Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Инфляция в Чехии бьет рекорды, пишут Lidovky. Она грозит перейти границу в 13 или 14%. Страна практически входит в стагфляцию, с которой еще никогда не сталкивалась. Локомотив экономики — автомобильная промышленность из-за военных действий на Украине столкнулась с серьезными трудностями. И пока выхода не предвидится, отмечает автор статьи.
Ивана Печинкова (Ivana Pečinková)
Инфляция в Чехии бьет рекорды. В феврале она подскочила выше 11%, а, как сказал в понедельник глава Чешского национального банка Йиржи Руснок, инфляция может даже перейти границу в 13 или 14%. Также, похоже, в этом году из-за военных действий на Украине наша экономика вырастет не на предполагаемые три процента, а меньше.
"Мы входим в стагфляционную ситуацию, которая похожа на период 1973 — 1974 годов после первого нефтяного шока, в ситуацию замедления экономического роста, а в некоторых сегментах экономики — даже в ситуацию рецессии. Все это происходит на фоне растущей инфляции", — сказал нашему сайту президент Экономической палаты ЧР и бывший вице-премьер и министр правительств Чешской Республики разных периодов Владимир Длоуги.
Стагфляция появляется, когда стагнация экономики соединяется с высоким ростом цен, то есть инфляцией. Это сочетание двух неблагоприятных явлений, с которым Чехия еще не сталкивалась.
"Еще несколько недель назад стагфляция казалась невозможной, но из-за российской военной спецоперации она выглядит вполне вероятной", — заявил нам главный экономист Bankа Creditas Петр Дуфек.
Дилемма для банкиров и политиков
"Стагфляция представляет собой серьезную дилемму для банкиров центральных банков и политиков. Поскольку из-за борьбы с инфляцией усугубляется экономический спад и наоборот", — объясняет в интервью "Лидовки" главный экономист компании CyrrusВит Градил. По его словам, некоторые категории граждан могут столкнуться со значительным снижением уровня жизни, поскольку цены значительно возрастут, а зарплаты нет. Он также добавляет, что, по его мнению, чешской экономике далеко до стагнации.
В последний раз западный мир переживал стагфляцию в 70-е годы. В частности, она привела к закату популярности больших и мощных автомобилей, которые так полюбились американским семьям в 60-х. Тогда появились легендарные быстрые автомобили компаний Ford и Chevrolet. Вплоть до упомянутого нефтяного шока, который поднял цены на этот энергоноситель в три раза, ездить на таких автомобилях было очень дешево.
Как у нас будет развиваться инфляция и как пойдет экономический рост, то есть ожидает ли нас сочетание экономической стагнации или спада при растущих ценах, на фоне происходящего на Украине сказать никто не может. Тем не менее слово "стагфляция" все чаще звучит в экономических дискуссиях.
Наиболее вероятной ее считал еще до начала военной операции на Украине экономист Česká spořitelna Михал Скоржепа. "Но последствия российской спецоперации на Украине значительно повысили вероятность такого варианта. В этом году инфляция в целом достигнет минимум примерно десяти процентов, а рост экономики за целый год может значительно снизиться по сравнению с прошлым годом, упав ниже одного процента. Таким образом, буквальной стагфляции мы, скорее всего, избежим, но приблизимся к ней вплотную", — заявил Скоржепа сайту "Лидовки".
Правда (Сербия): беспрецедентный рекорд стоимости энергоносителей ведет к инфляции и экономическому слому ЕвропыСтоимость газа в Европе каждый день бьет новые рекорды, пишет "Правда". Однако там продолжают пестовать крайнюю русофобию и делать газ для себя все более недоступным. Это грозит ЕС поражением в конкурентной борьбе с Китаем и его продукцией и крахом экономики, считает автор статьи. Европе следует отказаться от неразумных санкций, и тогда у нее еще появится шанс.
15.03.202200
Еще один удар по автопроизводителям
По словам Дуфека, важный сигнал о том, что дела в чешской экономике пойдут не слишком хорошо, — новые неожиданные трудности для автомобильной промышленности, локомотива чешской экономики. "Вместо того чтобы избавиться от проблем с нехваткой чипов, как все ожидали, у нас возникла новая проблема в виде нехватки других важных комплектующих. Для Škodа Auto российский рынок имел большое значение. В России и на Украине производились автомобили, но также оттуда, прежде всего с Украины, импортировались некоторые комплектующие. Теперь из-за их отсутствия приходится сокращать производство некоторых моделей", — отмечает главный экономист Bankа Creditas.
Тем не менее, по его мнению, стагфляция нам не грозит, но мы можем балансировать где-то над ее границей. "Мы близки к ней. Не думаю, что мы погрузимся в нее, но в любом случае прогнозы, которые мы делали на текущий годы, вероятно, придется пересмотреть, заменив их на более скромные", — подытоживает он.
Уроки 70-х
Феномен стагфляции, название которого образовано сложением двух экономических феноменов — стагнации, то есть нулевого роста, и высокой инфляции, в полной мере проявил себя именно в 70-е годы прошлого века. Все началось как по учебнику. Сначала был шок, который возник не внутри пострадавших экономик, а за их пределами. Речь о решении ОПЕК сократить добычу, чтобы поднять цены на нефть, и ввести эмбарго на экспорт важнейшего энергоносителя в Соединенные Штаты и другие страны из-за их позиции в израильско-арабской войне на Синайском полуострове и Голанских высотах.
Результат не заставил себя долго ждать. Цена за баррель практически моментально резко выросла в три раза. Нефтяной шок в западном мире положил начало экономической рецессии, продолжавшейся в западном мире несколько лет, а также высокой инфляции, безработице и бюджетному дефициту. Также людям пришлось отказаться от легендарных быстрых автомобилей, таких как Ford Mustang, или больших кораблей дорог, потребляющих слишком много топлива.
Снижение покупательной способности и уровня жизни
К чему сейчас может привести стагфляция в Чехии? По мнению главного экономиста CyrrusВита Градила, стагфляция всегда влечет за собой снижение покупательной способности и уровня жизни. Однако снижение, по его словам, будет незначительным, и многие граждане его даже не заметят. Но на категории малоимущих граждан ситуация скажется ощутимее.
А что будет с автомобилями? "Нынешняя ситуация не мотивирует на отказ от одного типа автомобилей в пользу другого. Я не думаю, что ускорится переход на электромобили. Ведь и электричество чрезвычайно дорого", — полагает Дуфек. По его словам, не стоит ожидать и того, чтобы люди пересаживались с внедорожников, которые в последнее время пользуются у нас особой популярностью, на другие типы автомобилей из-за высокого потребления ими топлива. Кстати, это и не получится, поскольку из-за кризиса с чипами автомобилей на рынке недостаточно.
Стагфляция — трудная проблема для экономической политики. "Центральным банкам придется поломать голову еще над массой дилемм. Некоторые из инфляционных проблем не поддадутся политике процентных ставок. Даже значительное повышение процентных ставок не обязательно сдержит инфляцию и позволит остаться в рамках ожиданий", — говорит Владимир Длоуги.
"Также не обязательно поможет оставить проценты на слишком низком уровне в надежде, что тем самым удастся дать импульс экономике. Ведь экономика стагнирует из-за военного дефицита, нехватки сырья, людей, поскольку где-то идут военные действия и транспортные цепочки нарушены", — добавляет президент Экономической палаты.