Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Россия ищет пути примирения с Западом и демонстрирует готовность к переговорам. Но при этом Путин не отводит войска от границы с Украиной, пишет автор статьи The Economist. По его мнению, российский лидер хочет сохранить свободу действий, не отказываясь ни от каких вариантов.
Владимир Путин подает сигнал о готовности продолжать переговоры с Западом, но группировку войск от границы не убирает.
Россия моргнула первой? Или она просто прикрыла один глаз, чтобы лучше прицелиться и нажать на спусковой крючок? После многодневного и неустанного наращивания сил на границе с Украиной и западных угроз ввести беспрецедентные экономические санкции в случае вторжения Кремль показал хорошо поставленную сцену, которая привлекла внимание западных столиц.
Сидя за бесконечно длинным столом, ставшим обязательным атрибутом путинской дипломатии, российский президент приказал своим подчиненным доложить о достигнутых успехах. Министр иностранных дел Сергей Лавров сообщил, что реакция Запада на российские требования вызывает разочарование, а порой даже оскорбительна. Но Запад потрясен действиями России, отметил Лавров, и Америка, в частности, положительно отреагировала на некоторые требования, особенно что касается контроля вооружений в Европе. Переговоры не могут длиться бесконечно долго, однако он "рекомендует" активизировать дипломатические контакты. "Мне кажется, что наши возможности далеко не исчерпаны", — заявил Лавров под одобрительный кивок Путина. Вскоре после этого министр обороны Сергей Шойгу сказал, что некоторые российские военные учения закончились, а остальные близки к завершению.
Между тем в столице Украины Киеве появились признаки возможных дипломатических подвижек. Канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что членство Украины в НАТО практически невозможно. Рядом с ним стоял украинский президент Владимир Зеленский, который сказал, что закрепленное конституцией вступление в военный альянс является "мечтой". Иными словами, ни тот, ни другой не уступят требованию России дать официальные гарантии непринятия Украины в НАТО. Но на сей раз они более открыто, чем прежде, говорили, что принятие состоится нескоро, если вообще состоится. Как это повлияет на Путина, станет ясно во время визита Шольца в Москву, который состоится через неделю после дипломатического турне президента Франции Эммануэля Макрона. В ходе телефонного разговора президент Джо Байден и британский премьер-министр Борис Джонсон заявили, что у дипломатии остается "важное окно возможностей".
Forbes (США): у Украины есть 20 беспилотников ТВ-2, но в большой войне с Россией пользы от них будет малоРоссия ненавидит "Байрактары" — мощные трудноуловимые беспилотники, способные находить и уничтожать бронемашины противника, пишет Forbes. Они доказали свою эффективность во время военного столкновения между Арменией и Азербайджаном. Однако Украине, которая купила эти дроны у Турции, в войне с Россией они не помогут, уверен автор статьи.
11.02.202200
В совокупности все эти сигналы указывают на то, что предотвратить надвигающуюся войну возможно — если на это согласится Путин. Америка, предупреждавшая о неотвратимости российского вторжения, осторожно приветствовала заявление Лаврова. Госдепартамент заявил, что такой же сигнал Лавров в частном порядке подал госсекретарю Энтони Блинкену. Но никаких новых встреч назначено не было. Как отметил пресс-секретарь Нед Прайс (Ned Price), чтобы России поверили, свое дипломатическое зондирование она должна сопровождать "деэскалацией", признаков которой не наблюдается.
Западные официальные лица говорят, что Путин даже продолжает наращивать группировку вокруг Украины. "Он продолжает делать то, что делают при подготовке крупной военной акции, то есть, повышает боевую готовность и наращивает силы и средства", — сказал пресс-секретарь военного ведомства Джон Кирби (John Kirby). Американцы закрывают свое посольство в Киеве, а его персонал перевозят на Западную Украину в город Львов.
Западные представители говорят о 14 дополнительных батальонных тактических группах, которые должны присоединиться к стотысячной группировке на границе с Украиной. В их состав включены бойцы спецназа и батареи ракет "Искандер". В Черном море идет наращивание сил флота, который сможет высадить на берег десант и вести высокоточный огонь. Оперативное построение войск свидетельствует о том, что возможно наступление с территории Белоруссии в направлении Киева, а также маневр с целью окружения лучших украинских войск, которые в настоящее время находятся на востоке страны и ведут боевые действия против отрядов сепаратистов, которые контролируют территории вокруг Донецка и Луганска.
Yle (Финляндия): дела у Украины могут пойти плохо и без российского вторженияРоссия может нанести Украине плохо заживающие раны, даже не отправляя ни единого солдата через границу, пишет корреспондент Yle. Дела там плохи и без российского "вторжения", а для ее экономики не менее опасны громкие предостережения Запада, указывает автор статьи.
15.02.202200
НАТО в ответ направила скромные силы в Центральную и Восточную Европу, чтобы успокоить союзников. В их составе несколько тысяч военнослужащих — в отличие от 130-тысячной группировки войск, развернутой Россией. 14 февраля немецкие солдаты в количестве нескольких сотен человек начали прибывать в Литву на усиление тамошней группировки, а восемь американских истребителей совершили посадку в Польше. Министры обороны стран НАТО 16 и 17 февраля должны собраться в Брюсселе, чтобы обсудить возникший кризис.
Подавая примирительные сигналы, Россия одновременно предостерегает Украину от провокаций, на которые ее якобы толкает Запад своими угрозами и развертыванием войск. Между тем союзники Путина в Думе настаивают на принятии закона о признании самопровозглашенных республик на востоке Украины. От этого недалеко до неприкрытой аннексии.
Одним словом, Путин хочет сохранить свободу действий, не отказываясь ни от каких вариантов. Он может напасть на Украину "в мгновение ока", говорят западные официальные лица. Он может неопределенно долго держать войска на границе, реализуя на практике вооруженную дипломатию. А своим зондированием дипломатической почвы Путин создает себе возможность отказаться от войны, если посчитает условия для ее начала неблагоприятными или решит, что сделал достаточно, и больше рисковать не стоит. В конце концов, Россия всегда утверждала, что у нее нет никаких планов нападения на Украину.
"Хочется думать, что русские моргнули первыми, — говорит бывший американский посол на Украине Уильям Тейлор (William Taylor), ныне работающий в США в аналитическом Институте мира. — Может быть, они проанализировали издержки и выгоды и поняли, что издержки по-настоящему велики. Но даже если Путин пойдет на деэскалацию, это не навсегда. Пока он жив, он будет повторять свои попытки установить господство над Украиной".