Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Французский эксперт на страницах консервативного сайта Atlantico описывает печальную картину взаимных санкций, на которые могут пойти ЕС и Россия в борьбе за будущее Украины. У обеих сторон есть слабые места: у Евросоюза — энергетика, у Москвы — лекарственный рынок. В эти точки и последуют удары, если истерика вокруг Киева не закончится.
Для всех специалистов экономическая сфера, несомненно, является единственной, в которой Европа и Россия могли бы договориться и избежать эскалации угроз и риска конфликта. До тех пор, пока США не ужесточат тон.
Будет ужасно сложно разрядить международную обстановку, сложившуюся из-за кризиса на Украине. Бывшая республика Советского Союза стремится выйти из-под российского влияния, которое страна испытывает в силу исторических и географических факторов. Но освобождаясь от влияния Москвы, Украина стремится сблизиться с Евросоюзом и даже присоединиться к нему, что позволило бы ей пользоваться защитой НАТО. Для США возможность натравить и вооружить нового союзника у границ России — это подарок судьбы. Для России такая перспектива неприемлема. Нельзя позволить Америке подобраться так близко.
Европа в этом вопросе, конечно же, на стороне США и НАТО, даже если многие считают, что честолюбие украинцев не так оправданно, как в этом нас уверяют сторонники украинской независимости. Потому что Украина очень русская по своему управлению, по своему языку, на котором говорит большая часть населения, и по своим экономическим связям.
Таково положение дел на данный момент. Что касается его дальнейшего развития, здесь все понятно. Западные державы заявили о своей готовности ввести масштабные экономические санкции против России в случае, если Москва соберет свои вооруженные силы на границе и вторгнется на Украину.
В этом противостоянии очевидно, что Европа, хотя и встает на сторону США, загнана в угол. Географически Европа граничит и с Россией, и с ее бывшими советскими республиками, такими как Украина, а экономически связи с Москвой многочисленны и имеют важное значение. Очевидно, что Европа находится на передовой, и, если эта ситуация перерастет в военный конфликт, Европа пострадает больше, чем Соединенные Штаты. Но сама Россия вовсе не заинтересована в том, чтобы полемика переросла в санкции. На самом деле, если говорить об экономических последствиях, Европа и Россия заинтересованы в том, чтобы найти точки соприкосновения. Просматривается очень сильная взаимозависимость. И Европе, и России есть что терять. Гораздо больше, чем США.
В настоящее время Европейский союз является крупнейшим торговым партнером России. Европейцы покупают более 38% российских экспортных товаров и поставляют ей более 34% того, что Россия покупает за границей. Правда, после аннексии Крыма Россия повернулась в сторону Китая, который сразу же откликнулся. Китай добился успехов на российском рынке, но остается далеко позади Европейского союза в качестве поставщика товаров для России. Согласно цифрам, представленным агентством Statista, Китай является важным партнером России, но не таким, как Европа. 14% российского экспорта приходятся на Китай (38% на страны Евросоюза). Такая же картина с поставщиками. 34% российского импорта поступают из ЕС, а 23% — из Китая.
The New York Times (США): Европа думает, что Путин затеял что-то похуже войныЕвропейский политолог пишет в NYT о серьезных расхождениях в американских и европейских подходах к "российской угрозе". Европа не верит, что Россия вторгнется на Украину, и не готова к этому. По мнению автора статьи, цель Путина – не Украина, а новый режим безопасности в Европе с новой ролью Москвы.
04.02.202200
Вы можете прийти к выводу: выходит, друг без друга Россия и Евросоюз будут жить очень плохо?
И вы будете недалеки от истины. Торговля с Китаем важна, но без нее нам можно обойтись. Что касается экспорта, то Россия, которая является ведущим поставщиком газа в Европу, скорее всего потеряет свои огромные рынки сбыта, что приведет к серьезным финансовым проблемам. Но других поставщиков Европе не найти. Может быть, Катар. Хотя Катар не способен реагировать очень быстро. Так что результат будет плачевным и для России, и для Европы. Точно так же России, очевидно, придется отказаться от закупок промышленного оборудования в Германии и Италии. Придется уйти от системы финансирования в евро, а значит, и от большинства фармацевтических товаров. Россия пострадает, так как в области технологий, инноваций и производительности она пока отстает от уровня европейских производителей.
Европа, со своей стороны, и в особенности Германия, потеряют значительную долю своих рынков. Короче говоря, разногласия и санкции были бы проигрышной операцией для всех, и это, несомненно, причина, по которой Россия не рискнет нападать на Украину. По этой же причине Европа, и в частности, Франция, осторожно оказывают давление на США, чтобы они не заходили слишком далеко в своем противостоянии.
Если для баланса экономических отношений необходим поиск компромисса, по геополитическим вопросам договориться труднее. Разногласия между США и Россией по поводу Украины затрагивают очень политические, очень идеологические и системные вопросы. С одной стороны стоят крупные западные демократии. С другой стороны — такие страны, как Россия, в которых действует авторитарный режим и которые имеют свой взгляд на демократию. Проблема возникает явно на этом уровне. Перед западными странами стоит вопрос, следует ли им отказаться от ведения бизнеса с государствами, в которых нет точно такого же, как у них, определения демократии и той же концепции прав человека. Сторонники индивидуальной свободы и борцы за права человека на Западе вновь разбушевались. Их деятельность в свое время привела к тому, что на протяжении всей коммунистической эпохи Советский Союз и Китай держали на расстоянии вплоть до 2000-х годов, пока Запад не принял Китай в ВТО. Очевидно, что призывы правозащитников полезны, необходимы, но они всегда упираются в стену экономических реальностей.
Жан-Марк Сильвестер (Jean-Marc Sylvestre)