Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Запад в ужасе от того, что Индия воздержалась от осуждения российской спецоперации на Украине, пишет The Hindu. Однако это решение Индии имеет геополитическое обоснование. Нью-Дели должен удачно разыграть карту сегодня, чтобы обеспечить себе геополитические дивиденды в будущем.
Хэппимон Джейкоб (Happymon Jacob)
Российская спецоперация на Украине вызвала шквал дипломатической активности в Нью-Дели: одни прибыли прощупать почву, другие ˗ обсудить дела вне украинской тематики, третьи ˗ проявить солидарность, четвертые ˗ озвучить завуалированные предупреждения. Нью-Дели проявил откровенность и терпение, а вот официальная позиция в отношении России у многих вызвала недоумение, ведь было принято решение не прекращать торговлю и не осуждать предпринятые на Украине меры. Похоже, критики упускают один важный момент: Индия не является частью Европы, хотя и разделяет, за некоторыми редкими исключениями, большинство норм и ценностей, которыми дорожит значительная часть международного сообщества. Что гораздо важнее, несмотря на существование на Западе индийской диаспоры и теплые отношения между людьми, Индия является постколониальной страной с понятной болезненной реакцией на отношение к ней западных коллег.
Более того, несправедливо просить развивающуюся страну, которая испытывает серьезные экономические трудности и никак не оправится от изнурительных последствий пандемии COVID-19, отказаться от покупки российской нефти со скидкой, тем более что некоторые из оппонентов Индии продолжают закупать энергоносители из России, со скидками и без. Некоторые западные политологи в ужасе от того, что Индия не желает переживать кое-какие экономические трудности ради того, чтобы послать решительный и недвусмысленный сигнал об отсутствии поддержки любого рода территориальных притязаний. Ответ опять-таки кроется в состоянии экономики Индии, ее потребности в неограниченных поставках военной техники и геополитическом положении. Нет никаких сомнений в том, что рано или поздно ситуация на Украине повлияет и на индийскую экономику. К несчастью для Индии, санкции в отношении России были введены в тот момент, когда индийская экономика не до конца восстановилась после последствий пандемии.
Подмена тезиса
Один из аргументов, который настойчиво выдвигают некоторые партнеры Индии на Западе, заключается в том, что российско-украинский конфликт в действительности представляет собой куда более масштабное противостояние демократий и недемократий, а потому Индия обязана выбрать сторону идеологического водораздела. Это не просто какой-то беспочвенный миф, а опасная ситуация, способная ввергнуть международное сообщество в очередное никому не нужное идеологическое соперничество. Нью-Дели нужно действовать предельно осторожно. Российская спецоперация неоправданна, и решение Индии воздержаться от ее осуждения имеет под собой геополитическое обоснование (по той же схеме Индия не осудила американское вторжение в Ирак в 2003 году) и ничего общего с ослабеванием демократии.
Второй аргумент заключается в том, что Россия вряд ли поможет Индии в будущем конфликте с Китаем. Этот аргумент не лишен оснований, но опять упускает из виду главное. В долгосрочной перспективе Россия, может, и не поможет Индии в борьбе с Китаем, но позволить себе пополнить список недружественных стран в глубоко недружественном регионе Нью-Дели, безусловно, не может. В этом и заключается разумное стратегическое обоснование не отчуждать Россию. Данный аргумент также подразумевает, что в случае конфронтации с Китаем западные страны могут не поддержать Индию, если она не примет их сторону сегодня. Этот довод не учитывает тот факт, что Китай представляет проблему и для США, и для Индии, хотя и в разной степени. Индии действительно нужна помощь партнеров, но вряд ли такую ситуацию можно считать улицей с односторонним движением.
Wedge Infinity (Япония): Индия пытается внести коррективы в отношение к России и УкраинеПосле начала украинского кризиса отношение Индии к России выделялось на фоне позиций других стран, пишет Wedge. Однако сейчас ситуация изменилась. Теперь Индия пытается дистанцироваться от Москвы. В чем же дело?
