Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Французские экономисты пытаются подсчитать, во сколько среднему жителю ЕС и среднему россиянину обойдутся взаимные санкции из-за конфликта на Украине, пишет аналитический сайт "Атлантико". Издание берет интервью у автора исследования, и он весь горит желанием отдать свои 250 евро на сдерживание России. Такой вот идеологический энтузиазм.
Мы знакомим вас с результатами исследования, проведенного Франсуа Ланго, преподавателем экономики в Университете Ле-Мана, Франком Малербе, преподавателем экономики в Национальной школе статистики и экономического администрирования (ENSAE Paris), Риккардо Норбиато, доцентом Политехнической школы, и Фабьеном Трипье, преподавателем экономики из Университета Париж-Дофин.
Atlantico: Вы только что опубликовали исследование об экономических издержках торговых санкций для России и объясняете, насколько важно единство европейцев в этой битве. Какова сегодня цена санкций?
Франсуа Ланго: Цена санкций, введенных против России, будет очень высока, если они коснутся нефти и газа: потеря дохода для среднего россиянина составит 2,3%. Для среднего европейца в относительном выражении потери будут меньше – 0,7% его обычных расходов. (Отметим, что поскольку жителей ЕС в три раза больше россиян, а зарабатывают они в среднем более высокие зарплаты, получается, что в абсолютном выражении потери для ЕС выше – прим. ИноСМИ.) Для других регионов мира, например, для США и Китая, менее зависимых от России, эмбарго не войдет в число расходных статей. Прекращение импорта российского газа и нефти не является проблемой для США, потому что американцы сами могут добывать и экспортировать энергоносители.
Некоторым странам может даже быть выгодно антироссийское эмбарго. Канадцы, например, выиграют, потому что Соединенные Штаты потребуют от них больше электроэнергии для снабжения восточного побережья. Американцы смогут продавать европейцам больше сжиженного газа. Когда вводится эмбарго, проигрывают не все. Если Россия окажется в изоляции, ее место на мировом рынке займут другие стрпаны.
— Помогут ли многочисленные формы согласования действий западных стран снизить негативные последствия от введения санкций?
— Если санкции будут согласованы, это все равно обойдется европейцам в 0,7% их национальных расходов. Если другие страны введут санкции против России, это ограничит ее возможности находить новых покупателей за рубежом. Наша задача – чтобы Россия больше не могла продавать газ в Европе. Так что, если мы все скоординируемся и ограничим наши закупки у России, наша борьба будет намного эффективнее. Россия зарабатывает деньги, потому что каждый день продает европейцам энергоносители на миллионы евро. Если мы ограничим ее экспорт, ей будет сложнее финансировать ее военные расходы. Поэтому необходимо применять санкции в глобальном масштабе – отсекать Россию повсюду.
Стоимость одного дня российской спецоперации эквивалентна цене ежедневного потребления российских газа и нефти, купленных Европой. То есть, каждый день Европа платит России ровно столько денег, чтобы России хватило на ее спецоперацию на Украине. Чтобы остановить Путина, нам придется напрячься. Будет трудно, но нужно прекратить финансирование его военных расходов.
— Во что обходятся гражданам эти санкции?
— На данный момент США применяют санкции в отношении энергетических и финансовых операций. Европейцы ввели санкции в отношении финансовых операций и угля, что было легко сделать. Если мы планируем принять санкции, которые обойдутся нам дороже, мы должны понимать, насколько французы готовы понизить свою покупательную способность, чтобы сорвать планы России. Эти потери могут составить 250 евро на европейца в год. Думаю, каждый из нас должен выложить эти деньги из кармана ради спасения многих жизней.
— Какой сектор пострадает больше других? Энергетика?
— Энергетика — это сектор, который держит Россию на плаву в финансовом отношении. Поэтому мы должны воздействовать на этот сектор, потому что половина российского энергетического экспорта поступает в Европу (и дает 8,5% российского ВВП). Россия не сможет долго жить без доходов, поступающих из Европы.
Сегодня в Европе нет единства, и мы не можем сравниться по уровню участия в принятии санкций с британцами. Европейцы применяют санкции после британцев, поэтому Европейский Союз косвенно, не желая этого, возмещает России часть ее военных расходов. Посмотрите, какая огромная асимметрия! Немецкие и французские политики говорят, что население европейских стран пострадает от санкций больше, чем Россия. Но этот аргумент не соответствует действительности. На самом деле потеря покупательной способности россиянина будет в 4 раза выше, чем у жителя ЕС. Распространение подобной ложной информации в обществе вызывает страх и оправдывает наше нежелание применять санкции, которые ударят по нам, но по среднему россиянину ударят больше. Потеря 250 евро в год не является катастрофой, учитывая, что это поможет остановить конфликт и продемонстрировать европейскую солидарность.