Helsingin Sanomat (Финляндия): Саров — закрытый город лыжников и атомных бомб

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Воспитанники лыжной школы закрытого российского города Сарова принимали участие во всех Олимпиадах, начиная с 2010 года, пишет Helsingin Sanomat. Корреспондент газеты поговорила по видеосвязи с тренером Николаем Седовым — он считает, что условия для тренировок лыжников там практически не уступают финским.
Судя по фотографиям, Саров — обычный российский городок. Правда, довольно оживленный.
В застройке города прослеживаются наслоения архитектурных стилей периода Российской империи, СССР и наших дней. Главный вид общественного транспорта — маршрутки.
На обочинах улиц возвышаются высокие сугробы. Этой зимой в Сарове выпало очень много снега. Но, похоже, в городе умеют с ним работать: тротуары расчищены настолько тщательно, что можно проехать даже на велосипеде.
На улицах видны известные российские сети — магазин "Магнит" и пиццерия "Додо Пицца", и еще здесь много памятников знаменитым жителям города. Один из памятников — преподобному Серафиму Саровскому, иеромонаху православной церкви, служившему в конце XVIII — начале XIX веков в Саровском монастыре.
Саров с населением примерно 96 тысяч человек имеет статус закрытого административно-территориального образования.
Yle (Финляндия): россияне не поняли, почему звездные лыжники отказались от гонки в РукеВсе норвежские лыжники и финн Иво Нисканен приняли решение отказаться от участия в гонке преследования из-за мороза, пишет Yle. В российской команде, сообщает корреспондент, даже сомнений не было — конечно, участвовать. Те, кто не побоялся выйти на старт в минус двадцать, поделились впечатлениями от этой гонки.
В Сарове находится исследовательский ядерный центр. На территории строго охраняемых объектов проводятся ядерные исследования, и поэтому город не очень рад гостям, особенно иностранцам. Исследовательский центр даже нельзя фотографировать.
Разрешение на посещение города нужно получить у российской службы безопасности ФСБ. Сообщается, что на рассмотрение документов требуется по меньшей мере три месяца — и гарантий получения желанного документа нет.
Таких закрытых научных городов в России в общей сложности 38. Саров в Нижегородской области стал закрытым городом одним из первых.
СССР хотел ускорить разработку ядерного оружия после того, как США сбросили атомную бомбу на Хиросиму и Нагасаки во время Второй мировой войны в 1945 году.
В следующем году Саров выбрали для создания исследовательской базы. Город получил новое название — "Арзамас-16", под которым он был известен вплоть до распада СССР. Первая атомная бомба страны была разработана в Сарове в 1949 году.
Саров также известен как город, в котором лыжников успешно готовят к гонкам. Главным образом за это отвечает семья Седовых.
Снежным январским вечером тренер Спортивной школы олимпийского резерва "Атом" Николай Седов показывает нам лыжню.
"Это старт. Фонари для освещенной лыжни уже горят. Дальше в парке есть лыжная база", — рассказывает нам Седов по видеосвязи из Сарова.
Седов — один из пяти тренеров лыжной школы. Его жена Елена Седова тренирует детей, Николай Седов, в свою очередь, тренирует членов российской сборной, которые проходят в Сарове путь от юниоров до спортсменов международного уровня.
Из подопечных Седова для участия в пекинской Олимпиаде выбрали Антона Мальцева. В Сарове также тренируется бронзовый призер Олимпиады в Пхенчхане Анастасия Кулешова (в девичестве — Седова). Она — дочь Седовых.
Старший брат Петр Седов, выступавший на Олимпиаде в Ванкувере, тренируется сам и проводит тренировки в "Атоме".
Двух воспитанников школы отобрали для участия в Чемпионате мира в Норвегии, еще двое примут участие в Европейском юношеском Олимпийском фестивале в финском Вуокатти.
Учащиеся лыжной школы в Сарове отправляются на Олимпиады начиная с 2010 года. Ирина Хазова взяла в Ванкувере бронзу в парном спринте и представляла Россию в Сочи.
