Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Болгария входит в группу стран ЕС наиболее зависимых от импорта российского сырья, пишет "Капитал". Вся перерабатываемая нефть в стране на 100% российская. Возможностей для противодействия этому почти нет, потому что цены, по которым "Лукойл Болгария" продает на внутреннем рынке, одни из самых низких в Европе.
Калина Горанова
Твердо за двухлетнюю отсрочку запрета на импорт российской нефти – такова официальная позиция Болгарии. Она входит в группу стран, наиболее зависимых от импорта российского сырья, — наряду с Венгрией, Словакией и Чехией. Для них отказ от российских поставок означал бы огромный скачок цен на топливо со всеми вытекающими последствиями для экономики.
Решение будет принято в Брюсселе на следующей неделе, и, если для Болгарии не сделают исключение, товарный дефицит и высокие цены на топливо будут сохранятся еще несколько месяцев. Есть и политический вопрос: что будет делать Болгария, допустившая, что ее единственный крупный нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), специализированный порт, а также импортные альтернативы (дизель и бензин) – все оказалось российское?
Один за всех
Санкции против России привели к рыночным перекосам. Цена на российскую нефть стала самой привлекательной по сравнению с другими видами, потому что сырье продается со скидкой. В Болгарии всего один крупный производитель и он технологически адаптирован к российскому сырью – "Лукойл Нефтохим Бургас". Из-за низкой цены сырья НПЗ вместо того, чтобы диверсифицировать источники, фактически покупает только российскую нефть.
Разница в цене делает импорт готовых нефтепродуктов экономически невозможным, обрекая импортеров на убытки. Сектор описывает альтернативу как "самоубийство".
Но есть и хорошая новость – переоснащение НПЗ и работа с большим количеством нероссийского сырья возможны, но это потребует времени и усилий. И тут все зависит от желания владельца - российского "Лукойла".
В то же время в материнской компании происходят изменения. Менее месяца назад из руководства "Лукойла" ушел основатель Вагит Алекперов, и, хотя это объяснили попытками избежать санкций, его уход вызвал спекуляции о политическом будущем компании на уровне Москвы. Также рыночные изменения стали вызовом для трейдера Лукойла - Litasco, у которого сейчас есть возможности для получения хорошей прибыли, но будущее неизвестно, а от его функционирования и ликвидности зависит работа НПЗ в Бургасе.
Западные экономики едва справляются с высокими ценами на нефть и газ – и в ближайшем будущем легче не станетЕвропа находится в особенно уязвимом положении из-за роста цен на энергоносители, пишет The Wall Street Journal. Поскольку энергоресурсы ЕС в основном импортирует, средств на оплату товаров и услуг, произведённых в еврозоне, остается меньше.
12.05.202200
100% российская нефть
Болгарский рынок не слишком велик – по последним данным в год страна использует около 4,8 миллионов тонн нефтяного эквивалента. НПЗ в Бургасе импортирует примерно 500 тысяч тонн в месяц, или 6 миллионов тонн в год (мощность 7 миллионов тонн), но часть идет на экспорт. На протяжении многих лет НПЗ в Бургасе обеспечивал 50-70% рынка дизельного топлива и бензина в стране.
Но по мере того, как Евросоюз вводит санкции против России, болгарский рынок становится все более зависимым от российской нефти.
"В настоящее время перерабатываемая нефть на 100 % российская, поскольку предложение альтернативных сортов нефти очень ограничено. Это связано с повышенным спросом на альтернативные сорта, подстегиваемым возможностью введения эмбарго на российскую нефть", - комментирует "Лукойл Нефтохим Бургас". По словам представителей компании, вместо поисков альтернатив российским поставкам из-за цен наблюдается прямо противоположная тенденция: с начала военного конфликта не было увеличения сырья нероссийского происхождения.
Объяснение, что нет предложения других сортов нефти, звучит странно. Учитывая, что это единственный НПЗ, им управляет российская компания, рынок микроскопический, понятно, почему в Болгарии нет активных иностранных производителей или трейдеров нефти.
Импортеры дизеля и бензина: нероссийское топливо дорогое
Невозможность импорта подтверждают и крупные топливные трейдеры, уже некоторое время сигнализирующие о том, что на практике болгарский рынок становится все более российским, и возможностей для противодействия почти нет. Причина в том, что цены, по которым "Лукойл Болгария" продает на внутреннем рынке, - одни из самых низких в ЕС.
