Handelsblatt (Германия): Германия утрачивает свою особую роль для России

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Еще задолго до развала СССР элита нашей страны именно в Германии увидела тот "тамбур", через который можно будет и для себя, и для России устроить транзит на Запад, интеграцию с Европой, пишет "Хандельсблатт". Но сегодня взаимное отчуждение обеих стран сильнее, чем в дни холодной войны.
Долгое время Германия была любимым партнером Москвы на Западе. Теперь этому пришел конец. И это будет иметь определенные последствия для внешней политики Германии.
Общества германо-российской дружбы — в том или ином виде — существовали и до падения Берлинской стены, причем по обе стороны "железного занавеса". А если уж идти дальше в историю, то можно вспомнить, что одна из немецких принцесс правила Россией под именем Екатерины Великой больше 30 лет, а Федор Достоевский не только обогащал европейскую литературу своими мрачными романами, но, как и многие русские дворяне, проигрывал состояния в казино Баден-Бадена. Германо-российские связи многогранны, имеют глубокие корни и даже пережили опустошительную Вторую мировую войну.
Der Spiegel: лавровский тест для Анналены БербокВизит Анналены Бербок в Россию прошел в ледяной атмосфере, сообщает немецкий журнал "Шпигель". Автор статьи принял эту холодность за дипломатический успех молодой женщины-министра. Некоторые читатели издания с ним соглашаются, в то время как другие задаются вопросом: а что будет с ценами на газ?
Но несмотря на то, что Анналена Бербок во время своего ознакомительного визита в Москву все-таки встретилась со своим предупредительным коллегой Сергеем Лавровым, сейчас двусторонние отношения между Германией и Россией хуже, чем были во времена холодной войны. Потому что Германия утратила свою особую роль для России.
Когда расстаются двое, то редко виноватым бывает только кто-то один. Причем речь идет о растянутом процессе с множеством критических моментов. Один из них — тот момент, когда в Москве заявили, что оппозиционер Алексей Навальный, которому после отравления в Томске в берлинской "Шарите" спасли жизнь, был отравлен в Германии, а не в России. Уже к этой моменту отношения были парализованы. (В августе 2020 года Путин дал личное разрешение на вывоз Навального на лечение в ФРГ после того, как ему оказали первую спасительную помощь врачи омской больницы, а уже потом в Германии появилась информация о "химическом оружии", примененном якобы Россией против Навального, хотя омские врачи никакого яда в его теле не нашли - прим. ИноСМИ.) А тут добавились еще российские хакерские атаки на бундестаг и убийство чеченца в центре Берлина по заданию российского государства. Все это отразилось и на экономических показателях: за последние десять лет внешнеторговый оборот Германии с Россией сократился наполовину. Теперь Россия стоит на 14-м месте в списке торговых партнеров Германии. Изменения произошли и на политическом барометре: безоблачная погода при Герхарде Шредере сменилась зоной низкого давления при Ангеле Меркель. Шеф Кремля Владимир Путин, открыто подвергший сомнению территориальную целостность Украины и желающий восстановить великодержавный статус России, после всего случившегося больше не ведет переговоров с Германий и ЕС. Он хочет общаться только с супердержавой США, и притом на равных.
Германию больше в России в расчет не принимают — со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это плохая новость как минимум с экономической точки зрения. Торговый оборот Германии с такими странами, как Польша, Чехия, Венгрия, Словакия и Румыния, которых Москва рассматривает как зону своего влияния, больше, чем наша торговля с США и Китаем. Никто не хочет новой холодной войны с Москвой. Но реальная политика требует, чтобы ситуацию с Россией больше не приукрашивали. Двойная стратегия — максимальное устрашение нами России при одновременной готовности к диалогу — правильная. Но как минимум после противоречащей международному праву аннексии Крыма время пустых грез насчет дружбы кончилось. Для дружбы нужны хотя бы двое желающих дружить человека, причем отношения между ними должны быть равноправные.
Обсудить
Рекомендуем