Чешская промышленность с опаской глядит на Россию. Без газа многие отрасли не обойдутся

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Чешская промышленность потребляет огромное количество газа, а альтернативные источники энергии для них ― отдаленная перспектива, пишет iDNES. Стекольные, химические производства, пекарни и заводы по производству извести столкнулись с резким ростом цен на топливо. Но если газовые вентили со стороны России закроются, промышленные предприятия не смогут работать.
Сара Мазухова (Sára Mazúchová)
Более 28% чешского потребления газа приходятся на промышленность. Больше всех его потребляют заводы по производству неметаллических материалов, например извести или стекла.

Стекольные заводы

"Температура в стеклоплавильной печи при варки стекла достигает примерно 1 450 градусов Цельсия, и поэтому газа потребляется огромное количество. Когда мы плавим, мы потребляем примерно 20 мегаватт-часов газа в день, что приблизительно равно потреблению семейного коттеджа в год", ― говорит Петр Новосад, директор стекольного завода Sklárny Novosad, который гордится званием самого старого стекольного завода, из работающих в мире.
Еще в прошлом году завод потреблял газ по фиксированной цене 450 крон за мегаватт-час, а в августе 2021 года поставщик предложил заводу газ за 950 крон. "Мы покрутили у виска: невозможно, чтобы цена подскочила в два раза. Мы решили подождать, когда цены спадут", ― рассказывает Новосад. Но началась осень, и цены выросли до двух тысяч крон за мегаватт-час.
"И снова мы решили еще немного подождать и продержаться, подумав, что с концом отопительного сезона цены точно снизятся. Но мы же не подозревали, что случится на Украине", ― рассказывает Новосад. С лета прошлого года компания получает газ по текущим ценам спотового рынка. "Обычно мы платим за газ около полумиллиона в месяц, а сейчас мы заплатили более двух с половиной миллионов крон без налогов только за март", ― делится Новосад.
Компании пришлось взять деньги из резервов и повысить цены на продукцию. Пока заказчики завода, преимущественно зарубежные, с пониманием относятся к этому шагу. В ближайшее время, по словам Новосада, отказаться от природного газа нельзя. "Если мы захотим перейти на электричество, нам придется полностью изменить конструкцию печей. Это обойдется в несколько миллионов, если не десятков миллионов крон", ― подчеркивает директор завода.
Покупатели спешат: грядет новое подорожание. Что больше всего повышает стоимость древесины и ДСП? (Lidovky, Чехия)На рынке Чехии ощущается острый дефицит древесины и ДСП, пишут Lidovky. Россия, Украина и Белоруссия были крупнейшими экспортерами. Сейчас цены растут, а материалов нет.

Известковые заводы

От газа также зависит работа отечественных известковых заводов. Как отмечает исполнительный секретарь Союза производителей извести ЧР Лукаш Першка, средняя печь, в которой используется газ для получения извести, потребляет примерно 200 гигаватт-часов газа в год. Этого объема хватило бы, чтобы отапливать дом на одну семью десять тысяч лет. Газ ― одна из главных статей расходов компаний, которые занимаются производством извести, а сейчас эти расходы только растут.
"В зависимости от типа печи и свойств известняка как сырья доля расходов на газ долгое время колебалась в районе 30 ― 40%, а сейчас это 55 ― 65% от общих расходов", ― говорит Першка.
Специалист подчеркивает, что производители извести являются неотъемлемым поставщиком некоторых предприятий критической инфраструктуры, например электростанций и ТЭЦ. Без низ невозможен процесс обессеривания. Он сокращает количество выбросов, выделяемых угольными электростанциями и ТЭЦ. Известковые заводы также являются важным поставщиком для станций питьевой воды и водоочистительных сооружений. Кроме того, они поставляют свою продукцию пищевой и аграрной промышленности, а также производителям лекарств.
"Снижение производства извести в условиях, когда в ней нуждаются объекты критической инфраструктуры, серьезно пошатнет безопасность государства, обеспечение базовых жизненных потребностей населения, негативно скажется на здоровье людей и экономике государства", ― полагает Першка. Он напоминает, что, несмотря на то, что производители извести играют чрезвычайно важную роль, согласно нынешнему законодательству, они относятся к категории тех производств, которые будут первыми отключены от газа, если Россия прекратит его поставки в Чехию.

