Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Саудовская Аравия и ОАЭ объяснили США, что они не станут увеличивать объемы добычи нефти, чтобы сдержать рост цен, сообщает WSJ. Все попытки Белого дома организовать переговоры между Байденом и лидерами двух ближневосточных монархий оказались безуспешными.
Дион Ниссенбаум (DionNissenbaum), Стивен Калин (StephenKalin), Дэвид Клауд (David S. Cloud)
Белый дом безуспешно пытался организовать телефонные переговоры между президентом Джо Байденом и фактическими лидерами Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, поскольку, как сообщили американские чиновники и чиновники ближневосточных государств, Соединенные Штаты пытаются сдержать рост цен на нефть.
Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман и шейх ОАЭ Мухаммед ибн Заид аль Нахайян отклонили просьбы поговорить с Байденом, о чем сообщили чиновники. Между тем за последние несколько недель официальные лица в Саудовской Аравии и ОАЭ стали более открыто высказывать критику касательно политики Америки в Персидском заливе.
"Были некоторые ожидания относительно телефонного звонка, однако он не состоялся, – сказал один американский чиновник по поводу планов разговора Байдена с наследным принцем Саудовской Аравии. – Это было частью планов добиться увеличения добычи [саудовской нефти]".
Байдену удалось провести переговоры с 86-летним отцом принца Мухаммеда, королем Салманом. Разговор состоялся 9 февраля, и в ходе него оба лидера подтвердили, что устоявшие партнерские отношения между их странами сохраняются. Министерство иностранных дел ОАЭ сообщило, что телефонный разговор Байдена и шейха Мухаммеда будет перенесен.
Представители Саудовской Аравии дали понять, что их отношения с Вашингтоном ухудшились при администрации Байдена. Они хотят больше поддержки для своего вмешательства в гражданскую войну в Йемене, помощи в реализации их гражданской ядерной программы теперь, когда Иран тоже продвигается вперед в этом вопросе, а также юридического иммунитета для принца Мухаммеда в Соединенных Штатах. Об этом сообщили официальные лица Саудовской Аравии. В Соединенных Штатах против наследного принца было инициировано множество судебных разбирательств, в том числе в связи с убийством журналиста Джамаля Хашогги (Jamal Khashoggi) в 2018 году.
По словам источников, Эмираты разделяют озабоченность Саудовской Аравии по поводу сдержанной реакции Соединенных Штатов на недавние ракетные удары против сил ОАЭ и Саудовской Аравии – на удары, которые в Йемене нанесли поддерживаемые Ираном боевики-хуситы. Оба правительства также обеспокоены возрождением ядерной сделки с Ираном, в которой не были учтены их интересы безопасности и переговоры по которой уже вступили в заключительную фазу.
Белый дом стремится восстановить отношения с двумя ключевыми ближневосточными странами, чья поддержка ему крайне необходима теперь, когда цены на нефть впервые почти за 14 лет превысили 130 долларов за баррель. Саудовская Аравия и ОАЭ — единственные крупные производители нефти, способные увеличить добычу нефти на миллионы баррелей, чтобы помочь успокоить рынок сырой нефти. В настоящее время в Соединенных Штатах цены на бензин уже достигли очень высокого уровня.
В конце февраля координатор по вопросам Ближнего Востока в Совете национальной безопасности США Бретт Макгерк (Brett McGurk) и спецпредставитель Госдепартамента США по вопросам энергетики Амос Хохштейн (Amos Hochstein) отправились в Эр-Рияд, чтобы попытаться наладить диалог с саудовскими чиновниками. Макгерк также встретился с шейхом Мухаммедом в Абу-Даби в попытке смягчить недовольство чиновников ОАЭ в связи с реакцией Соединенных Штатов на атаки хуситов.
Ожидалось, что телефонный разговор с шейхом Мухаммедом, который должен был состояться в начале февраля, будет посвящен обсуждению того, как эти две страны могут противостоять атакам хуситов с территории Йемена.
Один американский чиновник сообщил, что администрация Байдена усердно работала над укреплением системы противоракетной обороны Саудовской Аравии и ОАЭ, и что в ближайшие месяцы Америка продолжит оказывать странам Персидского залива помощь в обеспечении защиты. По словам чиновника, возможно, Саудовской Аравии и ОАЭ этого недостаточно, но Соединенные Штаты все же стараются учитывать их интересы в сфере безопасности.
