Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Президент Эрдоган изображает из себя миротворца в регионе, но при этом продолжает нарушать демократические принципы и права человека у себя дома, пишет автор статьи в Project Syndicate. Она считает, что с началом спецоперации России на Украине число таких нарушений увеличилось, и приводит конкретные примеры.
Сейла Бенхабиб (Seyla Benhabib)
Нью-Йорк — Спецоперация России на Украине предоставила президенту Турции Реджепу Тайип Эрдогану возможность изображать из себя государственного деятеля и миротворца в регионе, даже если он удваивает количество нарушений демократических принципов и прав человека у себя дома. Рассмотрим бедственное положение Османа Кавалы, известного филантропа и активиста гражданского общества, который недавно был приговорен к пожизненному заключению без возможности условно-досрочного освобождения — спустя четыре года после того, как он был оправдан, повторно судим и вновь заключен в тюрьму судами, подконтрольными Эрдогану.
Отношение Турции к Кавале превосходит даже преследование в России Алексея Навального, оппозиционного деятеля, недавно приговоренного к девяти годам лишения свободы. Турция обрекла Кавалу на то, что Ханна Арендт назвала "ямой забвения, которую тоталитарные правители готовят своим противникам". Необоснованное пожизненное заключение не только стирает гражданскую личность и социальную идентичность осужденных, но и разрывает ткань памяти и нарративы, связывающие сообщества, создавая условия для безнаказанного применения насилия со стороны режима.
Ошеломляющий приговор, вынесенный Кавале, сопоставим с пожизненным заключением, вынесенным лидеру сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдулле Оджалану и продолжающимся заключением под стражей лидера Курдской народно-демократической партии (ДПН) Селахаттина Демирташа. Но, в отличие от Оджалана и Демирташа, Кавала не является ни политиком, ни солдатом и ни медийной личностью. Он обычный гражданин, который принимал активное участие в жизни турецкого гражданского общества и помогал в создании независимых культурных и научных форумов.
Кавала основал Anadolu Kültür и входил в состав советов Фонда "Открытое общество", Турецкого фонда экономических и социальных исследований, Фонда истории (Tarih Vakfi) и других организаций. За свою работу по защите прав человека и мультикультурализма он был удостоен награды 2021 года Courage in Public Scholarship Award от Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке, которую он разделяет с покойной философом Агнес Хеллер, польским историком Яном Т. Гроссом и покойной американской феминисткой и активисткой Энн Снитоу.
После победы на выборах в 2002 году правящей Партии справедливости и развития турецкое гражданское общество, казалось, освободилось от светского, но репрессивного государства, которое Мустафа Кемаль Ататюрк создал в начале 1920-х годов. Кавала принял многокультурное наследие Турецкой Республики и работал над возрождением условий, которые когда-то позволяли армянам, грекам, курдам, алевитам, евреям и черкесам свободно устанавливать свои памятники, делиться песнями, кухней и воспоминаниями по всей Турции. В то время как Эрнест Ренан, французский историк национализма, считал, что существование нации предполагает забвение жестокой борьбы прошлого, Кавала придерживался мнения, что турецкая демократизация требует актов памяти.
Турция между Россией и Западом: игра на краю пропастиС начала российской спецоперации на Украине турецкое государство закрепило за собой важные позиции, сумев завоевать доверие обеих сторон в качестве посредника в переговорном процессе, пишет Al Mayadeen. Но эта политика балансирования между Россией и Западом может закончиться провалом, предостерегает автор статьи.
10.05.202200
Нарушения при аресте, задержании и судебном процессе над Кавалой настолько вопиющие, что привели Турцию к открытой конфронтации с Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ), поставив под угрозу членство страны в Совете Европы. На протяжении четырех с лишним лет, проведенных в тюрьме, Кавала столкнулся с рядом меняющихся обвинений — от насильственного восстания до участия в попытке государственного переворота и шпионажа. Поскольку 13-й суд присяжных Стамбула еще не опубликовал свой письменный вердикт, обвинения, включенные в его окончательное решение, остаются неясными.
Ранее, в мае 2019 года, дело Кавалы рассматривалось Конституционным судом Турции, и этот суд вынес необычное раздельное решение (десять против пяти) против апелляции, причем председатель Верховного суда Зюхту Арслан встал на сторону несогласных. Несмотря на то, что 18 февраля 2020 года Кавала был оправдан по обвинениям, связанным с протестами в парке Гези, он был немедленно повторно заключен под стражу по обвинению в шпионаже и заговоре против правительства.
ЕСПЧ, ответственный за рассмотрение дел о нарушениях Конвенции государствами-членами, постановил, что Конституционный суд Турции не выполнил требование "оперативности" в разъяснении обвинений против Кавалы, который содержался под стражей более трех лет до предъявления обвинений. Более того, ЕСПЧ отметил, что в отсутствие доказательств, свидетельствующих о причастности Кавала к какой-либо преступной деятельности, он не может быть заподозрен в попытке свержения правительства с помощью силы или насилия. Наконец, суд пришел к выводу о том, что "вне всяких разумных сомнений" Турция подвергла "длительному заключению правозащитника со скрытой целью заставить его замолчать", что является нарушением Статьи 18 Конвенции.
Европейский суд потребовал, чтобы Турция освободила Кавалу (вместе с Демирташем). Но Турция отказалась, и в сентябре 2021 года Комитет министров Совета Европы объявил, что он инициирует разбирательство по "нарушению", которое началось в феврале. В ответ Турция объявила о своем намерении выслать из страны послов из США и девяти других стран (Германии, Канады, Дании, Финляндии, Франции, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии и Швеции), поддержавших решение ЕСПЧ. Этот шаг вызвал шок в дипломатических и внешнеполитических кругах, и только маневрирование на последней минуте предотвратило глубокий дипломатический кризис.
Спецоперация России на Украине дала Эрдогану необходимое прикрытие для того, чтобы, наконец, посадить Кавалу за решетку на всю жизнь. Центральное положение Турции в регионе, наряду с продажей ею беспилотников осажденным украинцам на ранних этапах войны, сделали ее незаменимым партнером для Запада, а ее хорошие торговые отношения как с Украиной, так и с Россией позволили Эрдогану выступить в качестве посредника в конфликте.
Турция и Сирийские демократические силы: новая фаза конфликта, и Россия на перепутье Турция начала необъявленную войну против курдских отрядов в Сирии и стала применять беспилотники. Хотя эти действия не считаются Анкарой организованной военной операцией, они вызывают озабоченность у России и Америки.
10.05.202200
Тем временем Турция будет продолжать свои "враждебные" отношения с Россией в Сирии. Кремль хочет любой ценой сохранить правительство Башара Асада, а Турция в равной степени привержена обеспечению того, чтобы курды-сепаратисты не получили больше территории вдоль ее юго-восточной границы.
В условиях, когда туман войны сгущается, еще предстоит выяснить, введет ли Комитет министров Совета Европы надлежащие санкции в отношении Турции. Скорее всего, западные союзники Турции найдут способ ублажить Эрдогана, в то время как Кавала, мужчина 60 лет, исчезнет в бездне забвения.
Сейла Бенхабиб — почетный профессор политологии и философии Йельского университета и старший научный сотрудник Колумбийской школы права.