The Economist (Великобритания): крах рубля усугубляет изоляцию России

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Россию "практически изгнали" с международных финансовых рынков, пишет The Economist. Центробанк пытается предотвратить отток капитала жесткими мерами, но они уничтожат "остатки доверия" к финансовой системе, считает автор статьи. Он уверен: российскую экономику не спасет даже нефть.
Вскоре могут последовать ограничения на движение капитала, а это уничтожит остатки доверия к финансовой системе страны.
В понедельник, когда начали торги финансовые рынки в Азии, произошло обрушение курса российского рубля. Причиной стали суровые санкции Запада, введенные в выходные дни. По сути дела, были заморожены российские валютные резервы, и началось отключение российских банков от системы SWIFT при организации международных операций. Курс доллара по отношению к российскому рублю вырос на 40%. Если в пятницу вечером доллар стоил 84 рубля, то теперь он поднялся до 118 рублей, установив новый рекорд.
Это было одно из крупнейших падений российской валюты в современной истории, похожее по своим масштабам на худшие моменты финансового кризиса 1998 года, когда в России случился дефолт. Утром российский Центробанк повысил ключевую процентную ставку с 9,5% до 20% в попытке сдержать падение рубля, а Министерство финансов отдало распоряжение компаниям с валютной выручкой конвертировать в рубли 80% своих доходов.
Крах рубля показывает, в какой изоляции оказалось государство. Его практически изгнали с международных финансовых рынков, что может нанести колоссальный вред российской экономике. Из-за падения курса рубля существенно подорожают все импортные товары, начиная с автомобилей и кончая лекарствами. Будет труднее обслуживать внешний долг, значительная часть которого деноминирована в долларах. Падение рубля приведет к дальнейшему снижению качества жизни российского среднего класса и нанесет ущерб всем тем компаниям, которым приходится оплачивать зарубежные товары и услуги.
article_1
Центробанк страны отдал распоряжение финансовым институтам отказывать иностранным клиентам, пытающимся продать российские ценные бумаги. Этот шаг может положить начало мерам жесткого контроля в целях недопущения масштабного оттока капитала. Запрет иностранным инвесторам на получение собственных денег окончательно подорвет остатки репутации России как места для инвестирования средств. В выходные дни российские граждане выстраивались в очереди к банкоматам, чтобы снять деньги. Паника на фоне недоверия к стабильности российской финансовой системы может привести к массовому изъятию вкладов из банков.
Нефтяные цены поднялись еще выше, когда возникла обеспокоенность по поводу возможных перебоев с поставками и эмбарго. В понедельник утром на торгах в Азии нефть поднялась почти до 100 долларов за баррель. Это было почти пятипроцентное повышение по сравнению с концом прошлой недели. Будучи крупным экспортером нефти и газа, Россия обычно получает выгоду от повышения цен на энергоресурсы. Но падение рубля означает, что дополнительные доходы от продажи сырьевых товаров будут мизерными в сравнении с ущербом от санкций.
Последствия на других рынках в понедельник в начале торгов были незначительными. Индексы акций в Гонконге, Шанхае и Токио не сильно отличались от показателей пятницы на момент закрытия. Американские и европейские индексы были ниже, но ненамного. Но поскольку инвесторы в срочном порядке пытаются преодолеть негативные последствия конфликта для своих активов во всем мире, можно ожидать дальнейшей лихорадочной торговой активности.
После закрытия финансовых рынков на выходные дни 26 февраля угроза ужесточения санкций стала более реальной. Америка, Британия и Евросоюз объявили, что примут меры против российского Центробанка, чтобы он не смог продавать свои валютные резервы, объем которых составляет 630 миллиардов долларов и значительная часть которых хранится за рубежом. Это серьезно помешает попыткам России защитить стоимость своей валюты. В понедельник утром ЕС запретил все операции с Центральным банком России.
article_6
В выходные дни появилось множество заявок от российских банков на цены покупки и предложения американского доллара. Это указывает на грядущую неопределенность и неуверенность, а также на стремление владельцев долларов сохранить твердую валюту. Крупнейший в России Сбербанк объявил разницу между покупкой и продажей доллара в 22%, сделав это еще до колоссальных изменений курса в понедельник. Неделю назад разница покупки и продажи составляла всего 5%.
Российское государство в последние годы предпринимало усилия по защите страны от дальнейших международных санкций. В 2014 году Центробанк создал систему передачи финансовых сообщений СПФС, которая стала альтернативой SWIFT. В прошлом году он похвастался, что в 2020 году объем сообщений СПФС превысил 20% от уровня SWIFT. К этой системе подключено около 400 организаций, в том числе несколько иностранных компаний.
Но введенные недавно международные санкции означают, что зарубежные банки вряд ли захотят участвовать в обходных маневрах в нарушение введенных санкций. В 2020 году, когда министерство финансов США ввело санкции против политического руководства и руководителей служб безопасности Гонконга, даже китайские банки на этой территории не захотели открывать и сохранять счета тем, кто был внесен в санкционные списки. Дело в том, что они побоялись лишиться доступа к долларовым платежам и расчетам.
Прямые связи между российской финансовой системой и остальным миром довольно слабые, но они существуют. Работающие в России банки должны зарубежным институтам в совокупности 134 миллиарда долларов, или 0,4% от общемирового объема. Такие данные приводит Банк международных расчетов. 80% рублевых государственных облигаций (их общая сумма составляет 15,5 триллиона рублей) хранится внутри страны. Это значит, что прямых потерь от российского финансового кризиса будет меньше.
article_5
Некоторые европейские банки, включая венгерский OTP, австрийский Raiffeisen, французский Société Générale и итальянский UniCredit, проводят большой объем операций с Россией и Украиной, на что указывают глобальные рейтинги агентства S&P. Но это не идет ни в какое сравнение с американским хедж-фондом Long-Term Capital Management, который рухнул в 1998 году из-за огромного объема покупок российских гособлигаций, создав угрозу обрушения значительной части Уолл-стрит.
Самые важные последствия российских финансовых неурядиц мы можем увидеть в реальной экономике. Рост цен на нефть усилит инфляцию, которая уже резко подскочила в значительной части западного мира. За ночь чикагские фьючерсы на пшеницу с поставкой в мае выросли примерно на семь процентов, составив чуть больше девяти долларов за бушель (27,22 кг). Поскольку это один из главных пищевых продуктов во всем мире, дополнительные перебои с поставками непременно приведут к росту цен. Как отмечает голландский Rabobank, на долю России и Украины приходится 30% общемирового экспорта пшеницы.
Реакция Федерального резерва на все эти рыночные потрясения создает еще один элемент неопределенности. До начала конфликта усиливались ожидания, что ФРС попытается сбить инфляцию 0,5-процентным повышением процентных ставок. Инвесторы по-прежнему ожидают, что на своем заседании в середине марта американский центральный банк поднимет ставки, но на более скромные 0,25 процента.
Если слабость рубля сохранится, а попытки остановить отток капитала из страны продолжатся, финансовый ущерб для российского бизнеса и населения может оказаться продолжительным. Диверсификацию российской экономики с отходом от сырьевой зависимости придется отложить на годы. Российский президент Владимир Путин превратился в отверженного. Точно так же в изоляции может оказаться и российская экономика.
Обсудить
Рекомендуем