Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
К санкционному давлению на Россию готовы присоединиться далеко не все сторонники США. В частности, просьбы ввести санкции против России отвергают или хотя бы критикуют в Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке, пишет The Economist.
Когда лидеры двух крупнейших в мире демократий проводили 11 апреля виртуальную встречу, индийский премьер-министр Нарендра Моди одобрительно процитировал про себя президента Байдена: "Демократии способны добиваться желаемого результата". Но когда разговор зашел о конфликте на Украине, он не уточнил, какого именно результата должны добиваться демократии. Обоих лидеров тревожила тяжкая участь украинского гражданского населения. Байден не оставил сомнений в том, на кого он возлагает ответственность за их страдания, а вот Моди говорил не так уверенно. Вместо того, чтобы указать пальцем на Россию, премьер призвал провести "независимое расследование" тех зверств, о которых сообщали из украинского города Буча.
Индия, пожалуй, самая неудобная для Запада страна в его кампании по наказанию российского президента Владимира Путина за его действия на Украине. Она постоянно воздерживается при принятии осуждающих решений и резолюций. Но она отнюдь не одинока. В Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и в Латинской Америке даже давние союзники и сателлиты Америки отвергают ее мольбы и уговоры ввести санкции против России или хотя бы подвергнуть ее критике.
В мире мало стран, действующих столь же беспардонно и разнузданно, как Пакистан. При ныне изгнанном премьер-министре Имране Хане эта страна подписала с Россией торговое соглашение, сделав это вскоре после того, как ООН в марте провела голосование, чтобы осудить российскую операцию и потребовать от Москвы вывода войск. Но многие воздерживаются от открытой критики России и карательных мер против нее из-за коммерческих стимулов, идеологических обязательств, стратегических амбиций, а то и из-за элементарного страха. У Турции, например, есть экономические основания для того, чтобы держаться в стороне. Она покупает у России 45% потребляемого в стране газа, а ее граждане оказались в опасности из-за конфликта. 13 марта турецкий министр иностранных дел заявил, что проводит с Россией переговоры о вывозе десятков турок из украинского города Мариуполя, который лежит в руинах из-за российских обстрелов. Прошел месяц, а многие турки все еще там.
У Индии тоже немало причин избегать ссор с Россией. Она традиционно придерживается нейтралитета в международных конфликтах, для нее стратегическим приоритетом является противостояние с Китаем, и она зависит от поставок российской военной техники. Есть еще один стимул. Сама демократия выдвигает аргументы в пользу выжидательной позиции. Отказывая Америке и Британии, Нью-Дели "дергает льва за хвост", а это по душе внутренней аудитории. По этим причинам, когда руководящему этим глубинным государством и формирующему его внешнюю политику истэблишменту задают вопрос, почему Индия отказывается от союза с Америкой в этом важном для дела демократии деле, правящая верхушка отвечает взглядами, в которых сквозит циничное презрение.
Трудно понять, в какой степени могут ослабить организованный Западом санкционный режим те страны, которые выступают против изоляции России. Когда в ООН рассматривали резолюцию с осуждением российских действий, 40 стран выступили против или воздержались. Наверное, это важнее с точки зрения геополитики, чем экономики. В совокупности на долю этого блока стран приходится четверть мирового ВВП и 20% мирового экспорта. Но они не очень важны для российской экономики. Средний ВВП этих государств в расчете на душу населения составляет около трети среднего общемирового. Это говорит о том, что у них вряд ли увеличится спрос на российский экспорт. Сегодня они закупают примерно четверть от его общего объема. Кроме того, они не в состоянии обеспечить Россию технически сложными товарами и услугами, которые она раньше приобретала на Западе.
Антироссийский альянс позабыл о большом блоке развивающихся странМногие развивающиеся страны считают конфликт на Украине европейской проблемой. Во времена холодной войны 120 стран сформировали движение неприсоединения, чтобы лавировать между СССР и США. Сегодня мировое сообщество вновь разделилось, пишет WSJ.
16.04.202200
На первый взгляд, России в ООН весьма одиноко. Ее операция нанесла мощный удар по самому фундаменту этой организации, по "принципу суверенного равенства всех ее членов", который зафиксирован в уставе. Поэтому страны сплотились и поддержали не только первую резолюцию, но и вторую, где Россия подвергается критике за угрозы гражданскому населению. Первую резолюцию поддержало 141 государство из 193 членов ООН, а вторую 140. На прошлой неделе члены ООН перешли от увещеваний к делу и исключили Россию из Совета по правам человека. Такое случается всего второй раз (в первый раз в 2011 году из совета была изгнана Ливия). А с членом СБ ООН это происходит вообще впервые. Россия перед голосованием предупредила, что даже воздержание будет расценено как недружественный акт, а потом заявила, что сама уходит из совета. "После отставки заявление об увольнении не подают", - отреагировал украинский представитель в ООН Сергей Кислица.