31.03.202200
Преимущества колеблющегося государства
С точки зрения Индии этот момент также важен. Тот факт, что обе противоборствующие стороны нынешнего конфликта торопят своих высокопоставленных визави в Нью-Дели ради их расположения, демонстрирует востребованность Индии среди остальных колеблющихся государств современной международной системы, и до сих пор эту роль она играла хорошо. Несмотря на соперничество с Индией и пограничный конфликт 2020 года, Китай не видит ничего зазорного в том, чтобы обратиться к ней и убедить продолжать вести дела в штатном режиме.
Китай рассматривает российско-украинский конфликт как возможность построить антиамериканский мировой порядок путем создания определенного регионального единства. Это как минимум отчасти объясняет недавний визит министра иностранных дел Китая Ван И в Южную Азию. Затем прибыл министр иностранных дел России Сергей Лавров, единственный в последнее время гость, которому удалось лично встретиться с премьер-министром Индии. Эта встреча также четко свидетельствует о намерении индийского руководства не отказываться от отношений с Москвой, по крайней мере, пока.
США также хотят видеть Индию рядом с собой. Разумеется, им невыгодно разрушать тот исключительный успех, который за последние двадцать лет был достигнут в индийско-американских отношениях. Великобритания и Германия тоже хотят заманить Нью-Дели на свою сторону и вполне могут этого добиться, правда, не в нужной им степени.
Отказавшись от полноценного союза с обеими сторонами, но поддерживая при этом хорошие отношения, Нью-Дели, вероятно, наконец-то удался эксперимент с принципами стратегической автономии, которым он давно следует, но с трудом применяет на практике. Современная индийская дипломатия является классическим примером колеблющегося государства, которое отказывается склоняться в ту или другую сторону.
Между настоящим и будущим
Тем не менее, иногда нужно перестать колебаться и начать мыслить шире. Нет никаких сомнений в том, что конфликт на Украине ускорит принципиальные преобразования, которые азиатская геополитика уже претерпевала. В настоящее время континентальная геополитика Южной Азии ориентирована на Китай, чего не избежать и другим странам региона, это лишь вопрос времени. Для США вывод войск из Афганистана, внимание к России и Украине, дальнейшее ослабевание России и активное влияние Пекина на регион посредством денег и силы положат в итоге конец индийскому доминированию в регионе и возникновению азиатского геополитического порядка, ориентированного на Китай.
Когда спецоперация на Украине благополучно завершится, положение Индии в регионе окажется слабее, чем до начала конфликта. Нынешний скачок адреналина в Нью-Дели, вызванный желанием влиятельных игроков переманить его на свою сторону, в конце концов сойдет на нет. Такова суровая геополитическая реальность. Именно поэтому Нью-Дели должен сегодня удачно разыграть карту с целью обеспечения геополитических дивидендов в будущем. Представителям власти придется вернуться к разработке долгосрочных планов по вовлечению в процесс как самого региона, включая Китай, так и всего международного сообщества.
Иными словами, Нью-Дели необходимо помнить о долгосрочных целях даже во время нынешнего искусного балансирования. В идеале, в долгосрочной перспективе, Индия хотела бы иметь на своей стороне как Запад, так и Россию. Но, учитывая ход российской спецоперации и шаги, которые предпринимает Пекин, Нью-Дели подстерегает ряд трудностей из-за роста противоречий между Западом и Россией. Геополитический выбор почти никогда не бывает ни однозначным, ни легкодоступным. Поэтому иногда государства должны предпринимать активные попытки самостоятельно формировать условия для генерации новых вариантов. И сегодня пришла очередь Нью-Дели.
Автор - доцент Центра международной политики, организации и исследований в области разоружения при Школе международных исследований Университета имени Джавахарлала Неру в Нью-Дели.