Обойдется ли Германия без русской нефти?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Немецкий экономический журнал Manager Magazin задается вопросом, насколько реалистичен бойкот поставок российской нефти в Германию? Эта тема стала актуальной в связи с антироссийской кампанией, развернувшейся в самой Германии и других странах Запада на фоне военного конфликта на юге Украины. Бывший президент ФРГ Йоахим Гаук даже заявил, что "ради свободы можно немного померзнуть". Не будет излишним напомнить, что пастор Гаук — бывший диссидент времен ГДР, что объясняет его чрезмерно ангажированную антироссийскую позицию. Действительно, в немецком обществе есть круг лиц, призывающих отказаться от российской нефти и газа, последовав тем самым примеру США и Великобритании.
Однако, отмечают аналитики, не все так просто. Около трети обрабатываемой в Германии сырой нефти поступает из России. Даже "зеленый" и достаточно антироссийски настроенный министр экономики ФРГ Роберт Хабек признает: "Энергетические санкции не должны вредить Германии, иначе мы долго не протянем". В данное время, согласно инсайдерским источникам, правительство ФРГ ведет "интенсивные" переговоры с немецкими нефтегазовыми концернами по одному главному вопросу — смогут ли они отказаться от русской нефти? Ведь даже если переключить поставки на альтернативные источники, остается вопрос технической совместимости на действующих НПЗ. Вот почему налагать санкции на российскую нефть, по мнению экспертов, крайне рискованно для немецкой экономики.
Особенно тяжело нефтяное эмбарго ударит по Восточной Германии, исторически связанной экономическими узами с СССР, а затем с Россией. Там работают два крупных нефтеперерабатывающих завода, которые "заточены" именно на российскую нефть. Так, на НПЗ в Шведте в ста километрах от Берлина ежегодно перерабатывается до 12 миллионов нефти-сырца из России. Речь идет об одном из крупнейших НПЗ во всей Германии, который обеспечивает 90% бензина, керосина, дизельного топлива и мазута для Берлина и земли Бранденбург. 9 из 10 автомобилей в этом регионе ездят на топливе из НПЗ в Шведте. Нефть поступает сюда по нефтепроводу "Дружба" из России. По данным немецкого экономического объединения Fuels & Energie, производство здесь полностью приспособлено к российской нефти Urals, переход на другие сорта технически невыполним в короткие сроки и будет стоить чрезвычайно дорого.
Аналогичным образом складывается ситуация вокруг НПЗ в Леуне, в восточногерманской земле Саксония-Ангальт. Здесь также перерабатывается 12 миллионов тонн российской нефти, а продукция покрывает потребности земель Саксония-Ангальт, Саксония и Тюрингия. К НПЗ "привязаны" около 1300 бензозаправочных станций региона. Кроме бензина и дизельного топлива комбинат, которым управляет французская Total, производит мазут, сжиженный газ, керосин для авиации, битум и метанол. На НПЗ в Леуне также по нефтепроводу "Дружба" поступает ежедневно 30 тысяч тонн сырой нефти из России. Все это указывает на очень большую зависимость Восточной Германии от российской нефти.
Немецкие специалисты уже провели исследования, насколько реалистично переключить НПЗ в Леуне и Шведте с российской Urals на другие сорта нефти. Они пришли к выводу, что это займет длительное время и обойдется в большие суммы денег, что сделает данные предприятия нерентабельными. Эксперты также отмечают, что нефтепровод "Дружба" практически незаменим: поставки нефти морским путем через немецкий Росток или польский Гданьск не обеспечат нужных объемов, необходимых для производства бензина, дизеля, отопительного мазута и других нефтепродуктов.
Всего в последние годы Германия получала треть необходимой нефти-сырца и треть дизельного топлива из России. Уже сейчас в связи с военной операцией на Украине наблюдается рост цен на бензин, дизельное топливо и мазут. Немецкие нефтетрейдеры отмечают, что Германии в случае бойкота российской нефти грозит дефицит нефтепродуктов, что приведет к таким вынужденным мерам экономии, как ограничение скорости на дорогах и запрет на использование автомобилей по воскресеньям. Кроме того, это приведет к сокращению производства во многих отраслях немецкой промышленности.
Серьезные проблемы в случае бойкота ожидают НПЗ не только в Леуне и Шведте, но также в других регионах Германии. Manager Magazin отмечает, что концерн "Роснефть", возглавляемый Игорем Сечиным, контролирует также 24% НПЗ MiRO в Карлсруэ и 28,57% НПЗ Bayernoil в Баварии. В случае, если на "Роснефть" будут наложены санкции, будет нарушено производство на этих НПЗ, а правительство ФРГ обязано будет компенсировать потери.
Германия пытается повсюду найти альтернативных поставщиков энергоносителей, но пока без успеха. Как пишет деловая Handelsblatt, неудачей закончился визит министра экономики ФРГ Роберта Хабека в Катар — эмират, который еще недавно подвергался ожесточенной критике со стороны Запада за "нарушения прав человека" и поддержку исламских экстремистов. Хабеку сообщили в Дохе, что поставки 95% катарского СПГ зафрахтованы на годы вперед. При этом немецкая сторона не учитывает, что в Германии нет терминалов для приема танкеров с сжиженным газом, только сейчас планируется строительство двух таких терминалов.
Однако на пресс-конференции Хабек заявил, что "скоро" Германия сможет отказаться от российского газа, а над немцами не будет нависать угроза "холодных квартир". Кроме того, Хабек выразил надежду, что в скором времени будет снято эмбарго на иранскую нефть, этот вопрос обсуждался недавно в Берлине с министром иностранных дел Ирана Хосейном Амир-Абдоллахияном. Между тем Саудовская Аравия и ОАЕ отказались пойти навстречу "коллективному Западу" во главе с США, которые требовали увеличить производство нефти, которая подорожала на фоне украинских событий.
Обсудить
Рекомендуем