Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Путин детально обосновал возможное вторжение на Украину, назвав ответные военно-технические шаги крайней мерой, которую Москва, возможно, будет вынуждена принять, чтобы защититься от провокаций НАТО, пишет The Washington Post. Читатели издания возмущаются позицией Белого дома и считают недопустимым развязывание войны с Россией.
Если российские войска, собранные у границы Украины, все же начнут наступление в ближайшие несколько недель, как многие опасаются, 21 декабря 2021 года, возможно, войдет в историю как день, когда президент Владимир Путин сделал первый словесный выстрел.
Выступая на расширенном заседании коллегии Министерства обороны России во вторник, 21 декабря, Путин детально обосновал возможное вторжение на Украину, назвав «ответные военно-технические» шаги крайне мерой, которую Россия, возможно, будет вынуждена принять, чтобы защититься от длившихся годами провокаций все более враждебно настроенного альянса НАТО. «То, что сейчас происходит, та напряженность, которая складывается в Европе, — это их вина, — сказал Путин. — На каждом шагу Россия была вынуждена как-то отвечать, на каждом шагу ситуация постоянно ухудшалась, ухудшалась, ухудшалась — деградировала и деградировала. И вот сегодня мы в такой ситуации, когда вынуждены что-то решать».
Вполне возможно, Путин просто блефует в попытке добиться уступок от правительства в Киеве и от администрации Байдена, не доводя дело до кровопролития. Его резкие, театральные высказывания, произнесенные публично, практически не оставляют ему шансов на то, чтобы отступить, не потеряв при этом лица. Создается впечатление, что он спешит. На том же заседании во вторник министр обороны России Сергей Шойгу — очевидно, в попытке подготовить российскую общественность к войне — рассказал о неких «провокациях» с применением «неустановленного химического компонента», которые якобы готовят американские «наемники» на Украине.
Самым показательным моментом стали слова Путина о том, что война действительно может начаться, если Соединенные Штаты и их союзники не возьмут на себя обязательство не принимать Украину и другие бывшие советские республики в НАТО. Путину известно, что союзники не могут согласиться на требования России касательно ее сферы влияния, поэтому эта позиция президента все больше похожа на предлог для агрессии. Соединенные Штаты предложили начать диалог, но, если переговоры провалятся, Путин практически наверняка представит этот провал как еще один повод для начала войны.
Следует понимать, что у Путина нет законных причин для объявления войны Украине. Создается впечатление, что на самом деле он боится не столько натовских ракет, развернутых на территории этой страны, сколько роста и формирования успешной, ориентированной на Запад демократии в Киеве, потому что ее появление может дестабилизировать его собственный клептократический режим. Его поведение и его логические объяснения этого поведения ложны и неприемлемы.
Однако, возможно, он ошибается, полагая, что может получить желаемое с помощью войны. Вооруженные силы Украины, которые стали гораздо сильнее с 2014 года, когда Путин захватил Крым и Донбасс, конечно не могут сравниться с российской армией — и, возможно, им действительно придется отступить на западный берег Днепра, что разделит страну пополам. Соединенные Штаты и их союзники, сосредоточившиеся на своих внутриполитических вопросах и борьбе с коронавирусом, могут попытаться сдержать Россию, укрепив способность Украины давать военный отпор и наказав Москву экономическими санкциями. Однако потенциальная эффективность последних ограничивается зависимостью Западной Европы от энергоносителей из России. Тем временем Москва может нанести ответный удар с помощью кибероружия и других средств.
В декабре исполнилось ровно 30 лет с момента распада Советского Союза — события, которое открыло новые возможности для свободы и самоопределения в Европе. Однако Путин открыто сожалеет о геополитических последствиях тех событий. Кажется, он упорно стремится изменить ход истории, вполне возможно, с помощью силы — и сделать это как можно скорее.
***
Комментарии читателей
urgonnatrip
Итак, мы собираемся ввязаться в еще одну войну в Европе? Просто поменяйте названия, и эта статья вполне могла бы оказаться в выпуске газеты The Washington Post конца 1930-х годов. Этот тон хорошо нам знаком — тон стариков, уставившихся на огромную карту и двигающих фигурки солдат и танков через реки и города.
Какой-то вирус убил миллионы людей за последние два года — и до сих пор продолжает убивать. Разве нам сейчас обязательно целенаправленно убивать друг друга, да еще и ради Украины? Ради какого-то «альянса»?
