Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Окно дипломатии захлопнулось, пишет The Spectator. Автор статьи надеется, что Запад "ударит" по России санкциями за признание Донбасса. А Украина — вместе с Америкой, разумеется, — будет сопротивляться, в том числе вооруженным путем.
Белый дом с абсолютной уверенностью заявил нам, что на этой неделе Россия вторгнется на Украину, но вместо этого Владимир Путин оттяпал себе кусок страны без единого выстрела. Наверное, признание двух сепаратистских республик, Луганской и Донецкой, показалось ему ловким шагом: ведь он даже учел предостережение Бориса Джонсона, что как только российский сапог окажется на украинской земле, будут неизбежные санкции. Но они все равно будут — вопрос лишь в том, насколько суровые, — ведь, по мнению Джонсона, налицо нарушение международного права.
Более того, Кремль объявил, что в Донецке и Луганске будут развернуты "миротворческие операции" — то есть в какой-то момент, и очень скоро, российские войска официально и бесспорно войдут на территорию Украины. Возможно, это и были планы, о которых предостерегал Белый дом. Теперь вопрос в том, отпразднует ли российский лидер победу и на этом остановится, или его речь станет предлогом, чтобы отправить танки до самого Киева. В любом случае, окно для дипломатии практически захлопнулось. Ждем кары Запада и реакции России.
Это была мрачная, горькая и порой даже параноидальная речь. Путин, казалось, чуть ли не рычал в камеру, сетуя на исторические несправедливости Запада против России-матушки. А украинцы и вовсе оказались неблагодарны — Россия сняла у них с плеч 250 миллиардов долларов советского долга, а они продались ее заморским врагам. Даже размечтались о тактическом ядерном оружии. Этого Россия никак не допустит. В любом случае, заявил он, никакой Украины не существует в принципе, это вымышленная страна, изобретение Ленина и большевиков — и Россия попросту исправит эту ошибку в рамках "декоммунизации". "Современная Украина целиком и полностью создана Россией, точнее, Россией большевистской, коммунистической. Причем Ленин и его соратники делали это весьма грубым по отношению к самой России способом — за счет отделения, отторжения от нее части ее собственных исторических территорий", — заявил Путин.
Опасения, что Путин готовит почву для полномасштабного вторжения, связаны с тем, что обе сепаратистские территории, которые он признал росчерком пера — Луганская и Донецкая народные республики, если формально, — претендуют на части Украины, которые не контролируют. Если ничего украинского не существует, как утверждает Путин, почему бы не перекроить границы еще разительнее? Наибольшее беспокойство вызывает путинское программное заявление, будто украинские силы виновны в геноциде против четырех миллионов русскоязычных — при поддержке и подстрекательстве западных спецслужб. "Сколько эта трагедия может продолжаться? Сколько еще можно это терпеть?", — вопрошал Путин. В Кремле об этом говорят уже несколько недель, с тех пор, как российский Следственный комитет начал расследование "массовых захоронений" на востоке Украины. По мнению российского руководства, под прикрытием геноцида в Косово НАТО раз и навсегда перекроила карту Сербии. Сейчас те же аргументы пошли в ход уже на Украине.
В прежних статьях об этом кризисе я писал, что решение Путина отправить к границам Украины 130 000 военнослужащих вполне может быть убедительным блефом. Сейчас этой позиции придерживаться все труднее, но не исключено, что российский лидер убежден, что никаких границ он не переходил, чтобы не спровоцировать действительно жесткую реакцию Запада вплоть до принятия Украины в НАТО и ЕС. У России обширные валютные резервы — более 600 миллиардов долларов — и на западные санкции ей действительно наплевать, как выразился один российский посол. Я считал — и считаю — что Путин блефует, потому что вторжение на Украину было бы безумным актом самоуничтожения. Мрачной вереницей домой потянутся гробы, и общественность придет в ярость. Впрочем, один высокопоставленный украинский источник считает, что Путин действительно сошел с ума и мы наблюдаем начало войны, которая сметет и российского лидера, и Российскую Федерацию.
Луганск и Донецк находятся под российским контролем с 2014 года — по сути это была аннексия. Неужели Владимир Путин стянул все эти войска к границе просто для того, чтобы захватить два кусочка земли, которые и так были у него в кармане? Следующий ход за Украиной — пока я пишу эти строки, украинский президент готовится выступить с телеобращением. Если украинцы будут сопротивляться — разумеется, при поддержке Америки, — то не следует ожидать, что российские войска тихо отступят. С точки зрения Владимира Путина, это борьба за выживание, битва против геноцида. В таком сражении Россия пустит в ход свое воздушное превосходство — опять же, повторяя воздушную войну НАТО против Сербии. Киевлянам пора навострить уши — не заревела ли сирена воздушной тревоги.
Автор: Пол Вуд (Paul Wood)