Но с этим голосованием все было намного сложнее: 93 за, 24 против, 58 воздержались. Дипломаты предупреждают, что степень поддержки Украины в мире слабая, равно как и терпение воздержавшихся, которые могут быстро перейти в оппозицию. Воздержание при голосовании указывает на опасения голосующих по поводу того, что антироссийские санкции приведут к росту цен на продовольствие и энергию. Один европейский дипломат резюмировал их точку зрения следующим образом: "Два слона дерутся, а страдают от этого маленькие люди". Он продолжил: "Со многих сторон идут нападки на санкции, и именно это главная проблема, а не агрессор в этом конфликте. Мы должны постоянно с этим бороться, но это идет отовсюду, из Пакистана, из Индии, из других стран".
Другое возражение заключается в том, что Запад зациклился на европейском конфликте, который не очень-то волнует большинство стран мира, и в то же время преуменьшает значимость, а то и игнорирует конфликты и нарушения прав человека в других странах. Таким критикам лицемерная непоследовательность в вопросах международного права кажется характерной особенностью великих держав. "В этом кроется изрядная доля того, что можно назвать перекладыванием вины на других", - говорит Ричард Гоуэн (Richard Gowan) из Международной кризисной группы (International Crisis Group).
Нежелание богатых стран вносить свой вклад в борьбу с климатическими изменениями, а также медленное и неравномерное распространение вакцин от COVID-19 уже привели в последние годы к усилению движения неприсоединения, как называют объединение государств, которые в годы холодной войны придерживались нейтралитета. "Последние два года я наблюдаю в ООН одну основополагающую тенденцию, которая состоит в том, что многие страны глобального юга все чаще координируют свои действия, выступая с критикой в адрес Запада", - говорит Гоуэн. Он продолжает: "Эти страны намного более сплочены и целеустремленны, чем в первые годы после окончания холодной войны".
India Narrative (Индия): почему многие в Индонезии и Юго-Восточной Азии поддерживают Россию в конфликте с Украиной?Реакция азиатских социальных сетей на украинский конфликт оказалась в основном пророссийской. Причины? Это и сильный антиамериканский и антизападный настрой в обществе, и презрение к Западу, и симпатии людей к "сильным" лидерам, пишет India Narrative.
19.03.202200
Во многих странах Ближнего Востока, а также в Турции озабоченность Запада украинским суверенитетом считают лицемерием и проявлением своекорыстия, особенно в свете американской войны в Ираке и натовских бомбардировок Ливии в 2011 году, когда был свергнут ее диктатор Муаммар Каддафи. Теплый прием, оказанный Европой украинским беженцам, резко контрастирует с ее отношением к сирийцам, и это вызывает возмущение в арабских странах, которые уже давно озабочены европейским двуличием. Удивляет то, что даже вассалы США считают себя вправе поступать вопреки пожеланиям и просьбам Америки.
Некоторые дипломаты были ошеломлены, когда иракский представитель в ООН воздержался при голосовании по резолюции с осуждением операции, сославшись на "исторический контекст". Это был явный выпад в адрес Америки и ее вторжения, хотя именно ей этот дипломат обязан своей должностью. Даже Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, у которых весьма слабые связи с Россией, и те посчитали, что в единстве с Западом больше минусов, чем плюсов. Они не хотят ссориться с важным партнером по ОПЕК, который сотрудничает с ними, помогая поддерживать на должном уровне нефтяные цены. Более того, они усматривают в этом возможность подать сигнал. Они хотят получать от Америки больше помощи в решении проблем в своем регионе. Это запускаемые из Йемена ракеты и беспилотники, это пользующиеся поддержкой Ирана боевики, которые устраивают кровопролитие от Бейрута до Багдада. "Если вы не за нас, то и мы не будем за вас", - сказал один официальный арабский представитель. На Ближнем Востоке только Израиль и Ливия проголосовали за исключение России из СПЧ. Страны Персидского залива воздержались, и это вызвало острое разочарование у западных дипломатов.
