Лiга (Украина): чем защищаться. Байрактары, Джавелины, слабая авиация и один фрегат. Как армию готовили к вероятной войне?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Насколько оборонные закупки в 2021 году оказались соответствующими потребностям украинской армии при "возможной агрессии" России? Этим вопросом задается автор "Лиги". При этом он умалчивает, что Москва не раз заявляла об отсутствии планов нападения на соседнюю страну.
Уляна Букатюк
Россия массово стягивает войска к границам с Украиной и усиливает информационное давление, зарубежные СМИ пестрят заголовками о возможном полномасштабном вторжении.
Противостоять возможному нападению северного соседа украинская армия готова гораздо лучше, чем в начале 2014 года. За это время численность Вооруженных сил выросла с 166 000 до 261 000 человек. Расходы на безопасность и оборону увеличились с 3% ВВП в 2014 году до 6% ВВП в 2022 – до почти 287 миллиардов гривен. В последние семь лет государство тратит на перевооружение армии около миллиарда долларов ежегодно.
Впрочем, за общими цифрами скрыто много проблем, свидетельствующих, что сделано недостаточно: оборонные закупки до сих пор засекречены и совершаются со значительным опозданием, поэтому немало техники до сих пор закупают волонтеры, украинское новейшее вооружение раньше появляется в ОАЭ, чем у наших военных, а оборонная отрасль – среди излюбленных жертв коррупции.
О состоянии дел по обеспечению украинской армии LIGA.net расспросила четверых военных аналитиков. Они указали на целый ряд проблем, которые нужно решать немедленно.

Александр Саенко, военный эксперт-аналитик НАКО, полковник запаса

– Противостоять возможному нападению РФ в техническом плане украинская армия однозначно готова гораздо лучше, чем в 2014 году. Британский Международный институт стратегических исследований в своем издании The Military Balance 2021 года отмечает, что сухопутные войска Украины имеют на вооружении 858 танков, 1184 боевых машин пехоты, 622 бронетранспортера и 547 разведывательных бронемашин, 1818 единиц артиллерии, 90 тактических ракетных комплексов, 35 ударных и 23 многоцелевых вертолетов. У Военно-морских сил – один фрегат и 10 военных судов меньшего класса. Украинская авиация насчитывает 71 истребитель, 14 бомбардировщиков, 31 штурмовик, 29 транспортных самолетов. Зенитные войска насчитывают 250 комплексов С-300, 72 комплекса ЗРК "Бук" и некоторое количество С-125.
Значительный вклад в переоснащение армии сыграла военно-техническая помощь западных союзников. К примеру, США с 2014 года предоставили ВСУ помощь на 2,5 миллиарда долларов, в том числе – бронированные автомобили "Хаммер", контрбатарейные радары, средства связи, снайперские комплексы, патрульные катера, ПТРК "Джавелин".
Еще одно положительное изменение – оборонная промышленность Украины существенно улучшила свои позиции. Появился ряд новых производителей, а уже известные стали расширять номенклатуру производства. По состоянию на конец 2021 года частные предприятия ОПК делят оборонный заказ с ГК "Укроборонпром" в соотношении примерно 50% на 50% (до этого занимали около трети). С целью усовершенствования системы ОПК и приближения ее к стандартам НАТО и принципам корпоративного управления, существенные преобразования претерпел и сам Укроборонпром.
Однако проблемы с вооружением армии все-таки есть. Несмотря на то, что Минобороны годами отчитывается о высоких показателях освоения бюджетных средств на закупки военной техники, обеспечивать армию транспортом, тепловизорами, генераторами, дронами и квадрокоптерами до сих пор вынуждены волонтеры.
Кроме того, закупки вооружения и военной техники на Украине остаются полностью секретными. Принятый в 2020 году закон должен стать началом перехода к более прозрачной евроатлантической системе закупок. Однако ряд положений закона лишь способствуют продолжению традиции необоснованного и чрезмерного засекречивания, а большое количество коллизий и пробелов в нем привело к фактическому блокированию оборонных закупок – как по старой, так и по новой модели.
Как следствие, в 2021 году состояние выполнения программы развития, закупки, модернизации и ремонта вооружения, военной техники, средств и оборудования достаточно неутешительно. В течение 2021 года Министерство обороны объявило открытые закупки на сумму 21,07 миллиарда гривен, 66% из них – не состоялись.
Так что количество продукции оборонного назначения, поступившей в ВСУ в рамках госзаказа в объеме 100%, – это лишь шесть позиций из 37. При этом половина программы выполнена на 50%, остальная – либо вообще не выполнена, либо выполнена на уровне 10% от запланированного.
К примеру, сложилась критическая ситуация с горючим: удалось закупить только на половину от запланированной суммы (на 2,6 из 5 миллиардов гривен). На обувь, форму и экипировку для армии Минобороны потратило 1,5 миллиарда гривен (в 2020 году – 2,1 миллиарда гривен), однако закупить, скажем, 16 000 запланированных шлемов за 111 миллионов гривен за целый год так и не смогло.

