Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Президент Украины летом прошлого года заявил, что чернобыльская зона отчуждения имеет все шансы стать одним из главных центров туризма в стране. Действительно ли это так, и возможно ли превратить ЧАЭС в успешный туристический объект, разбирались журналисты Lb.ua.
Евгений Гладун
Седьмого июня на форуме "Украина 30. Экология" президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Чернобыльская зона отчуждения (ЧЗО) имеет все шансы и возможности стать одним из главных центров туризма на Украине. Но действительно ли это направление является перспективным и действительно ли успех здесь возможен на постоянной основе?
Прямая речь: "По моей инициативе начался процесс восстановления зоны отчуждения и уже утверждена программа развития Чернобыльской зоны на три года. Она предусматривает изменения в инфраструктуре, новую концепцию развития территорий, внутреннюю и международную рекламу Чернобыля. Он должен стать мощным магнитом для туризма как из Украины, так и со всего мира. А зона отчуждения должна стать зоной возрождения".
На первый взгляд эта идея не лишена логики, ведь особенность и неповторимость туризма в зоне отмечена многими авторитетными мировыми изданиями.
По мнению редакторов журнала Forbes в 2009 году Чернобыльская АЭС стала самым экзотическим и экстремальным объектом для туризма на Земле, а в рейтинге самых ярких туристических мест мира по версии CNN Travel Чернобыльская зона отчуждения стала одной из пятнадцати в этой локации и этот список по регалиям можно долго продолжать, но действительно ли это может быть так выгодно для государства и даже окупить часть израсходованных на обеспечение зоны средств? Наверняка нет.
Организациями туристических экскурсий в зону занимаются частные компании. Цены у разных туроператоров отличаются незначительно: в среднем это пятьдесят пять долларов для граждан Украины и сто долларов для иностранцев (на один день). И уже с каждого туриста оператор должен оплатить взнос Государственному агентству по управлению зоной отчуждения. По информации NV.ua от иностранной группы этот взнос – две тысячи гривен, и еще шестьсот тридцать две гривны – с каждого туриста. Украинцы платят меньше: пятьсот гривен с автобуса и сто тридцать две гривны с каждого человека.
Не нужно иметь ученую степень по математике, чтобы посчитать, что даже в самый прибыльный для зоны год (2019) государство заработало на чернобыльских туристах примерно десять миллионов долларов. Нужно иметь в виду, что только на поддержание в безопасном состоянии энергоблоков и объекта "Укрытие", правительство в этом году выделило 1,4 миллиарда вечно зеленых. Надо ли вообще что-то говорить об окупаемости зоны в целом?
The New York Times (США): защищать Чернобыль во время вторжения? Зачем это нужно, спрашивают украинцыВ NYT, которая в начале января опубликовала псевдокарту с расположением российских войск, нашли новый повод для беспокойства по Украине. Оказывается, кратчайший путь к Киеву лежит через отравленные земли Чернобыля. И теперь защищать предлагают их.
23.01.202200
Популярность и количество туристов в зоне на самом деле растет с каждым годом. Если в начале нулевых количество посетителей не переваливало даже за одну тысячу, то в 2009 году эта цифра почти достигла семи тысяч, а в 2018 – шестидесяти трех тысяч.
Однако прорывным годом для туризма в зоне стал 2019 год.
С начала 2019 года Чернобыльскую зону посетили более ста двадцати тысяч туристов, что по прогнозам значительно превысило количество посетителей на этот год. Это стало новым абсолютным туристическим рекордом зоны. Как сообщают в государственном агентстве по управлению зоной отчуждения, почти восемьдесят процентов посетителей приехали из-за рубежа. Среди иностранных государств рекордсменами стали Великобритания, Польша, Германия, США и Чехия.
Главная причина такого резкого повышения интереса к ЧЗО – это выход сериала HBO "Чернобыль", который рассказывает об аварии в 1986 году и ликвидации ее последствий. По версии популярного сайта о кинематографе IMDB, после своего выхода, лента возглавила рейтинг лучших сериалов мира.
Но это далеко не первое подтверждение того, что Зона становится интересной широкой публике лишь после пиара и активного обсуждения в мировом сообществе.
Впервые туристы обратили внимание на зону после выхода трилогии популярной компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R: в 2007, 2008 и 2009 годах. Украинская компания "GSC Game World", создала вымышленную, фантастическую вселенную, на основе микса повести "Пикник на обочине" братьев Стругацких и реальной Чернобыльской зоны.