"Не получится продать импортный альтернативный дизель или бензин и получить прибыль, даже с небольшим убытком не получится. Единственный вариант – продавать с огромным убытком, около 100 долларов за тонну", - говорят трейдеры. В пересчете на небольшой груз в 6 тысяч тонн это означает убыток в размере 600 тысяч долларов - разница между внутренней ценой "Лукойл Болгария" и международными котировками.
Болгарская картина становится все более российской, потому что покупателей на российскую нефть становится все меньше и цена, соответственно, снижается. Все это привело к тому, что международные котировки российской нефти Urals составили 75–80 долларов, в то время как Brent — 108–112 долларов (дороже на 30-35%).
Эксперты: обещания ЕК помочь Болгарии – пустая болтовняПосле отключения газа в Болгарии задумались, можно ли ожидать более дешевого топлива. По словам экс-замминистра энергетики Куюмджиева, отказ от поставок из России исключает снижение стоимости, сообщает Bulgaria ON AIR. Если наладить отношения с русскими, то теоретически газ может быть дешевле, считает он.
29.04.202200
Мать Швейцария
С начала боевых действий на Украине крупные нефтяные компании, занимающиеся добычей, могут похвастаться значительным ростом прибыли. Огромная разница в ценах - возможность получить большую маржу для трейдера из группы "Лукойл", базирующегося за пределами страны. Сырье он покупает в России, вероятно, по ценам местного рынка (намного ниже мирового), плюс налоги и пошлины. Неофициальные источники утверждают, что речь идет о марже в несколько сотен долларов за тонну. Некоторое время назад НПЗ заявил правительству, что ценообразование определяется швейцарской Litasco.
В декабре 2020 года "Лукойл Нефтохим Бургас" стала дочерней компанией Litasco – эксклюзивного торгового представителя "Лукойла" по поставкам нефти и нефтепродуктов за пределы России. С начала 2021 года НПЗ в Бургасе работает по договору толлинга для компании "Лукойл Бенилюкс", зарегистрированной в Нидерландах, входящей в группу "Лукойл" и также принадлежащей Litasco, получая выручку за услуги по переработке сырья.
Короче говоря, Litasco владеет сырой нефтью, которая перерабатывается на НПЗ "Лукойл Нефтохим Бургас", покупая и экспортируя топливо из Новороссийска в Бургас. НПЗ получает выручку за переработку по давальческому договору. Все нефтепродукты, которые выходят с нефтеперерабатывающего завода "Лукойл Нефтохим Бургас", снова принадлежат Litasco — через "Лукойл Бенилюкс", а последний продает продукцию "Лукойл Болгарии", также принадлежащей Litasco.
Таким образом, если уже десять лет НПЗ в Бургасе сообщал о миллионных убытках, то теперь результат становится еще более незаметным, а у Litasco может быть большая прибыль.
Нелегко быть "Лукойлом"
Нынешняя вероятная хорошая маржа — это только одна сторона медали, у международного трейдера есть ряд рыночных неизвестных, а работа болгарского НПЗ зависит от поставок сырья и способности продавать готовый продукт.
Если "Лукойл" или российское сырье попадет под санкции, Litasco будет крайне сложно покупать сырье на свободном рынке, отмечают специалисты. И добавляют, что даже сейчас компания испытывает трудности с поиском торгового финансирования. Это означает невозможность получения аккредитивов от банков, сложности при страховании рыночных рисков, невозможность отсрочки платежа и работы только с предоплатой, что требует ликвидности.
Через месяц после начала "спецоперации" Reuters сообщил, что Litasco сократила операции, чтобы гарантировать существенную сумму для маржин-колл после введения санкций. Reuters цитирует представителя Litasco, который сказал, что произошло "естественное временное снижение корпоративной активности, чтобы убедиться, что мы можем работать в рамках нашего достаточного пула ликвидности". Источники Reuters также сообщают, что Litasco прекратила хеджирование, чтобы сохранить денежные средства, и сосредоточилась на снабжении четырех своих заводов в Европе (помимо болгарского есть еще два завода в Италии и один в Румынии) и продаже готовой продукции.
Как будет работать НПЗ
Болгарский НПЗ, как правило, смешивает разные сорта, так как более легкие, богатые легкими фракциями, подходят для бензина и керосина, а более тяжелые - для производства средних и тяжелых дистиллятов, таких как дизельное топливо, газойль и т.д.