Тарас Чмут, военный аналитик, председатель правления Украинского милитарного центра и сержант резерва морской пехоты ВМСУ

– Из-за длительных бюрократических проволочек между Министерством финансов и Министерством стратегических отраслей промышленности государственный оборонный заказ (ГОЗ) начали реализовывать только в октябре. Обещанное заключение контрактов на закупку нового вооружения еще весной пришлось отложить из-за того, что не был создан электронный реестр исполнителей. Как следствие, ОПК Украины потерял полгода. В период между январем и октябрем оборонные предприятия функционировали в лучшем случае по контрактам 2020 года, а могли бы производить новое вооружение.
В итоге до конца года ГОЗ выполнили на 99,8%, но надо понимать, что это формально означает лишь то, что выделенные средства потратили. Украинская армия точно не получила за три месяца все, что должна было получить в течение года.
С другой стороны, стратегически закупки в пределах ГОЗ мало на что влияют, ключевые потребности ВСУ на сегодняшний день – это боеприпасы, противовоздушная оборона, нужды авиации – Украина закупает вне ГОЗ. Впрочем, недополучение нескольких десятков новых или отремонтированных бронетранспортеров – все же хуже, чем если бы они были.
Корреспондент (Украина): ВСУ поднялись в мировом рейтинге армийУкраина заняла 25 место в рейтинге сильнейших армий мира, улучшив предыдущий показатель. При этом в Киеве утверждают, что у них «сильнейшие» войска в Европе. Однако, по мнению составителей списка, ВСУ еще далеко до российской армии.
Хуже всего дела сейчас обстоят с авиацией. Оборудование воздушных сил – давно устаревшее – советское, в лучшем случае 1991 года выпуска, его сложно ремонтировать и обслуживать, двигатели там – российские. Поэтому глубокая модернизация оборудования уже неуместна, поскольку, пока мы разработаем ее план, оборудование банально придется списывать. Сейчас важно искать возможность заменить его новыми или подержанными западными образцами, которые можно будет нормально эксплуатировать и обслуживать. Это проблема национального уровня на 10-15 лет и 10-15 миллиардов долларов.