Joice hajnik
Если вы когда-либо бывали в России, вы знаете, насколько отсталая эта страна. У людей нет даже чистой питьевой воды, а в аэропортах вы не сможете получить посадочный талон, не дав взятку. Украина достигла гораздо больших успехов в предоставлении своим гражданам государственных услуг, потому что там меньше олигархов, которые обворовывают налогоплательщиков. Автор статьи прав, говоря, что российские граждане завидуют тем свободам, которые есть у украинцев.
Qezhou
Редакция The Washington Post допускает серьезную и опасную ошибку. Нет никаких сомнений, что Путин ненавидит демократию. Он видит в ней инструмент, с помощью которого Запад пытается ослабить его режим. Но стоит напомнить, что Ельцин, который на 100% поддерживал демократию, тоже яростно возражал против расширения НАТО к российским границам, когда альянс принимал в свои ряды Польшу и другие страны. Просто в тот момент Россия была слишком слаба, чтобы как-то этому помешать. В 2008 году Путин отправил свои войска в Грузию — в такой же ситуации. Таким образом, крайне опасно не обращать внимание на беспокойства России по поводу ее безопасности, потому что в данном случае они являются фактором номер один. Запад постоянно неверно трактует действия России и степень готовности российского народа поддержать агрессивные шаги Путина.
The Templar
Я вижу здесь массу заблуждений и непонимания. Во-первых, Путин ведет иную игру. И он одержит победу в этой игре за Украину, потому что Запад не может защитить эту страну, и ему это известно. Запад может попытаться, он может протестовать, он может применять инструменты сдерживания, но без НАТО, в состав которого Украина не входит, это безнадежное дело <…> Россия — это карточный домик, но при этом очень крепкий домик. В конечном счете этот цикл авторитаризма и военного авантюризма будет идти своим чередом, пока это не перестанет приносить прибыль.
Rootless cosmopolite
Нам необходимо немедленно ввести разрушительные экономические санкции и объявить, что они будут отменены, только когда Россия отведет свои войска от украинской границы.
Stephen Butler ответил Rootless cosmopolite
Тогда вам необходимо убедить Европу перестать жечь российский газ. И у вас на это ровно столько же шансов, сколько шансов есть на то, чтобы убедить техасцев перестать качать нефть. Куда бы вы ни пошли, прибыль всегда и везде важнее людей. А Россия — это клептократия, имеющая в своем распоряжении заправочную станцию.
Apartfromu
Весь мир уже понял, что главной проблемой являются НАТО и Соединенные Штаты. Будучи страной, переживающей упадок, Соединенные Штаты стремятся сохранить свое влияние в мире за счет жизней украинцев. Россия будет не виновата, если ей придется защищать свою безопасность. Зачем России вторгаться на Украину, если ее специально не вынуждают это делать? Россия от этого ничего не выиграет. Интересно, почему Россия просто не развернет свои ракеты у границ Соединенных Штатов? Потому что это будет провокация, которую Вашингтон не допустит. Тем не менее, именно это сейчас происходит на Украине.
Andrew Clifford
Мы наблюдаем за тем, как творится история. Путин занял смелую позицию, и он скоро совершит нечто, что повлечет за собой перестройку всего мирового порядка, сложившегося после окончания холодной войны. Россия предпримет решительные, необратимые действия, чтобы заблокировать расширение НАТО на территории бывшего СССР.
Границы влияния Соединенных Штатов и НАТО прояснятся именно на Украине. Россия избавится от влияния НАТО и США в этой стране. Украина станет нейтральным государством — возможно, этот процесс примет форму «финляндизации». Весь мир увидит, что США/НАТО не в состоянии остановить Путина в его стремлении достичь целей на Украине <…>
Josesh
Если Путин захватит Украину, после нее он захватит страны Балтии и разрушит НАТО. Время полета ракет из Прибалтики и из Украины до Москвы одинаковое. И оправдание будет точно таким же. Я думаю, что в конечном счете мы должны принять решение, готовы ли мы занять твердую позицию перед лицом угрозы полного уничтожения, или же нам необходимо отступить и выработать совершенно новый курс касательно действий НАТО. Все, что между этими двумя точками, приведет к мировой войне.
Partisan Democrat
Я считаю, что с географической точки зрения Соединенные Штаты — это часть Западного полушария, а не Восточного. Давайте же будем заботиться о своем полушарии. Давайте сконцентрируем все наши усилия на том, чтобы как можно лучше обустроить жизнь людей в Западном полушарии. Нам нужно дать образование людям в нашем полушарии. С географией не поспоришь — как и с силой притяжения.