Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Российские музеи предоставили Франции 200 картин для проведения выставки в Париже. Могут ли эти полотна на законных основаниях быть задержаны в стране из-за ситуации на Украине и антироссийских санкций? С таким вопросом издание Le Point и обратилось к эксперту в области изобразительного искусства.
Виолен де Монкло(Violaine de Montclos)
После того как Бруно Ле Мэр (Bruno Le Maire) объявил о замораживании активов российского Центрального банка на сумму 22 миллиарда евро, а также 850 миллионов евро в активах олигархов (банковские счета и кредиты, недвижимость, две яхты), все внимание приковано к коллекции Морозова, которая экспонируется в Фонде Louis-Vuitton с сентября 2021 года по третье апреля 2022 года. Большая часть из 200 шедевров современного искусства из коллекции московских меценатов братьев Морозовых предоставлена российскими музеями, есть также полотна из частных коллекций. На фоне военных действий на Украине и экономических санкций, введенных Европейским союзом против России, могут ли эти сокровища российского наследия быть задержаны на законных основаниях во Франции? Мы обратились с этим вопросом к Алексису Фурнолю (Alexis Fournol), эксперту в области изобразительного искусства.
Le Point: Могут ли произведения искусства считаться "активами", возможно, недвижимыми?
Алексис Фурноль: Любая картина представляет собой чью-то собственность... Во Франции, согласно закону от восьмого августа 1994 года, мы обеспечиваем произведениям искусства, предоставленным нам иностранным государствам, такую же защиту, как и нашим собственным коллекциям. Почему?
Этот закон был принят после выставки шедевров из коллекции Сергея Щукина. В 1993 году французские наследники русского коллекционера обратились с просьбой арестовать некоторые картины, предоставленные российскими музеями в рамках выставки в Центре Помпиду, посвященной Матиссу. Эти картины, которые принадлежали их предку, были национализированы советской властью в 1918 году. Считая себя ограбленными, наследники Щукина обратились во французские суды с иском о законности данного имущества. Он был отклонен на основании того, что на французской территории не рассматриваются дела о законности любого акта, принятого иностранным правительством. Но для того, чтобы предвидеть другие просьбы о конфискации такого рода и гарантировать иностранным владельцам картин, что их произведения искусства не будут заблокированы во Франции, был принят соответствующий закон. Отныне произведения искусства, предоставленные иностранным государством и находящиеся на нашей территории для публичного показа, систематически попадают под указ о неприкосновенности. Это касается и коллекции Морозова, которая находится под защитой до 15 мая.
Русская живопись во Франции: коллекция Морозова - заложница конфликта на Украине (Marianne, Франция) Франция применяет против "российских олигархов" методы Французской революции — конфискации и захват заложников. Именно такой вывод можно сделать из публикации журнала "Марианн" о задержании во Франции коллекции Морозова.
11.03.202200
– Большинство картин, выставленных в Фонде Louis-Vuitton, принадлежат российским музеям, но есть полотна из частных коллекций... Если это касается олигархов, чьи активы сегодня заморожены ЕС, распространяется ли на их картины режим неприкосновенности?
– В законе 1994 года говорится о "культурных ценностях, предоставленных во временное пользование иностранной державой, органом государственной власти или иностранным учреждением культуры". Таким образом, сюда входят частные фонды, которыми обычно владеют крупные коллекционеры, при условии, что фонд не является коммерческим. Поэтому я бы сказал, что априори, если произведения искусства не были предоставлены непосредственно коллекционером или частным коммерческим учреждением культуры, коллекционеры также защищены.
– Случались ли когда-нибудь в новейшей истории случаи такого рода, когда крупная экспозиция оказывалась в центре международного конфликта?
– В феврале 2014 года в музее Алларда-Пирсона в Амстердаме проходила выставка "Крым", на которой были представлены артефакты времен скифов из четырех музеев, расположенных в Крыму. Седьмого февраля 2014 года, когда начала работать выставка, Крым был еще украинским. Но 18 марта он был присоединен к России. Когда пришло время возвращать экспонаты, администраторы музея пришли в отчаяние. Кому возвращать эти предметы искусства: музеям Крыма, теперь уже российского, или претендующему на них киевскому музею? Дело было передано в суд и обсуждалось до октября 2021 года. В конечном итоге голландское правосудие вынесло решение о возвращении археологических находок украинскому государству.
– Одна из картин, выставленных в Париже, принадлежит днепропетровскому Музею изобразительных искусств. Учитывая нынешнюю ситуацию, может ли французское государство оставить на законных основаниях эту картину во Франции на время российско-украинского конфликта?
– Конечно, но при условии, что об этом попросит украинский музей. Подобный случай предусмотрен законом от июля 2016 года о свободе творчества, архитектуре и наследии. Если культурные ценности находятся в чрезвычайной ситуации или в опасности на территории государства, которое владеет ими или оставляет их на хранение, в частности, в случае вооруженного конфликта, то Франция может предложить временное хранение их на своей территории в охраняемых хранилищах. Этот правовой механизм, позволяющий сохранить коллекции, находящиеся в опасности, был создан во время иракско-сирийского конфликта и может быть впервые использован для европейской страны.