Валентин Бадрак, глава Центра исследований армии, конверсии и разоружения

– За все годы войны Украина тратит на перевооружение армии сравнительно мало средств – всего около миллиарда долларов ежегодно. Для сравнения, Польша без войны тратит в три-четыре раза больше. Например, несколько лет назад соседи закупили американские зенитные системы Patriot, которые стоили как пять годовых бюджетов Украины на перевооружение. При том что численность армии Польши сейчас вдвое меньше (123 000 человек), чем Украины.
Разумеется, такая ситуация в ВСУ производит большую нагрузку на людей. То есть, Украину от врага будут защищать не современная техника и оружие, а, прежде всего, армия. На содержание армии у нас уходит около двух третей оборонного бюджета. Такой дисбаланс требует изменений, но военно-технической политики у нас пока фактически нет.
В ситуации с закупками техники чуть ли не единственным светлым событием 2021 года стала поставка турецких боевых беспилотников Bayraktar. Но их очень мало, так что серьезного перевооружения армии на тактическом уровне у нас так и не произошло.
При этом в украинской оборонной промышленности есть очень приличные разработки, которые при небольших затратах могли бы существенно усилить украинскую армию, к тому же не через несколько лет, как, например, запланированные Минобороны корветы, а уже сейчас.
Например, у нас есть две частные компании, разрабатывающие дроны-киллеры, или три производителя наземных роботизированных комплексов. Для понимания по цене одного бронетранспортера можно закупить 7-8 таких роботизированных наземных комплексов – это то, что могло бы защищать жизнь наших воинов. Но, чтобы такое оборудование попало в армию, нужно пройти длительные испытания, к ним нет должного внимания со стороны Минобороны. Та же Россия решила создавать целые подразделения роботизированных систем – поэтому даже при санкциях и других препятствиях враг нас опережает, пока мы медлим и мечтаем об американском вооружении.
Даже если решение о закупке нового оружия принято – это еще не значит, что оно скоро попадет на фронт. Например, в начале 2021 года на вооружение должны были принять ракетную систему залпового огня "Ольха-М" – с дальностью поражения целей 110 км. Вместо этого круглый год мы наблюдали промедление Минобороны. Уже даже иностранные государства, такие как ОАЭ, дошли до того, чтобы закупить "Ольху-М", а Украина до сих пор ее испытывает. У нас пока нет ясного понимания, как перевооружить армию и что закупать в первую очередь.
К сожалению, такое торможение видно и с развитием вооружений, которые могли бы повысить оперативно-тактический уровень и серьезно усилить Украину. Это не только береговой ракетный комплекс "Нептун", который должен поступить в этом году Военно-морским силам, но и разработки собственных зенитно-ракетных комплексов – скажем, КБ "Луч" предлагает три таких проекта. Или "Искра" – разработала радар для украинского зенитного комплекса, или "Радионикс", где создали новейшие головки самонаведения для этих ракет. К тому же они обойдутся не в 5 миллиардов долларов, как Patriot для Польши, а в около 50 миллионов и 2-2,5 года.
Еще один пример – группа частно-государственных предприятий еще в 2017 году разработала так называемый "летающий танк" – вертолет с установленным ракетным комплексом. Но компании вынуждены за свой счет проводить испытания, и этот проект тоже до сих пор не принят на вооружение.

Глеб Каневский, глава экспертной организации StateWatch, руководитель проекта "Марлин"

– Понять ситуацию с обеспечением украинской армии необходимым оборудованием можно, анализируя состояние дел с закупками и то, как высшее политическое руководство "болеет" за ключевые оборонные предприятия. И там, и там дела обстоят не всегда хорошо.
Скажем, государственный завод "Генератор", производящий крайне важное оборудование для ракетно-зенитных комплексов "Оса" и "Бук", с 2008 года находится в очень тяжелом финансовом положении.
В 2004 году предприятие "Генератор" заключило соглашение с частным застройщиком на строительство жилого комплекса с паркингом на участке, которое ГП арендовало у Киевской городской администрации. Объект был построен до 2016 года.
По условиям соглашения "Генератор" после завершения строительства должен передать землю, но не сделал этого. По результатам аудита ГП стало известно, что только в течение 2016-го, 2017-го и девяти месяцев 2018 года "Генератор" потратил на оплату аренды земли и земельного налога лишние 1,4 миллиона гривен.
За землю завода в центре Киева идет борьба, само предприятие даже начало процедуру банкротства. Однако когда "Укроборонпром" обратился к ключевому распорядителю – Минстратегпрому – с просьбой помочь решить проблему, тот лишь формально отписался, мол, разбирайтесь сами.
Боеприпасы – ахиллесова пята украинской армии. За восемь лет войны мы так и не наладили собственное производство. Несколько лет назад диверсанты взорвали наши запасы в Балаклее, Калиновке, Сватове, поэтому сейчас они на цену золота. Впрочем, с местами, где их можно безопасно хранить – арсеналами, – тоже проблема. Государство выделяет миллиарды гривен ежегодно на строительство арсеналов. В то же время, с 2017 года ежегодно тратится по 2,5 миллиарда гривен на закупку линии разработки боеприпасов, боевых ракет, патронов и т.п. для государственных оборонных заводов. Но ничего не строится, деньги застревают в десятках судебных дел, а боеприпасов как не было, так и нет.
Обсудить
Рекомендуем