Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
С возрастом риск развития деменции растет. Забывчивость и рассеянность могут стать первыми признаками этого заболевания. Результаты нового исследования показали, что появление одного ощущения может предшествовать ухудшению памяти, которая является одним из главных симптомов болезни Альцгеймера – самого распространенного вида деменции
Адам Чапман (Adam Chapman)
Деменция – это термин для обозначения целого ряда симптомов, связанных с ухудшением работы мозга, таких как потеря памяти. Многие из нас этого боятся: если мы забываем имя человека или не можем вспомнить, куда положили ключи, нам становится страшно, хотя это вполне может оказаться ложной тревогой. Тем не менее, в рамках нового исследования, результаты которого были опубликованы в журнале Alzheimer's and Dementia, ученым удалось выявить один четкий индикатор болезни Альцгеймера, который может предшествовать потере памяти, – и это ощущение ее ухудшения.
Когда людям кажется, что их память или мыслительные способности ухудшаются несмотря на то, что результаты тестов этого не подтверждают, в медицине это называется "субъективным когнитивным нарушением" (СКН).
Люди с СКН жалуются на снижение когнитивных функций, которое вызывает у них серьезную тревогу, но которое не поддается объективному измерению в помощью существующих методов, как объяснил профессор Фрэнк Йессен (Frank Jessen), сотрудник Германского центра нейродегенеративных заболеваний и директор факультета психиатрии в Кельнском университете, принимавший участие в этом исследовании.
Ученые пришли к выводу, что СКН действительно является фактором риска, но при этом его нельзя считать однозначным предвестником приближающейся деменции.
"У многих людей с СКН прогрессирующих ухудшений когнитивных функций не наблюдается. Чтобы более точно определить степень риска в каждом конкретном случае, необходимо учитывать и другие факторы, – подчеркнули авторы исследования. – Нам удалось выявить эти факторы. Если в дополнение к СКН у пациента вывляется накопление определенных белков в клетках головного мозга, тогда это можно считать убедительным признаком развивающейся болезни Альцгеймера".
Такой вывод ученые сделали на основании данных долгосрочного исследования под названием DELCODE, проведенного Германским центром нейродегенеративных заболеваний, который включает в себя 10 исследовательских площадок по всей Германии и сотрудничает с несколькими университетскими больницами.
В рамках исследования на протяжении нескольких лет ученые ежегодно подробно фиксировали изменения когнитивных функций почти 1000 пожилых мужчин и женщин.
Это делалось посредством специально разработанных тестов, позволяющих оценить нейропсихологическое состояние пациентов.
Помимо этого, ученые проводили анализы спинномозговой жидкости многих участников исследования, а также МРТ-исследования их головного мозга.
Затем профессор Йессен и его коллеги проанализировали данные по каждому пациенту, собранные за период продолжительностью до пяти лет.
Средний возраст участников исследования составил около 70 лет. Изначально участников набирали из числа пациентов специализированных клиник памяти при университетских больницах, а также через объявления в газетах.
Среди участников было более 400 человек с СКН на момент включения в исследование и около 300 человек с выраженными симптомами когнитивных нарушений, вызванными болезнью Альцгеймера.
Кроме того, среди участников было более 200 человек, чьи когнитивные функции вписывались в рамки нормы и у которых на момент начала исследования не было зафиксировано СКН. Эти "здоровые" люди стали контрольной группой. В общем и целом, это стало одним из самых масштабных исследований СКН к настоящему моменту.
Белок бета-амилоид, который накапливается в головном мозге по мере развития болезни Альцгеймера, тоже сыграл важную роль в изысканиях ученых.
Накопление этого белка в головном мозге можно оценить опосредованно – на основании уровня бета-амилоида в спинномозговой жидкости. Если содержание этого белка превышает установленный порог, это считается свидетельством того, что бета-амилоид накапливается в головном мозге.
В этом случае пациент считается "положительным" на этот белок.
Такой статус имели 83 участника исследования с СКН и 25 добровольцев из контрольной группы.
"Как и СКН, накопление бета-амилоида считается фактором риска развития болезни Альцгеймера. Если рассматривать их отдельно, то ни тот, ни другой показатель сам по себе не является однозначным индикатором этой болезни. Однако, как показало наше исследование, картина проясняется, когда эти два феномена встречаются вместе и сохраняются на протяжении длительного периода времени", – объяснил профессор Йессен.
В ходе исследования у некоторых участников из группы СКН и контрольной группы были зафиксированы существенные нарушения когнитивных функций.
Это было особенно заметно среди участников с СКН, которые на момент начала исследования оказались положительными на бета-амилоид. По сравнению с контрольной группой ухудшение когнитивных функций в этой группе оказалось более выраженным.
В результатах МРТ-исследований ученые тоже выявили различия. У пациентов с СКН, положительных на бета-амилоид на момент начала исследования, гиппокамп – участок головного мозга, фактически являющийся "пунктом управления" памяти, – оказался меньше по объему, нежели у положительных на бета-амилоид участников из контрольной группы. Уменьшение объема гиппокампа – это индикатор атрофии, то есть потери массы мозга.
"Если объединить все эти полученные результаты, включая данные пациентов, у которых с самого начала исследования наблюдались выраженные ухудшения когнитивных функций, можно сделать вывод, что сочетание СКН и положительного статуса по бета-амилоиду служит четким индикаторов болезни Альцгеймера в ее ранней фазе", – пояснил профессор Йессен.