Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ещё ни разу НАТО не выглядела так жалко, а западные страны не сталкивались с такими разногласиями в отношении военной угрозы с востока, как в последние несколько недель, пишет The Spectator. Путин показал, что несмотря на проблемы в экономике, с российской армией нужно считаться. Он продемонстрировал слабость Запада, считает автор статьи.
Собирался ли Владимир Путин вторгаться на Украину? Или российские маневры были не более чем игрой, чтобы в очередной раз испытать решимость Запада? Если так, то российский президент может записать последние несколько недель в свой актив. Он доказал, что ни одна западная страна не горит желанием отвечать военными действиями на вопиющую угрозу суверенному государству. Также его успех заключается в демонстрации неспособности Запада прийти к согласию по вопросу направленности возможных санкций. Никогда прежде НАТО не выглядела так жалко, а западные правительства не обнаруживали столько разногласий в контексте военной угрозы с Востока.
Украина не является членом НАТО – хотя в 2008 году начала подавать заявки на вступление, – и поэтому российское вторжение не влечет необходимости использования пятой статьи конституции альянса, согласно которой нападение на одного расценивается как нападение на всех. Существенной помощи Украине ждать не приходится. Великобритания и США направили ей легкие вооружения, а Германия в прошлом месяце и вовсе выступила со смехотворным заявлением о выделении украинским военным 5000 касок – как будто они как-то помогут против 130 тысяч российских солдат, переброшенных к совместной границе двух стран. А НАТО лишь незначительно усилила группировки в Польше и странах Балтии.
На угрозы Запада обрушить на Россию экономические санкции Путин и бровью не повел. На одной из пресс-конференций в Белом доме Джо Байден сказал, что ответную реакцию со стороны США спровоцирует только полномасштабное вторжение, тем самым фактически разрешив России произвести частичную оккупацию Украины. Тем временем новый лидер Германии Олаф Шольц не теряет надежды найти против Путина хоть какой-нибудь сдерживающий фактор.
Угрозы отключить Россию от системы международных межбанковских платежей SWIFT стихли, во многом ввиду того, что Германии нужно как-то платить за российский газ, от которого так зависит ее экономика. Еще сильнее Берлин ослабил свои позиции, настояв на закрытии трех атомных электростанций, усилив тем самым зависимость от российских энергоресурсов.
Die Welt (Германия): пока Шольц молчит, Бербок выходит на линию огняПод давлением прессы и НАТО немецкое правительство сдвигается все ближе к позиции Киева в конфликте вокруг Донбасса, пишет "Вельт". Однако, автор напоминает, что в рамках "нормандского формата" Берлин является посредником, а не союзником Зеленского.
11.02.202200
Шольц и Байден не смогли договориться даже о том, что делать с "Северным потоком – 2", трубопроводом для транспортировки российского газа в Германию. На этой неделе два лидера встретились в Вашингтоне, но упустили шанс выступить единым фронтом перед лицом российской агрессии. Газопровод, который идет в обход существующей инфраструктуры через Украину, завершен и ожидает сертификации оператора в Германии. Байден уверяет, что связи с российским вторжением на Украину не будет; Шольц в этом, похоже, не уверен. Германия и остальная Европа оказались разоружены из-за климатической политики, которая наивно игнорирует геополитические проблемы. Путин наверняка не может поверить в свою удачу, ведь он сыпал дежурными фразами о сокращении выбросов углекислого газа, но продолжал инвестировать в нефть и газ.
Путин изобличил "Запад" как некое теоретическое построение, далекий от современных реалий пережиток истории. Переход России к капитализму – пусть неэффективному и схожему с клептоманией – связал воедино и усложнил ее отношения с соседями. Нет больше двух разных миров – Востока и Запада. Вместо этого Россия обладает разным уровнем экономического и политического взаимодействия с отдельными европейскими и североамериканскими странами.
Путина подвергли санкциям в 2014 году за аннексию Крыма, а затем четыре года спустя – после отравлений в Солсбери. Однако в 2018-м западные футболисты все равно приехали на чемпионат мира в России, а на этой неделе лыжники с конькобежцами отправились в Пекин на зимние Олимпийские игры, несмотря на протесты западных правительств из-за притеснения уйгуров. Если западные страны не могут бойкотировать даже спортивные мероприятия, то тем более не станут останавливать торговлю или вводить новые экономические санкции.
Что касается Крыма, помимо наказания Путин также получил награду в виде Минских соглашений, согласованных с Францией и Германией и гарантирующих определенную автономию русскоязычным районам восточной Украины, чтобы они могли де-факто стать российскими без вмешательства военной техники. Наградой Путину за последний враждебный акт стало то, что Европу поразил своего рода стокгольмский синдром. Он не вторгся на Украину, и Запад так благодарен ему за это, что Европа может снова раскрыть для него свои объятия. Процесс запустил на этой неделе Эммануэль Макрон, встретившись с Путиным для переговоров за чрезвычайно длинным столом.
The Business Insider (США): Байден не может пойти на уступки Путину, но все еще может заключить сделкуСША вынуждают Россию отступиться от Украины, но эта стратегия не принесёт результатов, считает автор The Business Insider. Вместо этого США должны пойти на деэскалацию, остановить поставки оружия на Украину, подтолкнуть Киев к принятию нейтрального статуса и возобновить переговоры о контроле вооружений.
11.02.202200
В экономическом плане Россия остается слабой, несмотря на рыночные реформы и численность населения, более чем вдвое превышающую британскую. Помимо нефти и газа, ее промышленность не составляет особой конкуренции Западу (вся российская экономика меньше итальянской). Но Путин продемонстрировал, что российскую армию по-прежнему следует опасаться, а сам он способен на хорошую дипломатическую игру. Москва откупилась от Германии, подняв на смех идею единой Европы. Нет такой силы, которая помешала бы Путину захватить Украину, и мир имел возможность в этом убедиться. Продемонстрировав слабость Запада, Путин теперь может задаться вопросом, как её использовать дальше.