Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
США вынуждают Россию отступиться от Украины, но эта стратегия не принесёт результатов, считает автор The Business Insider. Вместо этого США должны пойти на деэскалацию, остановить поставки оружия на Украину, подтолкнуть Киев к принятию нейтрального статуса и возобновить переговоры о контроле вооружений.
Россия остается в центре внимания на международной арене.
Украинские военные сообщают, что у восточных рубежей страны остается около 130 000 российских военных. А российские чиновники утверждают, что США проигнорировали их требования не пускать Украину в НАТО и вывести свои вооруженные силы из Восточной Европы.
Американские же чиновники, со своей стороны, утверждают, что отстаивают суверенитет Украины и ее право самой выбирать себе союзников. Похоже, у США не остается иного выбора, кроме как ответить на российскую агрессию на Украине силой — клин клином. По этой же логике принуждения президент Джо Байден, похоже, и перебросил в Европу еще 2 000 военнослужащих.
Принудительную позицию против России США заняли с распадом Советского Союза. Но поможет ли она сдерживанию Москвы? Нет — причем, по ряду причин.
Во-первых, расширение НАТО оказалось, одним словом, катастрофой. Как отмечает в недавней статье [бывший помощник президента Трампа по европейским и российским делам] Фиона Хилл (Fiona Hill), расширение НАТО не только не разрядило ситуацию на Украине, но вынудило Россию предпринять "упреждающие" военные действия.
Россия расширение НАТО воспринимает как угрозу безопасности. Как предостерегает [историк Колумбийского университета] Стивен Вертхейм (Stephen Wertheim), расширение НАТО грозит втянуть США в войну сверхдержав с Россией. И это при том, что в России с ее исторической паранойей насчет внешних угроз дилеммы безопасности воспринимаются в разы серьезнее.
Россия раскинулась прямо посреди Евразии — исторически опасной части земного шара. Как объясняет [британский политолог] Марк Галеотти (Mark Galeotti) в своей краткой истории России, русские веками отражали внешние угрозы и вторжения, вроде нацистского в 1941 году, потому обращены в прошлое и руководствуются своей историей.
Более того, сдерживание от имени третьей страны едва ли покажется противнику убедительным. [Американский историк и политолог] Кристофер Лейн (Christopher Layne) четко показывает это в книге "Мир иллюзий: высшая стратегия США с 1940 года по сегодняшний день". Там он объясняет, насколько тяжело убедить противника, что бремя защиты третьей страны ты взвалишь на себя. Владимир Путин, похоже, сознаёт всю слабость расширенного сдерживания.
Однако при всех недостатках стратегии сдерживания и принуждения на Украине, всех тех, кто ратует за нечто отличное от санкций или военной силы против России, принято шельмовать.
В недавней статье в The New York Times всех противников военной конфронтации с Россией из-за Украины назвали ультраправыми. Это нелепо.
Едва ли правомерно всех противников интервенции на Украину — а среди них люди вроде [профессора Чикагского университета] Джона Миршеймера (John Mearsheimer) и того же Вертхейма — скопом записывать в ультраправые. По сути статья призвана задушить на корню споры насчет американской реакции на украинский кризис.
Как пишет Вертхейм в своей книге "А завтра — целый мир: рождение мирового господства США", всякого, кто не поддерживает американское вмешательство или превосходство, внешнеполитический истеблишмент записывает в "изоляционисты". Для внешней политики эта риторика безрассудна, — особенно в условиях якобы бьющей через край демократии.
Альтернативные взгляды на роль и поведение США в мире сейчас ценны как никогда, особенно на фоне украинского кризиса.
Есть немало других способов сохранить мир и не допустить вторжения на Украину и помимо принуждения. Во-первых, США должны прекратить поставки оружия. Отправка обычных вооружений лишь усугубит чувство незащищенности у Путина и русских.
Одно из возможных решений — превратить Украину в нейтральную страну между НАТО и Россией. По сути, это поставит Украину на те же рельсы, что и Финляндию во время холодной войны. Причем эта нейтральная позиция позволит Киеву утвердить себя на демократическом поприще.
Наконец, хотя полный вывод американских вооружений из стран бывшего советского блока в ближайшее время и невозможен, взаимный контроль обычных и ядерных вооружений и их сокращение не исключены.
Такой шаг будет в русле Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) и Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Разумеется, предпосылкой к переговорам о дальнейшем сокращении вооружений должно стать ослабление напряженности вокруг Украины.
Дипломатия — дело грязное и хлопотное. Достичь идеалов и первоначальных целей едва ли возможно, поэтому необходим компромисс. Более того, отвергая дипломатию, мы приближаем альтернативные пути — вплоть до войны. А этот риск непозволителен.
Автор: Бенджамин Гилтнер (Benjamin Giltner), аспирант Университета государственного управления и государственной службы имени Джорджа Буша-старшего.