The National Interest(США): как США выстроить конструктивные отношения с Россией

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор The National Interest предлагает США стратегию развития отношений с Россией, при которой та станет "мирной и процветающей" и перестанет быть "агрессивной". Но все это – "после Путина". Логика его рассуждений проста: такое может произойти только при выполнении Россией условий США.
Российская элита трещит по швам. Генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов недавно опубликовал примечательное открытое письмо, в котором призвал президента России Владимира Путина не вторгаться на Украину и вообще уйти в отставку. Хотя Ивашов — давний критик Путина, а его Общероссийское офицерское собрание — сборище ярых националистов и не факт, что отражает мнение большинства в путинском государственном аппарате, несогласие генерала в отставке примечательно тем, что он приводит убедительные доводы.
Ивашов утверждает, что внутренняя политика самого Кремля представляет для России опасность гораздо бóльшую, чем любые воображаемые угрозы со стороны НАТО и Украины. Ровно это мы утверждаем в новом стратегическом документе Атлантического совета, где рассматривается долгосрочная перспектива отношений Запада с Россией на фоне обострения напряженности вокруг Украины.
Вашингтон должен выстраивать отношения с Москвой на долгосрочную перспективу — вероятно, уже после Путина, хотя и не обязательно — на основе взаимного уважения, соблюдения международного права и уважения к международному порядку, сложившемуся после Второй мировой и холодной войны. С такой Россией США будут сотрудничать по ряду политических вопросов и наладят значительное экономическое сотрудничество. Российский народ при этом будет процветать.
США следует выстраивать эти отношения в соответствии со стратегией, состоящей из четырех частей.
Во-первых, необходимо вместе с союзниками и партнерами противостоять непосредственной опасности из Москвы. Это означает укрепление северо-восточного фланга НАТО, усиление военного присутствия в Черном море и поддержку демократических движений от Белоруссии до Венесуэлы. Не менее важно, чтобы США оставались на одной волне с Европой и выступали единым фронтом в вопросах санкций, расстановки сил и дипломатии. Сегодня США должны действовать так же, как некогда во время холодной войны: не потакать слабейшим политическим инстинктам на континенте, а убедить союзников и партнеров проводить сильную, но необходимую политику в интересах всего трансатлантического сообщества. Нынешний кризис, развернувшийся из-за путинских угроз в очередной раз вторгнуться на Украину, показал, что это сложно, но крайне важно.
Это необходимая основа всякой успешной политики против Москвы.
Во-вторых, необходимо установить Москве четкие красные линии. И если она их нарушит, надо действовать быстро и решительно. Начнем хотя бы с нынешнего кризиса: Украине нужно более современное оружие. США должны отправить ей ракеты "Стингер", иначе будет слишком поздно. Если ситуация на Украине обострится, Вашингтон должен ударить по Москве максимально эффективными санкциями против российской финансовой системы и олигархов. И США должны активнее разоблачать коррупцию российского режима — рассекретить сведения о личном богатстве Путина или существенно увеличить финансирование "Голоса Америки"* и радио "Свобода"*, чтобы донести информацию до российского народа. Кроме того, США должны воспользоваться малейшими трениями между Россией и Китаем, вплоть до территориальных споров, хотя Путин и Си Цзиньпин и крепят партнерские отношения.
В-третьих, необходимо сотрудничать где это возможно. У США и России действительно есть общие интересы — от контроля вооружений до борьбы с исламским терроризмом в Средней Азии и сдерживанием СOVID-19. Также есть возможности для партнерства в Афганистане и ради будущего всей нашей планеты, поскольку перемена климата усугубляется. США могут стремиться к общим целям, не поддаваясь на провокации Кремля.
В-четвертых, необходимо изложить, как мы себе представляем будущие тесные отношения с процветающей Россией. Это будет пряник в довесок к целому ряду американских кнутов. Сейчас самое время убедить российское правительство, элиту и рядовых граждан, что США не настроены враждебно, а хорошие отношения, напротив, приведут к процветанию и безопасности. США должны упрочить образовательный и культурный обмен с Россией. Cтраны могут начать полуофициальные переговоры об альтернативе нынешним отношениям. Наконец, США должны задействовать российскую "несистемную" оппозицию (имеются в виду официально запрещенные кандидаты от оппозиции вроде Алексея Навального) и российскую диаспору.
Мы также предлагаем смелый шаг — заморозить активы высокопоставленных кремлевских чиновников и их сообщников в трастовом фонде, чтобы затем вернуть их российскому народу, когда в стране появится новое правительство и верховенство закона.
Нынешняя российская политика питает коррупцию и усугубляет репрессии внутри страны, а также ревизионизм и принуждение за рубежом. Экономика буксует уже целое десятилетие, а уровень жизни неуклонно падает. Сегодня в России все чаще говорят о новом "застое" — как принято называть десятилетие, предшествовавшее распаду СССР. Если эта политика продолжится, статус России как великой державы начнет снижаться.
Мы предлагаем России перспективу, чтобы ее талантливые граждане вознаграждались по достоинствам, а экономика стала динамичной и современной. Такая Россия будет автоматически привлекать как соседей, так и более дальних партнеров — и всякая необходимость в принуждении отпадет сама собой.
На сегодняшний день, когда Восточная Европа находится в состоянии войны, а по всему миру то и дело возникают новые российские гибридные угрозы, это покажется надуманным, но мирная и процветающая Россия вполне возможна. Но это потребует свежего мышления и реалистичного подхода к американской политике.
________________________________________________
* радиостанции в России включены в реестр СМИ — иностранных агентов (Прим. ИноСМИ)
Джон Хербст — бывший посол США на Украине и в Узбекистане и старший директор Евразийского центра при Атлантическом совете.
Обсудить
Рекомендуем