Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Переговоры России и Запада показали: наращивание группировки войск у границ Украины и предъявление требований НАТО – это не блеф Путина, считает международный обозреватель The Guardian Джулиан Боргер. Дискуссии дали возможность Москве «спасти свою репутацию», но Кремль ею не воспользовался. Никаких сомнений больше нет, уверяет Боргер, Россия готова пойти на крайности.
Россия назвала переговоры «тупиковыми», и в этой ситуации становится ясно, что наращивание группировки войск – не блеф, предназначенный для достижения других целей.
Международный обозреватель The Guardian Джулиан Боргер дает свою оценку состоявшимся на этой неделе трем раундам переговоров о судьбе Украины, в которых участвовали Россия, США, НАТО и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Дали ли переговоры какие-то результаты?
Результатов мало. Русские назвали переговоры тупиковыми. Между тем, о чем были готовы говорить США и их союзники (это взаимное ограничение ракет и военных учений, а также другие меры по укреплению доверия), и требованиями Москвы (гарантии непринятия в НАТО Украины и других стран бывшего советского бока) существует огромная разница, которая к концу недели нисколько не уменьшилась. Но по крайней мере, стороны проверили возможности по поиску точек соприкосновения, а дипломатия получила свой шанс.
Появилось ли больше ясности относительно того, чего хочет Россия?
Да. Теперь стало ясно, что наращивание группировки войск и предъявление требований НАТО не блеф, предназначенный для достижения преимуществ по другим вопросам. Состоявшиеся на этой неделе дискуссии давали России возможность сойти с избранного пути и найти решение, позволяющее ей спасти свою репутацию. Но Москва этой возможностью не воспользовалась. Не осталось практически никаких сомнений, что Владимир Путин стремится перестроить систему европейской безопасности и существенно сократить присутствие НАТО на российских границах.
Будут ли новые переговоры?
В четверг российские представители дали понять, что Москва не испытывает особого желания продолжать дискуссии. Поляки предложили активизировать диалог по проблемам безопасности в рамках ОБСЕ, однако русские с самого начала говорили, что им нужно быстрое урегулирование, а не длительный процесс предъявления претензий и выражения недовольства. Украина предложила провести саммит для разрешения кризиса на сей раз с участием Киева, однако Москва на это не ответила.
Что будет дальше?
Дипломаты возвращаются в свои столицы, чтобы обсудить дальнейшие шаги. Все внимание теперь будет приковано к Москве и к перемещениям российских войск и бронетанковой техники вокруг Украины. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров должен в пятницу дать пресс-конференцию. Тогда станет понятнее, что у Путина на уме. Русские потребовали от США письменных комментариев по опубликованным Москвой в декабре проектам соглашений, где предлагаются ограничения для НАТО. Пока непонятно, представит ли Вашингтон письменный ответ с изложением своих возражений.
Шансы на начало войны после переговоров увеличились или уменьшились?
Увеличились. Вероятность того, что Путин использует давление на Украину для получения чего-то другого, всегда была низкой. Сейчас такая вероятность почти полностью исчезла. Стало ясно, что Соединенные Штаты и их союзники не готовы предложить Украине путь к членству в НАТО, и что они вряд ли его предложат в обозримой перспективе. После переговоров нам стало понятно, что Путин готов дойти до самого края, грозя войной. Вопрос в том, перешагнет ли он через этот край.