Российская пропаганда в этом регионе подстегивает недовольство Западом. Российские государственные СМИ, такие как арабская служба RT и турецкая редакция Sputnik, весьма популярны, а в российском МИДе немало кадровых дипломатов, которые свободно говорят по-арабски в отличие от западных коллег. "Всякий раз, когда я включаю телевизор, какой-нибудь русский там приводит доводы в пользу войны", - говорит один западный дипломат, работающий в Иордании. Крупные арабские каналы, чьи репортеры работают на Украине, не стесняются рассказывать об ужасах войны, но их репортажи зачастую перемежаются с пророссийскими и антизападными материалами. В прошлом месяце канал Sky News Arabia из ОАЭ рассказал о том, как "двуличные" западные страны пытаются "демонизировать" Путина.
Враг моего псевдодруга
За исключением неизменных российских сторонников, таких как Куба, Никарагуа и Венесуэла, страны Латинской Америки поддержали две первые резолюции ООН с осуждением России за проводимую ею операцию. Но некоторые, в том числе, Бразилия и Мексика, заартачились, протестуя против изгнания России из СПЧ. Кроме того, в Латинской Америке мало желающих поддержать санкционный режим. Подавать сигналы о своей независимости от Запада – это старая латиноамериканская игра, в ходе которой некоторые государства стремятся создать противовес власти и влиянию Америки в Западном полушарии, и ради этого "расстилают красную ковровую дорожку для врагов США", сказал Бенджамин Гедан (Benjamin Gedan) из аналитического Центра Вильсона. В начале февраля президент Аргентины Альберто Фернандес одобрил эту стратегию, обедая в Москве с Путиным как раз в тот момент, когда шло сосредоточение российских войск в рамках подготовки к вводу на Украину. Говоря о Международном валютном фонде, Фернандес заявил: "Я решил, что Аргентина должна ликвидировать свою зависимость от фонда и от США. Она должна открыться навстречу другим странам, и России в этом принадлежит очень важное место".
С началом операции России очень трудно поддерживать такое отношение к себе. В конце марта министр иностранных дел Сергей Лавров заметил, что есть страны, "которые никогда не согласятся с существованием глобальной деревни под руководством шерифа из Америки". Сославшись на Аргентину, Бразилию, Мексику и ряд других государств, он добавил: "И я думаю, что эти страны не "возьмут под козырек", если дядюшка Сэм скажет им что-то сделать". 5 апреля Россия включила Аргентину в свой список из 52 дружественных стран, с которыми она возобновит прямое авиационное сообщение. Тем не менее, Аргентина, председательствующая в Совете по правам человека, проголосовала за исключение России.
Бразильский президент с диктаторскими наклонностями Жаир Болсонару не скрывает своего восхищения Путиным и его "мужскими качествами". В феврале Болсонару также нанес визит в Москву и высоко оценил отношения между двумя странами, назвав их "более чем идеальным браком". Очевидно, что этот брак удобряется … удобрениями. Бразилия тоже осудила российскую операцию, но с тех пор Болсонару неоднократно заявлял, что не может разорвать связи с Россией из-за "священной" важности для Бразилии импортных удобрений, более 20% которых она закупает в России. Теперь Болсонару говорит, что Бразилия сохранит нейтралитет в этом конфликте. Такая позиция находит понимание у его политических оппонентов и поддержку в обществе, на что указывают результаты опросов общественного мнения. Мексика тоже осудила ввод российских войск, но она издавна придерживается политики невмешательства и имеет привычку игнорировать события, происходящие вдали от ее границ. Не на пользу и то, что президент этой страны Андрес Мануэль Лопес Обрадор мало заботится о демократии. Он также подыгрывает своей партии левого толка, члены которой после начала российской спецоперации создали организацию дружбы с Россией.
Самые откровенные симпатии Россия находит в Африке. Почти половина африканских стран (25 из 54) воздержалась при первом голосовании в ООН или не явилась на него. История колониализма отбивает у них охоту поддерживать политику Запада. Но есть и другие страны, которые поддерживают Россию по причине усиливающейся близости с ней. Это можно сказать о Южной Африке, которая является крупной демократией и отмахивается от призывов Запада к единству. Она воздержалась при всех голосованиях в ООН.
Многие страны юга Африки видят в России преемницу Советского Союза, который вооружал и обучал партизанские армии, воевавшие с колониальными державами и режимами, проводившими политику сегрегации. Такой ностальгией можно отчасти объяснить крен ЮАР в сторону России при президенте Джейкобе Зуме в период с 2009 по 2018 год. Но отношения ЮАР с Западом ухудшились и из-за бомбардировок Ливии. В 2015 году лидеры Африканского национального конгресса опубликовали внешнеполитический документ, в котором выразили сожаление в связи с распадом Советского Союза, потому что это событие "полностью изменило соотношение сил в пользу империализма", то есть, Америки и Запада.
