Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Владимир Путин дал ясно понять, что медведю, загнанному в угол, не остается ничего другого, как только броситься на тех, кто на него напал. Так комментирует итоги прошлой недели военный аналитик в статье для Parlamentní listy. Если разразится вооруженный конфликт, мало кто может себе представить, чем это обернется.
Россию загнали в угол. Иначе не выйдет. Жесткое предупреждение Штефеца
«Прежде чем дразнить медведя, убедитесь, что вам есть куда бежать. Сейчас подобное происходит на границах между Российской Федерацией и европейскими и другими странами», — подытожил военный аналитик Ярослав Штефец выступление российского президента Владимира Путина, в котором он предупредил, что России отступать уже некуда. Путин выразил опасения в связи с вооружениями НАТО близ российских границ. Штефец полагает, что Запад, который уже исчерпал все способы унизить Россию, играет ва-банк и очень рискует. По его словам, со времен Карибского кризиса угроза войны не была столь реальной, как сегодня.
По словам Штефеца, Владимир Путин своей речью дал ясно понять, что медведю, загнанному в угол, не остается ничего другого, как только броситься на тех, кто на него напал.
«Россия в данной ситуации объективно может ощущать себя загнанной в угол, прежде всего, Соединенными Штатами и их главными союзниками по Североатлантическому альянсу, поскольку она не может молча терпеть то, что происходит близ ее границ, и делать вид, что ничего не происходит», — заявил военный аналитик. «Прежде чем дразнить медведя, удостоверьтесь, что вам есть куда бежать. Сейчас подобное происходит на границах между Российской Федерацией и европейскими и другими странами. Речь не только об Украине, но и о Польше, о странах Прибалтики и некоторых азиатских государствах, которые расширяют присутствие вооруженных сил Соединенных Штатов или их частных консалтинговых компаний, а также контингента стран НАТО», — сказал Штефец.
Он также напомнил, что, выступая перед чинами российских вооруженных сил, Путин дал ясно понять — России отступать больше некуда. «Ей некуда отступать ни с политической, ни с военной точки зрения, поскольку западные государства уже испробовали все способы унижения, доступные им. Они нарушали соглашения о дипломатических отношениях, Венские договоренности, устраивали экономическую травлю, объявляли санкции за каждую глупость, угрожали, обвиняли во всех грехах, которые касаются прав человека и портили торговые отношения. У них уже не осталось средств, чтобы еще больше уязвить и оскорбить Россию, повесить на нее всех собак. Так при участии политиков сформировался образ России как дикого государства, медведя, который угрожает всем в Европе», — поделился своим мнением Штефец.
В России ракета была бы через семь минут, а в Соединенных Штатах — через десятки
Также, по его словам, Североатлантический альянс расширил свою военную деятельность и приблизился к самым границам России, значительно сократив время подлета «Томагавков» до семи минут. А вот у Соединенных Штатов остаются десятки минут на то, чтобы среагировать на ближайшие ракеты.
- 1Reddit: надо дать боевому медведю водки. Вторжение на Украину уже завтра
- 2Испанцы о пресс-конференции Путина: пусть опускает железный занавес (El País)
- 3День: Запад не торопится помогать Украине оружием. Вот почему
- 4Читатели Zeit: почему все говорят только о безопасности Украины? Как насчет России?
- 5MTV: Запад не знает, что делать, если Россия нападет на Украину
«Противоракетная оборона, американская и Североатлантического альянса, действительно находится на границах России. Она теряет возможность активно реагировать на угрозы, и при этом формируются условия, в которых ей реально грозит нападение вследствие провокации. Тогда ей придется реагировать немедленно, но ее объявят агрессором, захватчиком, и все набросятся на нее вне зависимости от того, кто будет стоять за провокацией — Украина или страна НАТО», — объяснил Штефец, отметив, что сегодня на Украине находится множество военных, консультантов и других специалистов из Соединенных Штатов и Североатлантического альянса.
По его словам, их присутствие особенно повышает риск провокации, будь то с применением химического оружия или в виде ложных обвинений в применении оружия. Также Россию могут спровоцировать на убийство солдат НАТО или специалистов из Соединенных Штатов. «Тогда Россию моментально выставят тем, кто нападает на солдат НАТО. Будет объявлено военное положение, и Европа может очень быстро превратиться с поле брани. Пройдет, возможно, всего несколько часов или десятков часов, прежде чем полетят ракеты и будут поражены определенные цели. Риск велик. С 60-х годов и времен Карибского кризиса не складывалась столь опасная ситуация, как сейчас», — заявил военный эксперт.
