Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Немецкие СМИ с тревогой следят за углубляющимся долговым кризисом в соседней Франции. Ведь обе страны являются важнейшими членами Еврозоны, и если Франция нарушит основные принципы валютного союза, то зашатается вся система. Уже есть первые признаки того, что Франция не сможет выдержать критерии Маастрихтского договора, согласно которому дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП к концу финансового года. Респектабельная Frankfurter Allgemeine Zeitung пишет в этой связи: «Долговая гора Франции продолжает расти. Создается впечатление, что государство запустило печатный станок на полную катушку. При президенте Эммануэле Макроне французское государство более чем когда-либо живет не по средствам».
Действительно, Макрон в преддверии президентских выборов, назначенных на апрель этого года, раздает щедрые социальные «подарки». С целью компенсации выросших цен на электроэнергию государство выделило домохозяйствам с низкими доходами (их около 6 миллионов) по 100 евро. Кроме того, 38 миллионов французов с низкими доходами получат по 100 евро с целью компенсации растущих цен. Рост инфляции давно беспокоит французов, для них потеря покупательной способности стала важнее даже таких тем, как нелегальная миграция, безработица и безопасность. Бунты «желтых жилетов» стали четким индикатором растущего недовольства рядовых французов.
За два года эпидемии COVID-19 Франция набрала огромный государственный долг, который вырос со 100% до 120% ВВП. Его погашение, по оценке глобальной страховой компании Allianz, займет 67 (!) лет, в то время как в Германии выплата «ковидных» долгов займет лишь шесть лет. Выбраться из этой ловушки Франция может лишь при условии значительного увеличения темпов экономического роста или резкого сокращения государственных расходов. Однако экономисты не видят пока таких перспектив.
Министерство финансов Франции хочет прибегнуть к своеобразному трюку: вынести «ковидный» долг в отдельный «кошелек» и погашать его в течение 20 лет. Однако, считает немецкая деловая Handelsblatt, как 20, так и 67 лет выплат означают огромную нагрузку на финансы. Это особенно касается Франции, так как эта вторая экономика еврозоны всегда имела серьезные проблемы с погашением долгов и бюджетной дисциплиной.
Французская валюта традиционно была слабее доллара, немецкой марки и британского фунта, а по «весу» скорее приближалась к итальянской лире и испанской песете. После Второй мировой войны девальвация франка происходила постоянно — в 1948, 1960, 1969, 81 и 82 году. Это объяснялось исторической «привычкой» государства тратить выше своих возможностей. Но после вступления в зону евро в 2002 году Франция, так же как Италия и Испания, лишилась возможности неограниченного печатания денег. В результате, государство стало набирать долги, чтобы покрыть чрезмерные социальные и бюрократические расходы.
Французский историк Эммануэль Тодд уверен, что невозможно построить европейское сверхгосударство с единой валютой, учитывая колоссальные различия в культурном уровне, традициях и моральных установках народов, населяющих Европу. Евросоюз явно переоценил свои возможности — так же, как Советский Союз до него. Историки неоднократно отмечали, что нынешний евро есть скрытая форма немецкой марки — валюты твердой, экономной, соответствующей германскому национальному характеру. Но Германия не в силах платить за всех.
Тем временем министр финансов Франции Брюно Ле Мэр продолжает излучать демонстративный оптимизм. Он заверяет инвесторов, что Франция обязательно погасит долги. Действительно, если возникнут сомнения в платежеспособности страны, то обслуживание французских государственных облигаций подорожает на миллиарды евро, и эта тенденция уже наметилась. В то же время в соседней Германии доходность 10-летних бондов практически не изменилась.
Пока что, по мнению главного экономиста Allianz Людовика Субрана, ничто не указывает на готовность Франции сокращать бюджетные расходы. На протяжении последних двадцати лет они неуклонно росли, независимо от того, правила страной левая или правая партия. Даже французская Счетная палата подвергла критике «неслыханный рост» государственных расходов, который невозможно объяснить одной только эпидемией COVID-19. Президент Макрон продолжает раздувать бюрократический аппарат, создает тысячи новых мест, вместо того чтобы сокращать их. Французские экономисты требуют приступить к сокращению расходов уже в 2022 году. По их мнению, необходимо также реформировать пенсионную систему и поднять пенсионный возраст, который во Франции составляет 62 года, в то время как в Германии — 67 лет.
Безудержные траты французов уже оказывают негативное влияние на отношения с ФРГ. Макрон хочет внести в европейский «Пакт стабильности и роста» изменения, которые позволили бы поднять сумму госдолга выше планки в 60%, а дефицит бюджета — выше 3% ВВП. Фактически он отказался от своего прежнего обещания привести в порядок бюджет и сейчас проводит откровенно популистскую политику. Макрон подверг критике предвыборное требование кандидата от партии «Республиканцев» Валери Пекресс сократить чиновничий аппарат на 200 тысяч мест путем досрочного выхода на пенсию. Он намерен использовать нынешнее председательство Франции в ЕС, чтобы внести «послабляющие» изменения в «Пакт стабильности и роста».