Как поясняют представители компании, в первом квартале 2022 года 63% перерабатываемой нефти было российской, однако теперь из-за цен вся перерабатываемая нефть российская. Ранее они пытались поднять более чем на 50% долю "непроектного" (то есть нероссийского) сырья, имея опыт и возможность перерабатывать нефть Ближнего Востока и Северной Африки.
Специалисты объясняют ограничения тем, что российская нефть имеет более низкий уровень серы, в то время как, например, уровень серы в иракской Basrah примерно на 1 процентный пункт выше. А значит, на каком-то этапе процесса дистилляции возможны проблемы с десульфурацией, износ оборудования и снижение производительности.
В НПЗ утверждают, что с некоторыми сортами нефти, например, Brent, возможно задействовать малое количество российского сырья, в то время как с ближневосточными, с которыми есть опыт, как минимум 50% нефти должно быть российской. НПЗ также инвестировал значительные средства в установку гидрокрекинга для самых тяжелых нефтяных фракций, увеличил свою эффективность и производство легких видов топлива, и изменение сырья, вероятно, будет означать отклонение от их технологических показателей.
Это не означает, что перенастроить НПЗ невозможно (за эти годы были некоторые изменения), но сложно говорить о мотивации, когда все хорошо работает. Другая проблема - неопределенность будущего и цен.
"Никто не может сказать, какие и насколько сложные изменения придется внести в НПЗ, потому что никто не может сказать, какие сорта нефти (какого критического качества) будут доступны на нашем рынке. В настоящее время альтернативы нет, поскольку на болгарском рынке нет других видов нефти. Из-за неизменного предложения и более высокого спроса, вызванного повсеместным запретом на российскую нефть, дефицит альтернативных сортов нефти стал глобальным", - отмечает "Лукойл Нефтохим Бургас".
Можно ли без России
Пока неясно, как будет выглядеть запрет на импорт российской нефти с точки зрения параметров и сроков, и что будет с финансовыми возможностями российской компании по поставкам нефти вне зависимости от ее происхождения.
Представители отрасли отмечают, что лучшие для Болгарии рынки сырой нефти, исходя из специфики сырья - Саудовская Аравия, Иран, Алжир, Египет, Объединенные Арабские Эмираты. Нефть, поступающая по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума, который поставляет сырье румынской Rompetrol, принадлежащей "КазМунайГазу", также возможна. Но и тут снова пересечение с Россией – труба заканчивается в российском порту Новороссийск.
Чехия отложила эмбарго на российскую нефть. Но двух лет не хватитЕвропа откажется от нефти из России к концу этого года. Для Чехии сделано исключение ― ей предстоит избавиться от зависимости от российской нефти к июню 2024 года, пишет iDNES. Однако и этих двух лет стране не хватит, чтобы это сделать.
11.05.202200
Без работающего производства страна будет вынуждена рассчитывать на импорт готовой продукции. Возможности для этого есть, например, в Греции и Турции, за эти виды топлива Болгария будет конкурировать с Украиной.
И тут мы подходим к вопросу об объемах и способе импорта, поскольку портовый терминал для выгрузки крупных танкеров "Росенец" принадлежит "Лукойлу". В порту Бургаса могут швартоваться только танкеры поменьше – до 6 тысяч тонн, что было невыгодно по сравнению с биржевыми танкерами на 30 тысяч тонн. Другим вариантом мог бы быть "Варна Сторидж", но там требуются значительные улучшения. Без порта для больших танкеров импорт можно производить по железной дороге или в автоцистернах – в меньших количествах и не так выгодно.
Непонятно, кто будет финансировать эту операцию, потому что для импорта 25 000-тонного танкера требуется примерно 30 миллионов долларов. На болгарском рынке основные международные западные сети сосредоточены на розничной торговле. Помимо российского лидера, импортом занимаются местные мелкие трейдеры, такие как "Сакса", "Булмаркет" и "Инса Ойл", причем последний, по неофициальной информации, единственный, кто импортирует дизельное топливо и газойль, поскольку у него есть кредитные лимиты и контракты, но топливо все равно российское.
Где-то во всем этом сюжете еще есть болгарское государство, которое будет разыгрывать планы действий с учетом условий. А что до цен – нефть есть, но будет дорогой.