Он также предполагает, что Запад, куда относимся и мы, играет сейчас ва-банк, потому что погружается в тяжелую экономическую ситуацию и кризис безопасности. Если разразится вооруженный конфликт, мало кто, по мнению Штефеца, может себе представить, чем это обернется, в том числе, для чешского общества. «Уже точно нельзя будет все свалить на Андрея Бабиша, потому что замешано будет полмира», — подчеркнул аналитик.
Путин говорит с теми, кто что-то решает
Он также отметил, что дела Соединенных Штатов идут особенно плохо и в экономике, и в социальной сфере, и в том, что касается кадров. Это, по словам Штефеца, подтверждает фигура Джо Байдена. США, как и большие страны Европейского Союза, стараются решить свои проблемы. «Путин правильно сказал, что не собирается говорить с Европейским Союзом, поскольку ЕС не игрок на мировом поле, и с ним бесполезно иметь дело. Там некому позвонить, хотя у ЕС есть и президент, и руководство Европарламента… Кстати, обратите внимание, что состоялись телефонные разговоры между Путиным и Макроном, Путиным и новым немецким канцлером, а также между Путиным и Байденом. То есть Путин общается со всеми значимыми партнерами, которые сильны и способны что-то решать, способны остановить эскалацию агрессии против России», — сказал Штефец.
В этой связи он упомянул приостановку поставок газа по газопроводу «Ямал», в котором сейчас газ поступает в обратном направлении. «Понятно, почему начался реверс, ведь поставки по «Ямалу» не подчиняются долгосрочным контрактам. На него распространяются правила, к которым Россию принудила Польша, то есть поставки реагируют на моментальные цены на рынке и сиюминутный спрос. Россия так и поступает, отправляя то количество газа, которое оговорено и заказно сообразно краткосрочному спросу. Она продолжает удерживать позиции, торгует, выполняет контрактные обязательства. Россия приспосабливается и точно так же ведет себя в военной сфере», — сказал аналитик.
Зачем России обедневшая Украина?
Штефец напомнил еще об одной проблеме Чешской Республики, в которой чехи виноваты сами. Чешская Республика закупает на бирже в Германии собственное электричество по ценам выше производственных. То же, по его словам, происходит и с газом.
«Огромные компании спекулируют газом и продают его совсем по другим ценам. Это наша проблема, а не России. Русские опасны, не человеколюбивы, но они хотят торговать, они заинтересованы в мире и поддержании отношений с зарубежьем. В прошлом их страну разорили несколько войн, когда враг доходил до самой Москвы, а при Наполеоне ее даже сожгли. Им незачем нападать. У них нет причин захватывать опустевшую и обедневшую Украину. Что им там делать?» — задается вопросом военный аналитик.
Прислушаются ли Соединенные Штаты, Североатлантический альянс и западные государства к требованию Путина дать ему гарантии того, что НАТО не будет больше расширяться на восток?
«Есть вероятность, что Джо Байден на это согласится, поскольку он понимает некоторые серьезные риски для Соединенных Штатов. Возможно, с этим согласится и немецкий канцлер и французский президент Макрон. Он осознает огромный риск, сопряженный с военным конфликтом между НАТО и Россией. Разумеется, прекратились бы поставки нефти и газа, ведь не станет же Россия снабжать своего врага. Для Европы это обернулось бы огромной катастрофой, и конфликт в Европе развернулся бы за десятки часов, а не дней или месяцев», — добавил Штефец.
Путин считает, что необходимо продолжить укреплять вооруженные силы ввиду «сложной военно-политической обстановки в мире», когда вероятность конфликтов растет и в некоторых регионах обостряется ситуация. «Серьезную озабоченность вызывает наращивание непосредственно у российских границ военной группировки США и НАТО, а также проведение крупномасштабных учений, в том числе незапланированных», — сказал российский президент.
Особенно тревожно, по его словам, размещение пусковых установок в Румынии и в Польше, пригодных для применения ракет «Томагавк». «Если эта инфраструктура будет двигаться дальше, если ракетные комплексы США и НАТО появятся на Украине, то их подлетное время до Москвы сократится до 7-10 минут, а при размещении гиперзвукового оружия — до пяти. Для нас это серьезнейший вызов — вызов нашей безопасности», — заявил Путин.
Он добавил, что отправил руководителям НАТО и «американским коллегам» конкретный проект договора, в котором Россия требует от НАТО не расширяться далее на восток и не размещать в соседних с Россией странах наступательные системы вооружений. По словам Путина, нужны долгосрочные, юридически обязывающие гарантии. Хотя и на них трудно полагаться. «Потому что Соединенные Штаты легко выходят из всех международных договоров, которые им по той или иной причине становятся неинтересны — легко, объясняя чем-то или вообще ничем не объясняя».
