Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Вводить или не вводить санкции против России ― для Сербии это не вопрос поддержки спецоперации на Украине, пишет "Политика". Белград не обязан согласовывать такие решения с кем бы то ни было. Требование бросить свой маленький камень в Россию ― страшная ирония и унижение, ведь требуют это те, кто нанес Сербии огромный урон в 90-е.
Нет, Сербия не должна поддерживать санкции Европейского Союза, направленные против России, как и не должна была унижаться, по-тихому вводя санкции против Белоруссии. Санкции ― инструмент войны. Часто они сокрушительнее бомб, а Сербия не воюет с Россией, как не воюет она и с Белоруссией. Сербия не член Европейского Союза и даже не кандидат с реальной перспективой и поэтому не должна чувствовать себя обязанной следовать карательной политике этого объединения.
Сербия относится к тем, кто противится введению санкций, и исходит из того, что Россия ― исторический союзник и дружественная страна, единственный защитник Сербии в Совете безопасности ООН. Россия ― важный фактор отечественной энергетической безопасности. На аргументы подобного рода возразить нечего. У них есть свои красноречивые сторонники, и значительная часть общественности хорошо понимает эти аргументы.
Но какой бы важной и правдивой ни была эта аргументация, она все же скрывает глубину проблемы и сложность дилемм, связанных с политикой санкций. В мире суровой реальной политической торговли упомянутые аргументы, как минимум подсознательно, непринципиальны. Исходя из этих аргументов, кто-то может прийти к выводу, что не случилось бы ничего страшного, если бы Сербия поддержала санкции в тех областях, которые не представляют для нее особого политического и экономического интереса. Вероятно, этим объясняется и вялая реакция общественности на санкции против Белоруссии. Следуя этой торгашеской логике, Сербия могла бы без колебаний ввести санкции против Ирана, Венесуэлы, Сирии и Кубы, если завтра кто-нибудь ее к этому вынудит.
Санкции ― это жестокий, циничный инструмент, которым разрушаются государства, их экономики и жизни их граждан, причем во имя демократии и гуманности. Ими всегда пользуются избирательно, бездушно и безжалостно в обход правды и принципов. Если другие государства в гуманитарном и даже миротворческом экстазе могут рассказывать, что не понимают, как действуют санкции, и в чем их подлинная цель, то Сербия не может сказать, что не знает этого.
Вспомним ненадолго последствия санкций против Югославии (Сербии и Черногории) в 90-е годы прошлого века. Санкции Совета безопасности, за которые проголосовала также убогая ельцинская Россия, уничтожили экономику Сербии и подготовили почву для распродажи государственных богатств в первые десятилетия XXI века. При этом санкции раздавили значительную часть среднего класса и разрушили социальную ткань общества во всех его сегментах. Экономические последствия санкций намного тяжелее экономических последствий бомбардировок 1999 года.
Президент Сербии Александр Вучич отверг антироссийские санкцииСербский лидер выступил в защиту ракетной сделки с Китаем и пообещал "гарантировать" мир на Балканах, пишет FT. При этом чиновники в Брюсселе опасаются занимать в отношении Белграда жесткую позицию, чтобы не сыграть на руку Москве и Пекину.
21.04.202200
За время санкций ВВП Сербии уменьшился вдвое. Такого спада ВВП не случалось ни за одну войну. Государство относительно быстро оправилось от последствий бомбардировок, но не от долгосрочных последствий санкций. ВВП Сербии на душу населения только сегодня возвращается на уровень начала 90-х. Сербия потеряла 30 лет развития и сегодня является одной из беднейших стран Европы, а санкции сыграли в этом первейшую роль. Вину за санкции на "режим Милошевича" сваливают те, кто ищет дешевых оправданий, прислуживая сразу и правым, и левым либо по глупости, либо по расчету.
Санкции против России весьма серьезны, и тем не менее они мягче тех, которые навязали Сербии, и с которыми сталкиваются или сталкивались другие малые страны. Благодаря энергетической и продовольственной самодостаточности, благодаря положению ключевого энергетического поставщика Европы и благодаря тому факту, что большая часть мира не поддержала западные санкции, Россия к ним более устойчива. Если они и повлекут тяжелые последствия для экономики, то преимущественно в результате ошибок российской правящей элиты.
Но давайте вернемся к Сербии. Если Сербия сегодня под давлением Запада введет санкции против России, то завтра она может их ввести и против Китая или еще кого-нибудь. В конце этого пути может случиться так, что Сербия введет санкции и против Республики Сербской. Западным гуманистам хватит причин и методов, чтобы посильнее надавить на Сербию, если потребуется. Правда, это был бы не первый раз, когда Сербия под давлением ввела бы санкции против "своих" на Дрине.
В заключение скажу, что вводить или не вводить санкции против России не вопрос поддержки российской политики и не вопрос поддержки российской стороны в украинском конфликте. Решение о санкциях должно быть принципиальным и суверенным решением Сербии. Сербия не должна согласовывать решения подобного рода с кем бы то ни было. Требование, чтобы Сербия бросила свой маленький и незначительный камень в Россию, ― страшная ирония и унижение, тем более что этого требуют те, кто нанесли Сербии огромный урон в 90-е. Государство, которое пережило травму санкций так, как Сербия, должно вписать в свои законодательные акты, а также в конституцию статью, согласно которой никогда не введет санкций против кого бы то ни было, с какой стороны на нее ни давили бы.
Автор ― экономист