные и газовые электростанции. Соответствующий правовой акт ведомство намеревалось представить еще в начале месяца. Однако потом было объявлено, что закон может появиться накануне Рождества. Но сейчас высказываются предположения, что он будет готов лишь в следующем году.
Если верить слухам, уходящий в отставку чешский премьер-министр Андрей Бабиш и другие хотят зафиксировать в заключительном коммюнике требование к Еврокомиссии, которая должна будет представить так называемый делегированный правовой акт на будущей неделе и присудить атомной энергии желанный сертификат «зелености». Противники атомный энергии, такие как Австрия и Люксембург, блокируют эту инициативу. Каков же результат? По этому вопросу не было принято вообще никаких решений
Таксономия — первая система такого рода в мире. Ее задача не допустить, чтобы фирмы или инвестиционные фонды анимались так называемым «зеленым отмыванием», то есть не представляли себя более «зелеными», чем они есть на самом деле. Это должно повысить доверие к экологическим финансовым продуктам и привлечь туда больше инвестиций. Таким образом, Еврокомиссия хочет стимулировать капиталовложения в те виды деятельности, которые благоприятны для климата и окружающей среды.
Благосклонно относящаяся к атомной энергии Франция и планирующая отказаться от нее Германия в этом диспуте оказались по разные стороны баррикад. Однако Шольц и Макрон пытаются уладить спор. «Этому вопросу придается излишне большое значение», — сказал Шольц о таксономии на пресс-конференции. Германия и Франция его активно обсуждают между собой и с Еврокомиссией. Макрон также заверил, что Берлин и Париж «в самое ближайшее время» найдут решение.
Фон дер Ляйен наконец-то взялась за пандемию
Долгая дискуссия развернулась также о борьбе с пандемией. Решение Италии требовать от въезжающих в страну из государств ЕС негативного теста вызвало недоумение — прежде всего потому, что Рим заранее не предупредил партнеров. До сих пор каждый, кто мог предъявить цифровой сертификат ЕС на своем мобильном телефоне, мог без проблем перемещаться по Евросоюзу. Ограничения типа итальянских лишают людей этой возможности. Возникает опасность, что вновь возникнет пестрая картина из различных национальных правил.
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен во время своей презентации на саммите подчеркнула, насколько важно быстро провести кампанию вакцинации. По ее данным, в Хорватии, Словакии, Румынии и Болгарии привито менее половины взрослого населения. Кроме того, наблюдаются огромные различия в бустерных прививках. В Венгрии, Австрии и на Мальте более четверти взрослых уже получили третью прививку, а вот в Польше ее не сделал практически никто.
Но у фон дер Ляйен были и отрадные новости: например, что государства ЕС дополнительно заказали более чем 180 миллионов доз вакцины у Biontech и Pfizer. Дело в том, что это вакцина, приспособленная к новому варианту вируса. Данный заказ — часть договора на поставку почти 1,8 миллиардов доз в 2022 и 2023 годах. Помимо этого, фон дер Ляйен заявила о намерении представить закон, изменяющий правила, касающиеся цифровых прививочных паспортов ЕС. Согласно этому закону Еврокомиссия рекомендует сделать бустерную прививку в течение шести месяцев после первой вакцинации. Без подтверждения ревакцинации цифровые паспорта через девять месяцев утратят свою силу.
Когда канцлера спросили, каковы впечатления от его первого саммита ЕС, Шольц сказал, что его хорошо подготовили только что завершившиеся коалиционные переговоры с Зелеными и с либералами из СвДП: «Они тоже были очень долгими». Поэтому сейчас для него никаких сюрпризов не было. Но на него произвело впечатление, что партнеры по большинству вопросов старались принимать конструктивные решения. Поэтому в целом он оценивает саммит позитивно: «Это было очень хороший опыт, я себя отлично чувствовал».