Обещаний на словах ему недостаточно. Путин напомнил о событиях конца 80-х начала 90-х годов прошлого века. «Нам говорили, что, мол, ваши волнения по поводу возможного расширения НАТО на восток беспочвенны. А затем последовало пять волн расширения НАТО на восток. Причем это же происходило, помните, как? Здесь все взрослые люди сидят. Это происходило тогда, когда между Россией и США, Россией и всеми основными странами НАТО были безоблачные отношения, просто чуть ли не союзнические», — напомнил российский президент.
Он добавил, что тогда на объектах российского ядерного оружейного комплекса сидели американские специалисты, у которых там были рабочие места, а на столах стояли американские флажки. «Ну куда больше? Чего еще надо? В Правительстве России работали советники США, кадровые сотрудники ЦРУ советовали. Чего еще? Зачем надо было поддерживать сепаратизм на Северном Кавказе?» — спросил Путин, подчеркнув, что Запад тогда «явно поддерживал террористов». Также он задался вопросом о смысле экспансии НАТО.
«То, что сейчас происходит, та напряженность, которая складывается в Европе, — это их вина. На каждом шаге Россия была вынуждена как-то отвечать, на каждом шаге ситуация постоянно ухудшалась, ухудшалась, ухудшалась — деградировала и деградировала. И вот сегодня мы в такой ситуации, когда вынуждены что-то решать: мы же не можем допустить развития ситуации, о котором я сказал. Что, это непонятно, что ли, кому-то? Должно быть понятно», — сказал Путин. Он поделился, что иногда задает вопрос, почему тогда (вероятно, США) поступали так, как поступали? По его словам, вероятно, «от эйфории в связи с победой в холодной войне» или из-за «неверной оценки ситуации на тот момент времени».
«Разумеется, как уже отмечал, в случае продолжения явно агрессивной линии западных коллег мы будем принимать адекватные ответные военно-технические меры, на недружественные шаги жестко реагировать. И, хочу подчеркнуть, имеем на это полное право, имеем полное право на действия, призванные обеспечить безопасность и суверенитет России», — заявил российский президент.
Он продолжил: «мы с вами хорошо знаем, под разными предлогами, в том числе с целью обеспечить свою собственную безопасность, действуют за тысячи километров от своей национальной т
ерритории, за тысячи. И, когда им мешает международное право и Устав ООН, объявляют это все устаревшим, ненужным, а когда что-то соответствует их интересам, сразу ссылаются на нормы международного права, на Устав ООН, на международное гуманитарное право и так далее. Эти манипуляции надоели».
Затем Владимир Путин подчеркнул, что его слова не ультиматум. «Все, что делали наши партнеры, так их назовем, Соединенные Штаты, в предыдущие годы, обеспечивая якобы свои интересы и якобы свою безопасность за тысячи километров от своей национальной территории, они ведь это делали, такие жесткие и наиболее яркие вещи, без всякой санкции Совета Безопасности ООН».
Он упомянул бомбардировки Югославии: «Югославию бомбили под каким предлогом? Что, с санкции Совета Безопасности, что ли? Где Югославия, а где США? Уничтожили страну. Да, там внутренний конфликт, там свои проблемы, но кто дал право наносить удары по европейской столице? Никто. Просто так решили, а сателлиты за ними бежали сзади и подтявкивали. Вот и все международное право». Кроме того, Путин вспомнил и более поздние конфликты в Ираке и в Сирии, отметив, что причиной для вторжения в Ирак было мнимое оружие массового поражения. «Зашли, страну разрушили, создали очаг международного терроризма, а потом выяснилось, что ошиблись, а потом сказали: «Нас разведка подвела», — продолжил Путин обвинять Соединенные Штаты и добавил, что «Все, как положено, уничтожили».
«Но то, что они сейчас делают на территории Украины или пытаются делать и планируют делать, это же не за тысячи километров от нашей национальной границы — это у порога нашего дома. Они должны понять, что нам просто некуда дальше отступать», — заявил Путин. Он опасается, что на Украине разместят гиперзвуковые ракеты и что потом США предоставят их «экстремистам из соседних государств». «В том числе на отдельные регионы Российской Федерации, скажем на Крым, при выгодных, как они полагают, для себя обстоятельствах», — предупредил Путин, добавив, что Россия хочет решать эти вопросы политико-дипломатическими средствами, а не оружием. Однако президент РФ хочет четко сформулированных гарантий.