Поставки оружия
С уходом Зумы с поста президента (сейчас его судят за коррупцию) страсть АНК к России не остыла. Президент Сирил Рамафоса озвучивает кремлевские тезисы, утверждая, что это НАТО несет ответственность за российско-украинский конфликт из-за своего продвижения на восток. Он также критикует западные санкции против России. Одна из причин такой критики – финансовый интерес. Объем товарооборота между двумя странами незначителен, но Россия стала для ЮАР вторым по величине рынком яблок и груш, и четвертым – цитрусовых. Суда под российским флагом не пускают в порты Европы и Америки, но грузовое судно "Василий Головин" 4 апреля пришвартовалось в порту Кейптауна. ЮАР также хочет подписать соглашение с российским государственным газовым гигантом "Газпромом" о закупке газа на сумму два миллиарда долларов в год.
В других частях Африки оказываемая России поддержка стала следствием успешного распространения ее влияния за счет поставок оружия и отправки туда наемников. Российских солдат удачи видели в пяти из 17 стран Африки, которые воздержались при первом голосовании в ООН: это Центральноафриканская Республика, Мадагаскар, Мали, Мозамбик и Судан. Многие другие воздержавшиеся или не явившиеся на голосование являются покупателями российского оружия. Среди них Алжир, Ангола, Судан и Уганда, о чем свидетельствуют данные Стокгольмского института исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute). Страна гулагов Эритрея вошла в пятерку стран, которые 2 марта проголосовали вместе с Россией.
Конфликт продолжается, и Западу все чаще придется отвечать на вопрос, насколько активно он может использовать свои рычаги влияния и подталкивать к решительным действиям тех, кто занял выжидательную позицию. Некоторым странам можно пообещать, что они получат возможность улучшить свои отношения с Западом. Так можно поступить с Пакистаном, особенно сейчас, когда Хан лишился своего поста после того, как ему вынесли вотум недоверия. Торговля с Россией не имеет большого значения для Пакистана, а его вооруженные силы, которые всем заправляют в этой стране, все больше недовольны серьезной и постоянно усиливающейся зависимостью от Китая.
Начальник штаба пакистанской армии генерал Камар Баджва (Qamar Bajwa) в последнее время делает неожиданные примирительные заявления в адрес Запада. Выступая 2 апреля с речью, он призвал Пекин урегулировать пограничные споры с Индией, а затем сказал, что российскую спецоперацию против Украины ничем нельзя оправдать и нужно немедленно прекратить. Он также отметил, что небольшая страна может защитить себя, обладая более крепким моральным духом и по-умному применяя простую технику. Это было косвенное указание на борьбу Пакистана с соседней Индией, которая намного сильнее и крупнее.
Рычагов влияния на Индию у Запада еще больше. Российский ВВП в два раза меньше индийского, и на долю России приходится всего один процент торговли этой страны. Торговля с Западом неизмеримо важнее для нее, как и связи с Америкой через людские обмены. В соответствии с законом о санкциях против стран, осуществляющих "значительные коммерческие операции" с Россией, Америка в 2018 году ввела карательные меры против Китая, а в 2020-м против Турции за приобретение зенитно-ракетных комплексов С-400. Индия тоже купила эту систему, но администрация Байдена пока обходит стороной вопрос о том, будет ли она применять свой закон против Нью-Дели. Госсекретарь Энтони Блинкен, отвечая на вопрос о санкциях на пресс-конференции, проведенной 11 апреля после встречи между американскими и индийскими официальными лицами, сказал, что решение об этом пока не принято. Между тем, Индия не просто воздерживается от критики в адрес России, но и увеличивает закупки российской нефти.
Стратегия Байдена явно заключается в заигрывании с Индией, а не в давлении на нее, поскольку второй подход оказался практически безрезультатным. Когда министра иностранных дел Субраманьяма Джайшанкара (Subrahmanyam Jaishankar) спросили, почему Индия не желает уменьшать свою зависимость от России, тот саркастически поблагодарил репортеров за "советы и предложения", а затем резко ответил: "Поверьте мне, мы имеем четкое представление о том, в чем заключаются наши интересы, и как их защищать и отстаивать".