Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Насильственные столкновения докатились и до города Шымкента на юге Казахстана, где живет финка Катри Анттила, сообщает Ilta-Sanomat. В беседе с корреспондентом газеты женщина описывает события последних дней, свидетельницей которых она оказалась.
«Их было много, они были повсюду»
Живущая в Шымкенте финка Катри Анттила (Katri Anttila) переехала в Казахстан в августе прошлого года. Вскоре она начала обращать внимание на полицейских, постоянно дежуривших на улицах.
Во многих городах Казахстана на прошлой неделе начались беспорядки, которые подавляют казахские вооруженные силы и полиция Казахстана, а также «миротворческие» силы возглавляемого Россией ОДКБ.
Катри Анттила говорит, что дошедшие до насильственных столкновений беспорядки докатились и до Шымкента на юге Казахстана, где она проживает. Катри переехала из Финляндии в Казахстан в прошлом августе, когда организация EduCluster Finland открыла в Шымкенте частную школу, предлагающую образование по финской методике. Анттила работает директором школы.
Шымкент — третий по величине город Казахстана, в нем живут около миллиона человек. По словам Анттилы, беспорядки вспыхнули в городе незадолго до православного Рождества — как и в других городах страны.
Анттила говорит, что чувствовала присутствие в Казахстане протестных настроений еще в конце августа. Насильственный характер столкновений все же ее удивил.
«Когда я приехала в Казахстан в августе, все было вполне спокойно. Казалось, что общество замечательно функционирует. Я даже немного удивилась тому, что, к примеру, интернет и разные мобильные службы функционировали в стране гораздо лучше, чем на Западе».
В августе Анттила обратила внимание на постоянное присутствие полиции на улицах Шымкента.
«Не было похоже на обычное патрулирование. Казалось, что полицейские специально дежурят в ожидании чего-то. Их было много, они были повсюду», — рассказывает она.
В Казахстане работа СМИ и свобода слова ограничены. Так что Анттиле было трудно понять из местных новостей, происходило ли в Казахстане или только в Шымкенте нечто такое, что требовало постоянного присутствия полиции.
«О том, что полицейские могут готовиться к демонстрациям или что в стране могут начаться протестные волнения, до начала протестов я слышала только от таксистов и других местных», — рассказывает она.
Анттила предполагает, что вооруженные силы и полиция Казахстана не были готовы к настолько масштабным протестам, какими они оказались в реальности. Она считает, что это частично и привело к тому, что в страну прибыли иностранные войска, которыми руководила Россия.
Формальной причиной демонстраций стал рост цен на жидкий газ, к которому привел отказ от регулирования цен. Настоящей причиной все же считают недовольство уровнем жизни, коррупцией, безработицей и руководством страны.
Анттила живет недалеко от здания администрации Шымкента, у которого в последние дни собираются протестующие. По ее словам, ситуация на окраинах города и за городом довольно спокойная, в Казахстане не был объявлен комендантский час, чрезвычайная ситуация не сильно изменила жизнь людей, живущих за пределами Шымкента.
Живущая недалеко от центра города Анттила постоянно находится и в центре событий. Впервые она услышала об акциях протеста от знакомой, окна квартиры которой выходят прямо на здание администрации.
«Вскоре после начала протестов пропал интернет. Я могла судить о происходящем только по тому, что видела и слышала. Позже интернет все же ненадолго появлялся: рано утром можно было смотреть в новостях, что же происходит на самом деле».
Анттила впервые услышала взрывы ночью после первого дня протестов. На следующий день на улицах взрывались световые гранаты, через окна в квартиру проник слезоточивый газ. В магазинах перестали действовать карты, снять деньги в банкоматах было нельзя. Людям запретили выходить на улицы после 11.
Похоже, сейчас протесты начинают стихать. По словам Анттилы, интернет и банковские карты на днях должны заработать.
Если получится, Анттила останется в Казахстане. Она связалась с посольством Финляндии в Казахстане, и ее попросили дождаться точных инструкций. Анттила переехала в Казахстан с 11-летним сыном. Она думает отправить его обратно в Финляндию, когда воздушное сообщение между Финляндией и Казахстаном возобновится.
«Угрозы собственной безопасности я не чувствую. И я не трусливый человек», — говорит Анттила.