Между тем оба ближневосточных государства отказались от увеличения добычи, заявив, что они придерживаются плана, утвержденного Организацией стран-производителей нефти и группой производителей, которую возглавляет Россия. Энергетический альянс с Россией, являющейся одним из ведущих нефтедобывающих государств, укрепил позиции ОПЕК, одновременно сблизив Саудовскую Аравию и ОАЭ с Москвой.
На прошлой неделе и принц, и шейх провели телефонные разговоры с президентом России Владимиром Путиным, отказавшись говорить с Байденом.
Ранее на этой неделе пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила, что в ближайшее время не планируется переговоров с кронпринцем по нефти, и что Байден не планирует ехать в Саудовскую Аравию.
Саудовская Аравия и ОАЭ наладили прочные связи с бывшим президентом США Дональдом Трампом, который встал на их сторону в региональном споре с Катаром, вывел Соединенные Штаты из иранской ядерной сделки, против которой они выступали, сделал Эр-Рияд пунктом назначения своей первой зарубежной поездки и поддержал кронпринца Мухаммеда после убийства Хашогги. Но решение Трампа не реагировать на удары иранских беспилотников по крупным нефтяным объектам Саудовской Аравии в 2019 году потрясло партнеров в Персидском заливе, потому что они десятилетиями надеялись на обещания Вашингтона обеспечить их безопасность. Иран отрицает причастность к атакам на нефтяные объекты.
Разногласия между Байденом и кронпринцем Саудовской Аравии берут свое начало в президентской кампании 2020 года, когда кандидат от Демократической партии пообещал относиться к этому королевству как к "изгою" из-за того, что в 2018 году саудовцы убили Хашогги в Стамбуле.
Вступив в должность президента, Байден решил обнародовать отчет американской разведки, в котором говорилось, что наследный принц Мухаммед лично одобрил план по похищению и убийству Хашогги, который открыто критиковал молодого саудовского правителя.
Кронпринц Мухаммед отрицает, что он был в курсе заговора, хотя саудовский суд признал нескольких его приближенных причастными к убийству журналиста.
Кроме того, Байден публично резко критиковал Саудовскую Аравию за ее продолжительную войну в Йемене и частично перекрыл поставки оружия, которое Эр-Рияд мог бы использовать против хуситов. Байден также отменил решение своего предшественника о включении хуситов в официальный американский список террористических групп – по словам саудовских чиновников, именно этот шаг придал смелости йеменским силам и сорвал попытки договориться о перемирии.
В понедельник Псаки заявила, что президент продолжает придерживаться мнения, что к Саудовской Аравии необходимо относиться как к "изгою", и что у руководства этой страны мало "оправдывающей социальной ценности".
Когда на прошлой неделе в ходе интервью журналу Atlantic наследного принца Мухаммеда спросили, могло ли случиться так, что Байден неправильно понял саудовского лидера, принц ответил: "Меня это просто не волнует".
По его словам, решение оттолкнуть лидеров Саудовской Аравии негативно скажется на президенте США. "Это он должен думать об интересах Америки, – пояснил кронпринц. – Пусть он и думает".
Один американский чиновник признал, что наследный принц Мухаммед – это тот человек, который принимает все ключевые решения в Саудовской Аравии, и что администрации Байдена придется искать способы работать с ним в самых разных вопросах, от энергетической политики до нормализации отношений с Израилем.
Наряду с Саудовской Аравией ОАЭ тоже призвали Соединенные Штаты включить хуситов в список террористических организаций и отправить больше военной помощи, чтобы защитить Эмираты от новых атак. Но, по словам чиновников стран Персидского залива, Соединенные Штаты не прислушались к призывам ОАЭ.
В феврале генерал Фрэнк Маккензи (Frank McKenzie), глава Центрального командования ВС США, отправился в Абу-Даби, чтобы провести целую серию встреч с лидерами ОАЭ и обсудить способы укрепления системы безопасности после ракетных ударов хуситов. Генерал Маккензи хотел встретиться с шейхом Мухаммедом, однако эта встреча так и не состоялась, о чем сообщил один источник.
На прошлой неделе посол ОАЭ в Соединенных Штатах Юсеф аль Отайба (Yousef Al Otaiba) сказал, что отношения между этими двумя странами напряженные.
"Такое может случиться в любых отношениях, – добавил он. – Бывают светлые периоды, когда отношения очень хорошие, и периоды, когда они оказываются под сомнением. Сегодня мы проходим испытание на прочность, но я уверен, что мы справимся и сможем еще больше укрепить наши отношения".