Пекарни

"Пекарня ― это одна огромная печь, которая на 90% работает за счет газа", ― говорит Богумил Главаты, исполнительный директор Союза пекарей и кондитеров. "Три недели назад мы в Продовольственной палате провели опрос среди пекарен. Выяснилось, что в среднем газ для них подорожал по сравнению с прошлым годом на 300%", ― говорит он и отмечает, что пекари уже столкнулись с подорожанием и в других сферах.
Подорожал не только газ, но и зерно. Причина та же ― вооруженный конфликт. Доля России и Украины в общемировом экспорте зерна достигала более 30%.
Сейчас, по словам Главатого, у большинства пекарен заканчиваются договоры с фиксированными ценами, которые заключались весной прошлого года. Тогда цены держались низко. У многих эти договоры закончились еще осенью, когда цены начали резко расти. "Еще одна проблема в том, что многие поставщики энергии не хотят работать с предприятиями, потребляющими много энергии. Их вынуждают подписывать договоры по биржевым ценам, что, конечно, катастрофа", ― утверждает Главаты.
"Представьте. Одна средняя пекарня в Западной Чехии платила по старому договору около 17 тысяч крон за газ в день. Сейчас они платят 186 тысяч крон в день. Раньше годовой счет за газ не превышал пяти ― шести миллионов крон, а теперь это 58 миллионов. При этом годовой оборот пекарни 350 миллионов крон", ― рассказывает Главаты.
Чтобы смягчить последствия резкого роста цен, пекарня в Западной Чехии, как говорит Главаты, отказалась от производства рогаликов и хлеба. Это продукты с самой низкой добавленной стоимостью, которые и раньше были неприбыльными и даже убыточными.
По словам Главатого, печь без газа большинство пекарен сейчас просто не в состоянии. Электричества на рынке мало, и оно дорогое, а при выпечке его потребляется очень много. Некоторые пекари подумывают о котлах на щепе, которые подогревали бы термомасло, разогревающее, в свою очередь, печь. Однако для таких изменений несколько недель недостаточно. Кроме того, подобное решение не подходит для всех типов выпечки.
"Масло используется для печей, где рогалики едут на конвейере, а температура остается постоянной все время. Но есть такие виды выпечки, когда нужно быстро повысить и быстро снизить температуру, и без газа или теоретически электричества это невозможно", ― подытоживает Главаты.
Lidovky (Чехия): "Кончились кирпичи, кончились скидки". Конфликт взял эстафету у коронавируса и делает дороже стройки, а кроме того, трудно найти материалыСтроительство дома в Чехии превратилось в настоящую авантюру, пишут Lidovky. Цены на материалы взлетели вверх, а те из них, которые импортировали из России и Украины, исчезли вообще. Раздобыть даже обычные кирпичи и доставить их на стройку становится весьма непростой задачей.

Химическая промышленность

Серьезная угроза нависла над химической промышленностью, где природный газ используется не только как источник энергии, но и как сырье для производства. Повышение цен на себе ощутила компания Draslovka, которая производит цианистый водород и его производные. Упрощенно говоря, его получают из аммиака, природного газа и воздуха. При этом главное сырье при получении аммиака ― тоже природный газ.
У компании есть возможность сравнить текущую ситуацию в Европе с Соединенными Штатами, поскольку она владеет заводом в Чехии и в американском Мемфисе. Примерно два месяца назад, когда начались боевые действия на Украине, Draslovkaплатила в Европе за газ в 12 раз больше, чем в США. Теперь цена газа в ЕС остается выше заокеанской в четыре раза.
"Мы уже давно не верили, что в ЕС будет дешевое сырье и газ, и поэтому мы расширялись в Соединенных Штатах и Африке. Сегодня в США мы производим в пять раз больше, чем в Европе. Благодаря этому мы сохраняем стабильность даже при такой обстановке в Европе", ― говорит глава Draslovka Павел Бружек.
"Из цианистого водорода мы получаем, в частности, цианид натрия ― химическое соединение для добычи золота. Мы отправляем его в основном на экспорт, сталкиваясь с тем, что сейчас мы практически неконкурентоспособны по сравнению с другими производителями и даже с нашим американским заводом. Сейчас мы сократили производство цианида натрия и стараемся по максимум переориентироваться на продукцию с высокой добавленной стоимостью", ― говорит Бружек.
Предприниматель предупреждает о последствиях подорожания входного сырья в химической промышленности для экономики. По его словам, упомянутый аммиак ― незаменимое сырье для азотных удобрений, без которых большинство современных базовых культур не вырастут.
"Азотные удобрения играют важную роль наряду с другими удобрениями при выращивании сельскохозяйственных культур. Аммиак закупался по 400 евро, а сейчас он стоит 1600 евро. Последствия в виде роста цен на удобрения катастрофические. Многие производители аммиака и удобрений из него сейчас остановили или значительно ограничили производство в ЕС. Одно дело ― дорогой аммиак для цианистого водорода, а другое дело ― нехватка удобрений или их значительное удорожание, которое скажется на ценах продовольствия. Тут я вижу намного большую проблему", ― отмечает Бружек.
Когда азотные удобрения не используются, некоторые культуры дают на 30% меньше урожая", ― добавляет глава компании Draslovka.
Обсудить
Рекомендуем