Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Пока на востоке Украины усиливается напряженность, иранская ядерная программа переходит к точке невозврата, что, разумеется, не может не радовать Тегеран, пишет Noonpost. Но, по мнению автора статьи, "режим мулл" получит выгоду от возможной войны в Донбассе еще по ряду причин.
Россия и Запад раздувают пожар войны на Украине. Постепенно ухудшающаяся ситуация наводит на мысль о третьей мировой войне, для начала которой требуется лишь маленькая искра.
Поговорка гласит: "Выгода одного – ущерб для другого". Несмотря на потенциальные риски для обеих сторон кризиса, есть и другие державы, в том числе Иран, которые стремятся извлечь из этой неопределенности различные выгоды.
Укрепление сотрудничества с русскими
"Если российские войска пересекут украинскую границу, Иран, скорее всего, непреднамеренно выиграет от эскалации кризиса на Украине", – заявил Джеймс Дорси, специалист в области международных отношений Наньянского технологического университета в Сингапуре, в своем анализе, опубликованном на сайте Modern Diplomacy.
Дорси считает, что введение американских и европейских санкций против России в случае вторжения на Украину, скорее всего, подтолкнет ее к взаимодействию с Тегераном. Москва, по его словам, проигнорирует все последствия, способные возникнуть в свете обхода американских санкций, введенных против Ирана. Кроме того, провал переговоров вокруг ядерного соглашения бросит Тегеран в объятья восточного лагеря (Россия и Китай) в попытке свести на нет последствия от санкций США.
В этом контексте на прошлой неделе прошла встреча президента Ирана Ибрагима Раиси и его российского коллеги Владимира Путина. Иранский лидер, впервые за пять лет посетивший Москву, выразил надежду на расширение сотрудничества между двумя странами.
Лидеры обсудили активизацию двустороннего сотрудничества, прежде всего, в торговле, энергетике и военно-технической сфере. Президент Ирана на переговорах с президентом России заявил: "Мы передали нашим российским коллегам документ о стратегическом сотрудничестве между двумя странами, который может определить перспективу как минимум на 20 лет".
Здесь речь идет о проекте соглашения о стратегическом сотрудничестве сроком на 20 лет. Москва хочет заключить соглашение о свободной торговле между Ираном и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), в который наряду с Россией входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан. Напомним, что в марте 2021 года Иран подписал с Китаем аналогичное соглашение о всестороннем сотрудничестве сроком на 25 лет.
Al Modon (Ливан): Иран и Россия – это ненадежный альянсК визиту президента Ирана в Россию было приковано внимание всего мира, пишет Al Modon. Несмотря на то, что в самом Тегеране дали этому событию высокую оценку, автор статьи считает, что иранцы не справятся с "пересекающимися интересами Москвы", а это означает, что стратегического союза между странами быть не может. В доказательство он решил привести стихи Тютчева.
28.01.202200
Многие статьи, опубликованные российскими СМИ, гласят, что Иран намерен закупить российских вооружений на 10 миллиардов долларов, в том числе новейшие истребители Су-35 и зенитно-ракетные комплексы С-400, что неизбежно окажет негативное влияние на союзников Москвы на Ближнем Востоке.
Путь всестороннего сотрудничества Москвы и Тегерана не будет усыпан розами, как некоторые ожидают, даже если для этого будет выбрано подходящее время. Путин должен учитывать свои отношения со странами Персидского залива, на которые, несомненно, повлияет углубление отношений с Тегераном. Вполне вероятно, что он будет осторожно двигаться в отношениях с Ираном, как и с Китаем, который не хочет терять ни одного из своих союзников тем более, что он менее радикален в принятии политических решений по горячим вопросам в регионе.
Тегеран не выступает – с чисто прагматической точки зрения – против сотрудничества с кем бы то ни было, если это служит его интересам и повестке дня. Иранский аналитик и политолог Садек Зибакалам заявил, что режиму мулл пора отказаться от лозунга иранской революции 43-летней давности: "Ни Восток, ни Запад".
Ядерная программа Ирана
Корреспондент американского канала CNN Дэвид А. Андельман считает, что международная обстановка, сложившаяся в настоящее время, помогает развитию иранской ядерной программы, так как Соединенные Штаты и Россия сейчас больше внимания уделяют украинскому кризису, а не Ирану.
Андельман, комментатор по вопросам международной политики, пишет, что среди грохота "барабанов войны" на Украине почти не слышна сирена, предупреждающая о прогрессе в иранской ядерной программе. Иными словами, ядерное соглашение приближается к точке невозврата.
Американский корреспондент, как и другие аналитики, считает, что каждая задержка в переговорах и нежелание прийти к компромиссу дают Тегерану достаточно времени, чтобы добиться большего прогресса в создании ядерного оружия, по крайней мере, экспериментального. Всего за две недели до реального завершения переговоров появились серьезные опасения полагать, что Иран близок к созданию "ядерного устройства".
Гэри Сик, работавший в Совете национальной безопасности при президенте США Джимми Картере, выразил опасения, что Тегеран, вероятно, в течение месяца или двух получит достаточно материала, которого при дальнейшем обогащении могло бы хватить для создания реальной бомбы. Обладание этими материалами само по себе не является причиной для беспокойства, но вот опыт и навыки, которые иранцы приобрели за это время, позволяют им быстро вернуться к производству ядерной бомбы, даже если они достигнут окончательного соглашения с американцами.
В отличие от пустых лозунгов, выдвинутых Исламской революцией, Тегеран пытается выжать как можно больше выгод из региональных и международных кризисов. Эскалация ситуации вокруг Украины – это его шанс упрочить свои позиции пока традиционные противники Ирана находятся в режиме ожидания.