Продажи серии S.T.A.L.K.E.R. в разных странах мира преодолели отметку в пятнадцать миллионов копий. Именно фанаты этой игры создали первые масштабные волны желающих попробовать такой экзотический туризм и побывать в тех местах и локациях, которые так полюбились им в виртуальном мире. Кстати, именно благодаря игре S.T.A.L.K.E.R, по миру и начали распространяться слухи о животных мутантах, чудовищах и смертельных аномалиях, которыми якобы наполнена украинская зона отчуждения. И очень трудно было найти гида или экскурсовода, у которого бы не спрашивали о существовании чего-то такого мистического в реальной зоне.
Вспомнить об этом нас заставил анонс выхода второй части игры-S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl, который ожидается двадцать восьмого апреля 2022 года. Вполне вероятно, что именно релиз игры в случае успеха сможет восстановить интерес у туристов по всему миру, ведь тот эффект популярности, который дал Чернобылю и Припяти сериал от НВО понемногу угасает. Если в 2020 году нам не удалось целиком воспользоваться этой волной популярности, из-за влияния пандемии всем известного вируса, то в 2021 году таких жестких карантинных ограничений на въезд в Зону почти не было, но посетили ее официально менее сорока тысяч туристов.
Необходимо отметить, что события такого размаха как выход сериалов или игр, связанных с Чернобылем, явление крайне редкое, чтобы постоянно на них надеяться. Поэтому стоит задуматься, если даже во время самой активной фазы популярности, количество туристов не было заоблачным, то что будет, когда хайп окончательно спадет, тогда как можно рассчитывать на Зону, как на полноценное направление для туризма на Украине.
Но есть и другие условия которые осложняют развитие туризма в Зоне. Качество и эмоциональность экскурсии на прямую зависит от выбранного для поездки времени года. Так, например, летом, несмотря на максимально комфортную погоду, ЧЗО очень сильно зарастает листвой бесчисленных деревьев и кустов. В таких условиях очень трудно разглядеть все подробности локаций и насладиться атмосферой вокруг. Зимой, несмотря на прекрасную видимость, в зоне очень холодно, а короткий световой день значительно снижает возможности для туристов. Для поездок в ЧЗО советуют выбирать межсезонье – раннюю весну или позднюю осень, когда и не жарко, и не холодно, а листья никак не мешают обзору. В такую пору Припять выглядит очень депрессивно и одиноко. Местные условия вызывают чувство грусти, подчеркивая масштаб и значение катастрофы.
Фактор времени посещения зоны, как мы видим, напрямую влияет на финальное впечатление туристов, а, учитывая короткие промежутки с хорошими погодными условиями, организовать поездки с большим количеством желающих очень трудно, поэтому многие из тех, кто отправился не в самое оптимальное время, вряд ли получат заряд эмоций на который они рассчитывали.
Однако, как показывает практика, даже те, чьи ожидания от визита в зону оправдались, редко возвращаются сюда во второй раз. Это связано с тем, что большинство зарубежных туристов приезжают в Чернобыль лишь для эффектной фоточки в Инстаграм или за новым достижением в графе экстрим-путешествия. Для такой публики это место не имеет такого сакрального значения, как для тех, кто детально знает трагическую историю произошедших здесь событий и получает от каждой поездки свои собственные эмоции и переживания, ибо как они сами говорят: "Зона не отпускает". А вот более глобальный поток туристов из первого списка рано или поздно исчезнет, и идея создать в ЧЗО центр туризма может окончательно кануть в Лету.
Поэтому если получить существенную выгоду не удастся, то нужно ли вообще начинать воплощение таких масштабных планов? Сейчас появляется все больше и больше сообщений о появлении новых туристических маршрутов, введении водных экскурсий и многих мероприятий по реконструкции различных объектов и построении новой инфраструктуры. Но вся эта деятельность может негативно сказаться на уникальной природе зоны, которая, в отсутствие людей, неожиданно стала заповедником и является одним из самых необычных биологических экспериментов на Земле. Отсутствие человека и любой хозяйственной деятельности способствовало восстановлению популяций редких животных и растений, образованию новых лесных массивов и формированию настоящей, а не искусственной экосистемы. Сейчас, со слов ученых, в ЧЗО прижилось много краснокнижных видов: флоры – 61 и фауны – 66. Существенно увеличилась популяция рысей, волков, зубров, лосей, бурых медведей и даже лошадей Пржевальского, которые наедине с природой полностью предоставлены сами себе. Неужели возможно сравнивать значение всех этих вещей с весьма сомнительной прибылью?