В России достаточно лыжных школ, но "Атом" считают одной из лучших. Седов считает, что это связано с подходящими условиями для тренировок. Он считает, что они практически не уступают финскому Вуокатти.
До пандемии коронавируса Николай Седов регулярно ездил с подопечными тренироваться в Вуокатти: там снег выпадает раньше, чем в Сарове. По словам Седова, раньше он проводил в Воукатти весь ноябрь и начало декабря.
В августе саровчане отправлялись на тренировки в лыжный туннель Вуокатти.
"Чтобы школа была успешной и процветающей, нужны талантливые спортсмены, которые ее выбирают, а также тренеры, для которых тренировки — не работа, а дело всей жизни", — говорит он.
"Также нужны умелые и хорошие сотрудники администрации города и руководители, которые понимают нужды, требования и просьбы школы. Если все это работает безукоризненно, у нас получается хороший результат".
Устюгов заставил эксперта предостеречь: «Я испугался» (Nettavisen, Норвегия)В Лиллехаммере Норвегия победила в эстафете, но Клэбо пришлось серьезно побороться с немного «забытым» Сергеем Устюговым, пишет Nettavisen. Спортивный эксперт Фредерик Окланд, которого авторы статьи попросили прокомментировать результаты гонки, считает, что Россию будет гораздо сложнее победить на Олимпийских играх, чем норвежцы думали раньше.
В свое время тренировки в закрытом городе многих наводили на мысли, что лыжники скрываются от проверок на допинг.
Седов считает единственным минусом закрытого города то, что до 2017 года в него не пускали сотрудников Всемирного антидопингового агентства ВАДА.
Раньше Мальцеву, Кулешовой и Седову приходилось регулярно приезжать на автозаправочную станцию за чертой города, чтобы сдавать пробы на допинг. Обычно они ждали сотрудников с шести до семи вечера.
"Теперь этой проблемы нет", — говорит Седов.
Dagbladet (Норвегия): конец жульничествуВсе выглядит так, словно с жульничеством на лыжне покончено, пишет Dagbladet. Автор статьи анализирует результаты российских лыжников на соревнованиях чемпионата мира в Норвегии. Он указывает на факты, которые подтверждают, что спортсмены из России честно завоевывают свои награды.
По его словам, у трех сотрудников ВАДА теперь есть временный пропуск в Саров, и они могут приехать в город в любой момент. В последний раз у лыжников брали пробы на допинг месяц назад.
Николай Седов переехал в Саров с женой 30 лет назад — но не по своей воле, а по распоряжению государства.
Супруги учились в институте физической культуры, и после выпуска их отправили на три года работать в лыжную школу Сарова по распределению.
"Должно быть, сложно поверить, что после выпуска приходилось работать не там, где хочется, а там, куда отправляют. Но из-за этого учеба в институтах была бесплатной. Так мы возвращали государству затраченные на наше образование деньги".
Супруги решили остаться в Сарове, создали в городе семью и не пожалели. В городе живут ученые, что, по словам Седова, заметно по высокому уровню жизни и культуры.
"В свое время нас очень удивило то, как саровчане относятся друг к другу и даже к посторонним. Здесь люди вежливее и доброжелательнее, чем в других городах. Менталитет отличается".
"Я впервые побывал в Вуокатти 20 лет назад и увидел там что-то подобное".
Николай Седов думает, что россияне покажут на Олимпиаде в Пекине очень хорошие результаты.
"Я рад, что, по сути, каждый год у нас новые спортсмены: был Устюгов, появился Большунов, за ним пришел Терентьев".
Седов доволен, что женщины, выступавшие в последние годы чуть слабее, вновь окрепли — благодаря Наталье Непряевой, Татьяне Сориной и Юлии Ступак.
Главными соперниками российских лыжников Седов считает норвежцев.
"Мы не сбрасываем со счетов и финских лыжников. Нисканена и его сестру нельзя оставить без внимания. Сейчас Нисканена считают самым сильным лыжником в мире, идущим классическим ходом".
Обсудить
Рекомендуем