Глобальному рынку нефти пришел конец

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На мировом рынке нефти произошел раскол, пишет National Review. С одной стороны оказались богатые страны, а с другой — бедные. Всё дело в российской нефти, которая сейчас торгуется с огромной скидкой, объясняет автор статьи.
Джозеф Салливан (Joseph W. Sullivan)
Неужели российская спецоперация на Украине означает начало новой холодной войны? На этот счет у экспертов нет единого мнения. Однако цены на нефтяном рынке отвечают на этот вопрос более однозначно, и их ответ – да.
После окончания холодной войны независимая Россия стала неотъемлемой частью глобальных нефтяных рынков, включая Запад. Не считая нескольких исключений – а именно санкций, призванных вытеснить Иран и Венесуэлу с глобального нефтяного рынка, – стало возможным говорить о едином глобальном нефтяном рынке.
Это вовсе не значило, что тогда была единая цена на нефть. Цена всегда варьируется в зависимости от сорта нефти. К примеру, тяжелая кислая нефть, главным образом нефть из нефтеносных песков Канады, торгуется дешевле, чем легкая сладкая нефть. Это связано с тем, что ее сложнее перерабатывать. Однако цены на разные сорта нефти обычно находятся в довольно тесной взаимосвязи. Если не учитывать этот факт (и действие санкционных режимов), а также ряд различий, обусловленных в первую очередь транспортными расходами, источник нефти не имел значения, когда речь шла о цене.
Существование единого рынка нефти в некотором смысле является воплощением господства глобализации на сырьевом рынке. Чтобы этот рынок оставался единым, необходимо, чтобы национальные границы не мешали движению потоков нефти, в основе которого лежит закон спроса и предложения. Разумеется, по упомянутым выше причинам закон единой глобальной цены был лишь приблизительно применим к нефтяному рынку в том его виде, в котором он существовал с момента окончания холодной войны и до февраля 2022 года, однако это вовсе не умаляло значимость существования рынка, который можно было назвать по-настоящему глобальным. Но так было раньше.
Европейские правительства ищут альтернативу в энергетикеЕвропа долгие годы покупала дешевый российский газ, но после событий на Украине она активно ищет ему альтернативу. Многие гонятся за СПГ, однако это не самая лучшая замена, пишет Milliyet. Автор называет единственный способ избавиться от зависимости от российского газа.
Сегодня нефть марки Urals – своего рода эталонный сорт российской нефти – продается более чем на 30 долларов дешевле, чем нефть марки Brent, которая во всем мире считается эталонной (это гораздо более заметная скидка по сравнению с теми незначительными различиями, которые фиксировались в недавнем прошлом). Между тем иранская нефть продается всего на 2–5 долларов дешевле. Во многом такую заметную разницу в цене между нефтью марки Brent и российской нефтью можно объяснить произвольными "санкциями" со стороны участников рынка, поскольку расхождения в ценах стали проявляться еще до того, как Запад ввел свои самые жесткие санкции. Таким образом, по своему характеру и масштабам крах глобализации на нефтяном рынке отличается от всего того, что мы наблюдали с момента окончания холодной войны.
По одну сторону от этого нефтяного раскола находятся богатые западные страны, которые способны платить больше денег, чтобы не покупать нефть у России. По другую сторону оказались бедные страны, а также Россия и Китай. Эти страны не могут позволить себе отказаться от предлагаемой Путиным скидки.
Скорее всего, Индию можно рассматривать как предвестника того, что может ожидать нас впереди. Хотя западные правительства попросили ее этого не делать, Индия сейчас покупает больше российской нефти, потому что она намного дешевле альтернатив. С момента начала российской спецоперации компания Reliance Industries, одна из крупнейших в мире корпораций и одно из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий в Индии, заказала 15 миллионов баррелей российской нефти. При нынешних ценах переход Индии на российскую нефть позволит ей сэкономить 40 миллиардов долларов в год – это 1,5% ее ВВП. Для сравнения, как сообщает Бюджетное управление конгресса, 1,5% от ВВП – это типичный размер дефицита американского федерального бюджета в условиях "относительно сильной" экономики.
Отказ от такой возможности сэкономить средства – это акт самобичевания, который бедные страны мира не могут себе позволить. Однако соблазну покупать нефть у "российского медведя" готовы поддаться не только развивающиеся страны, которые, как и Индия, сейчас столкнулись с такими же стимулами для сохранения "нейтралитета", с какими они сталкивались в эпоху холодной войны. Только после того, как решение Shell о покупке российской нефти со скидкой вызвало всеобщее бурное негодование, этой компании пришлось пообещать бойкотировать российскую нефть. Тем не менее, у российской нефти до сих пор остается несколько покупателей в Западной Европе.
Многие эксперты уже высказали свою точку зрения касательно новой холодной войны. Однако мировой энергетический рынок уже раскалывается на две части, и, будьте уверены, последствия этого раскола выйдут далеко за рамки рынков энергоносителей.
Джозеф Салливан работал в Консультативном экономическом совете при Белом доме в качестве специального советника председателя и штатного экономиста с 2017 по 2019 год.
Обсудить
Рекомендуем