Zaxid (Украина): «прочь от Москвы» и «празднуем Рождество с остальным миром». Еще раз об имперской пуповине

Zaxid: попытки Киева отдалиться от Москвы приняли карикатурную форму

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На Украине не в первый раз предпринимаются попытки перенести празднование Рождества на 25 декабря, чтобы отмечать его «со всем миром», пишет Zaxid. Однако в результате получается лишь карикатурная форма противопоставления себя России — успешного и признанного бренда, отмечает автор.
Конец декабря — «самое время» поговорить о церковном календаре. Тема, честно говоря, уже порядком надоела, ведь вся информация доступна, аргументы сторон «на столе», народ ждет «отмашки» от церковной власти.
Все уже давно знают, что юлианский календарь не отмечается точностью. Все живут по григорианскому, и лишь немногие ходят в церковь по юлианскому. Это общеизвестные вещи, хотя греко-католические иерархи ждут, что скажут православные из ПЦУ. В ПЦУ наблюдают, как на это отреагируют те, которые еще не определились между ПЦУ и Московским патриархатом. Московский патриархат работает строго на Кремль и сдавать еще один рубеж «обороны» не намерен. Поэтому мы настолько не хотим быть похожими на Россию, настолько стремимся «праздновать Рождество со всем миром», что который год ждем, «как бы чего не вышло».
В этом году в Сети появился новый видеоролик на эту тему. Идея правильная, по крайней мере я «за» празднование в декабре, перед Новым годом, вопросов нет. Но что мы видим в ролике? Мы переходим на «празднование со всем миром», чтобы утереть нос двум карикатурным российским туристам во Львове? Серьезно?
Можно констатировать досадный факт, что за время войны наше общество не далеко отошло от довоенной идеи «Украина — не Россия», как ее очертил Леонид Кучма. Или одностороннего понимания лозунга «Прочь от Москвы» Николая Хвылевого. Или от «Окончательного „Прощай"» от Петра Порошенко. Короче говоря, от создания той «анти-России», о которой заявил в своей статье Владимир Путин.
Традиционно считается, что приставка «анти» говорит о противоположности. То есть зло является «антидобром», тьма — «антисветом» и так далее. И в этом кроется большая ошибка.
«Анти» — это про альтернативу. Об оппозиции и попытке заменить собой «настоящее». Поэтому, например, антипапы в истории Католической церкви не провозглашали атеизм. Они стремились стать на место папы.
Что мы имеем в случае с «анти-Россией»?
Во-первых, построить что-то кардинально отличное от России, постоянно удерживая ее в поле зрения как пример для «не подражания» — это уже проигрышный вариант. Так или иначе, этот «эталон» будет влиять на жизнь того, кто старается сделать нечто противоположное.
  1. 1
    РБК-Україна: Кулеба заявил об унижении Россией США и НАТО
  2. 2
    Обозреватель: Зеленского призвали ответить на слова Кадырова о присоединении Украины
  3. 3
    Диалог: Украина приступила к «возвращению» Кубани
Во-вторых, надо признать, что Россия — это все же успешный бренд, узнаваемый во всем мире. И просто так взять и убедить остальных людей на планете, что это все выдумки «Союзмультфильма», не получится. Тем более не получится легко убедить мир, что «русское» — это на самом деле украинское, что это Москва у нас украла. Вы же видите, как непросто «украинизируется» мировое представление о борще. А есть еще «казаки», победа над нацизмом и многое другое, где украинцы просто находятся в тени империи. Тем более, что действительно были и «казаки», и победа над нацизмом. Это уже не борщ.
В-третьих, Россия в представлении европейцев и американцев — это северная европейская страна. Страна, победившая Швецию в Северной войне и ставшая новой Северной империей. Страна, интегрированная в европейскую литературу и искусство. Этому представлению уже сотни лет, и поэтому украинские аргументы о наследии Золотой Орды и другую «азию» остаются аргументами для внутреннего потребления.
А хуже всего то, что вместо движения «Прочь от Москвы» наше общество действительно зациклилось на построении «анти-России». Но не в путинской трактовке этого термина, а по-настоящему. Мы как бы лепим в себя «другую Россию». И нам, откровенно говоря, это неплохо удается. Та же коррупция, олигархия, желание контролировать телевизор и «держать на зарплате» политических журналистов. Те же монополии, сверхприбыли на ренте и конкуренция на рынке с помощью силовиков и налоговиков. Та же самая «духовность» и «тысячелетние традиции», заменяющие нам права и свободы.
Ведь то, что мы сейчас делаем — это не движение в Европу. Это «клепание» России в миниатюре. Официальная Россия тоже противопоставляет себя Западу. И что? Что за этим фасадом? Если изъять противопоставление «Европе», то окажется, что скрепы без этой подпорки просто не работают. Так и у нас. Если убрать костыли в виде «антироссийскости», что останется? Логика на самом деле проста. Ни «Прочь от Москвы», ни «анти-Россия» (в любом виде) не может быть самостоятельной и жизнеспособной идеологической конструкцией. Как и перенос празднования Рождества с целью, чтобы «за поребриком запылало».
Кстати, по-настоящему, серьезно и вдумчиво, над программой «анти-Россия» работал митрополит Андрей Шептицкий. Он организовал Велиградские съезды, где славяне обсуждали наследие Кирилла и Мефодия как наследие славянского, а не русского мира. Он приблизил греко-католический церковный обряд к «византийским образцам», чтобы униатская церковь смогла заменить собой русскую церковь на востоке. Но это было давно. Теперь же его наследие используется в тех масштабах, на которые мы способны, — для «сохранения украинской уникальности». В конце концов, это тема для отдельного разговора.
P.S. Кстати, кто-либо слышал о таких крылатых выражениях, как «Польша — не Россия» или «Латвия — не Россия»? И живут же люди без такой «четкой» самоидентификации. Парадокс…
Обсудить
Рекомендуем