The Economist (Великобритания): американские сланцевики разминаются, готовясь спасать Европу

Но в ближайшее время они мало что смогут сделать

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен мечтает о том, что ЕС за несколько лет полностью избавится от импорта из России, пишет The Economist. Сумеет ли Америка, являющаяся одним из крупнейших в мире экспортеров газа, заполнить эту брешь?
"Нет оплаты, нет газа", — прорычал 29 марта официальный представитель российского правительства. Разгневанный экономическими санкциями Запада президент Владимир Путин распорядился, чтобы "недружественные" государства рассчитывались за российский газ в рублях. Министры из Группы семи ответили на это отказом. Цены на газ начали расти, поскольку шансы на перекрытие газового вентиля усилились. 30 марта Германия стала готовиться к худшему, сделав первый шаг к нормированию газа. Но к концу дня правительство страны заявило о получении заверений в том, что европейским фирмам не придется платить за газ рублями.
Даже если эмбарго удалось предотвратить, из-за этого противостояния Европа еще больше захочет ослабить путинское давление на экономику. ЕС пообещал к концу 2022 года на две трети сократить импорт природного газа из России, который составил в прошлом году 40% от общего объема его потребления. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен мечтает о том, что ЕС за несколько лет полностью избавится от импорта из России. Сумеет ли Америка, являющаяся одним из крупнейших в мире экспортеров газа, заполнить эту брешь?
Когда администрация Трампа пыталась убедить европейское руководство снизить зависимость от российских энергоресурсов за счет увеличения импорта сжиженного природного газа (СПГ) из Америки, назвав его "молекулами свободы", это предложение было поднято на смех. Однако президент Байден делает то же самое, что и его предшественник. 25 марта он вместе с фон дер Ляйен объявил о "прорывном" плане, который поможет ЕС покончить с зависимостью от российского газа. План предусматривает, что Америка в этом году поставит в Европу дополнительно 15 миллионов кубометров СПГ (это примерно 10% от общего объема импорта российского газа в Европу в 2021 году). Америка также пообещала к 2030 году обеспечить дополнительные поставки на рынок ЕС в объеме 50 миллиардов кубометров в год.
Отраслевые специалисты с недоверием отнеслись к этому амбициозному плану. Причина в том, что американские газовые компании сталкиваются с серьезными инфраструктурными ограничениями. Доля идущего в Европу американского экспорта увеличилась с 4% в 2017 году почти до 30% в прошлом году (это 22 миллиарда кубометров), и произошло это в условиях резкого роста цен на континенте. Америка "задействовала почти 100% своих мощностей по сжижению газа", отмечает аналитическая фирма Rystad. Это значит, что в ближайшей перспективе "дополнительных объемов СПГ на экспорт не будет". Джек Фуско (Jack Fusco), возглавляющий крупную американскую энергетическую компанию Cheniere, подтверждает, что его фирма "работает по максимуму". Чтобы изменить ситуацию, потребуется четыре-пять лет и десятки миллиардов долларов инвестиций, не говоря уже об ускоренном получении разрешений от контрольных органов.
Neue Zürcher Zeitung (Швейцария): что будет, если поставки газа прекратятся, и почему вопрос об эмбарго расколол немецкое экономическое сообщество? Конфронтация с Россией и полный отказ от закупок российских энергоносителей может привести к расколу немецкого общества, пишет Neue Zürcher Zeitung. Какой ущерб нанесет прекращение импорта европейцам? Что произойдет, если газа не будет?
Есть также сомнения в том, что у ЕС имеется достаточная инфраструктура, чтобы справиться с объемами поставок. Чтобы принимать партии СПГ и преобразовывать его в пригодный для использования газ, нужны крупные терминалы и установки для регазификации. У Европы есть резервные производственные мощности, но в основном они сосредоточены на побережье таких стран как Испания и Франция. Соединительных трубопроводов в Европе мало, а это значит, что большой пользы от таких резервных мощностей нет, так как перекачивать импорт на восток ЕС будет сложно, а эти страны больше всех пострадают от эмбарго. Германия, у которой нет ни одного терминала СПГ, пообещала построить два, но на это уйдет несколько лет. Некоторые европейские страны ведут разговоры о приобретении плавучих терминалов СПГ, которые можно устанавливать намного быстрее, но в мире ощущается острая нехватка таких платформ.
А вот в более отдаленной перспективе такой новый подход к газовым поставкам выглядит многообещающе. Дело в том, что ЕС готов отказаться от своего враждебного отношения к долгосрочным газовым контрактам, которое является ошибочным. Раньше он отвергал такие поставки, стремясь укрепить рынки наличного газа. Цель заключалась в усилении конкуренции, но как показали события прошедшей зимы, когда газовые цены поднялись до заоблачных высот, Европа совершенно не защищена от дефицита предложения. Как объясняет один американский экспортер СПГ, Европа сосредоточилась на расширении спотового рынка, хотя ей надо было заключать "фантастические" по своим ценам долгосрочные контракты.
Теперь Еврокомиссия говорит, что будет поддерживать долгосрочные контракты, чтобы обеспечить финансовые инвестиции в экспортную и импортную инфраструктуру СПГ. Это придаст инвесторам в американские экспортные терминалы больше уверенности, и они станут с готовностью тратить необходимые для строительства миллиарды. Это даст новый толчок трансатлантической торговле. Джайлс Фаррер (Giles Farrer) из консалтинговой фирмы Wood Mackenzie считает, что инфраструктура, обеспечивающая сжижение 50 миллиардов кубометров газа в Америке, будет стоить примерно 25 миллиардов долларов, не включая инвестиции в добычу и транспортировку. Фирма Rystad полагает, что расходы, необходимые для удовлетворения дополнительных европейских потребностей, могут составить около 35 миллиардов долларов.
Диверсификация и отказ от российских поставок в перспективе возможны. Но это не поможет решить проблему агрессивности Путина. Рациональный расчет указывает на то, что он не захочет перекрывать вентиль, учитывая большие прибыли от высоких цен. В отраслевой публикации Energy Intelligence говорится, что Газпром за первые два месяца текущего года заработал на поставках газа в Европу 20,5 миллиарда долларов. Это почти столько же, сколько он получил от Европы за весь 2020 год. Но мало кто из аналитиков осмеливается предсказывать, как поведет себя все более непредсказуемый диктатор.
Обсудить
Рекомендуем