Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Германия стремится отказаться от российской нефти, сообщает Bloomberg. Однако на востоке страны есть важный НПЗ, который рассчитан только на сырье из России. Остановка производства на этом заводе обернется катастрофой, отмечает автор статьи.
Штефан Никола (Stefan Nicola), Рейчел Грэхэм (Rachel Graham)
Один немецкий нефтеперерабатывающий завод, расположенный у польской границы, тесно связан с Россией, и его закрытие угрожает Берлину дефицитом авиационного и дизельного топлива.
Берлин рискует столкнуться с острой нехваткой топлива, если немецкие чиновники не смогут найти способ сделать так, чтобы один пережиток эпохи холодной войны не стал жертвой геополитики.
Нефтеперерабатывающий завод у польской границы, который поставляет большую часть авиатоплива для международного аэропорта Берлина и бензина для АЗС региона, оказался втянутым в противостояние Евросоюза с Москвой, разгоревшееся из-за российской спецоперации на Украине. План по полному отказу от российской нефти к концу года угрожает заблокировать поставки на этот НПЗ в городке Шведт, что в свою очередь может нанести ущерб Берлину и большей части Восточной Германии.
НПЗ в Шведте напрямую подключен к трубопроводу, по которому российская нефть поставляется из Зауралья. Поскольку завод расположен далеко от крупных портов, простой альтернативы поставкам из России нет. Ситуация усугубляется еще и тем, что его контролирует кремлевский нефтяной гигант "Роснефть".
От Берлина до балтийского побережья Германии, а также западных районов Польши, "практически все самолеты, машины полиции, пожарных служб и скорой помощи заправляются топливом с НПЗ в Шведте", – рассказывает Аннекатрин Хоппе (Annekathrin Hoppe), мэр этого города с население в 34 тысячи человек, расположенного на реке Одер. Закрытие этого завода "станет катастрофой".
НПЗ в Шведте, который занимает площадь, в два раза превышающую площадь Центрального парка в Нью-Йорке, был построен в 1960-х годах, чтобы закрепить зависимость коммунистической Восточной Германии от Советского Союза. Те проблемы, с которыми власти Германии сталкиваются в процессе поиска решений, доказывают, что спустя три десятилетия после падения Берлинской стены эти связи все еще остаются очень крепкими.
Чтобы выполнить требования запланированного европейского эмбарго на российскую нефть, правительство канцлера Олафа Шольца рассматривает ряд весьма жестких решений, включая захват контроля над НПЗ, как это было сделано с бывшей дочерней компанией "Газпрома". Однако смена владельца не решит главную проблему, которая сводится к необходимости найти альтернативу тем 12 миллионам тонн нефти, ежегодно поставлявшимся на это НПЗ по трубопроводу "Дружба".
"НПЗ не рассчитан ни на какое другое сырье", кроме российской нефти с высоким содержанием серы, объяснил Бен Ван Берден (Ben Van Beurden), главный исполнительный директор компании Shell, которой принадлежит доля в предприятии в Шведте. Представители НПЗ отказались прокомментировать ситуацию.
На прошлой неделе министр экономики Германии Роберт Хабек (Robert Habeck) посетил Шведт, чтобы обсудить опасения по поводу будущего НПЗ. На встречу с ним собрались сотни рабочих завода, и ему пришлось забраться на стол, чтобы донести свое сообщение о том, какие меры правительство предпринимает, чтобы предприятие продолжало работать даже в условиях запрета на российскую нефть.
"Мы нуждаемся в вашей продукции, в вашей работе, чтобы защитить поставки в Германии, – сказал Хабек, обращаясь к рабочим, но добавил, что сбои, скорее всего, будут. – Я не хочу обманывать вас или рисовать перед вам излишне оптимистичную картину".
Немецкие власти ищут варианты. Они уже выяснили, что старый трубопровод, соединяющий Шведт с балтийским портом Росток, может быть использован для перекачки сырой нефти, которая доставляется танкерами. Но его относительно небольшой размер означает, что он может обеспечить только 60% от обычных объемов. По словам официальных лиц, знакомых с ситуацией, в настоящее время обсуждаются планы по увеличению давления в насосах и по модернизации инфраструктуры, что позволит нарастить поставки.
Другой вариант сводится к тому, чтобы нефтяные танкеры заходили в польский порт Гданьск, а уже оттуда нефть перекачивалась по трубопроводу, соединенному с "Дружбой". Для этого потребуется помощь Варшавы, которая сталкивается с собственными трудностями теперь, когда страна пытается отказаться от энергоносителей из России.
Польский министр климата Анна Москва (Anna Moskwa) сообщила, что правительство, которое уже помогает осуществлять поставки на немецкий нефтеперерабатывающий завод в Лойне, хочет, чтобы "Роснефть" лишилась статуса собственника НПЗ в Шведте. Министр отметила, что взамен страна может потребовать нечто большее.
"Мы работаем с немецкой стороной над новой совместной моделью управления нефтеперерабатывающими заводами, которая должна быть оптимальной как для польского, так и для немецкого общества, – сказала она. – Я могу заверить вас, что это бизнес-модель. Это не благотворительность".
Местные жители в Шведте, где есть церковь, построенная еще в XIII веке, скептически относятся к тому, что старые инфраструктурные связи можно успешно перестроить чуть более чем за шесть месяцев.
"С момента основания завода в отношениях с Россией не раз возникали кризисы, но они никогда не влияли на поставки, – сказал Гундольф Шульке (Gundolf Schuelke), глава региональной торгово-промышленной палаты. – Этот конфликт – с его огромным размахом, санкциями и контрсанкциями – попросту беспрецедентен".
Болгария в плену российской нефтиБолгария входит в группу стран ЕС наиболее зависимых от импорта российского сырья, пишет "Капитал". Вся перерабатываемая нефть в стране на 100% российская. Возможностей для противодействия этому почти нет, потому что цены, по которым "Лукойл Болгария" продает на внутреннем рынке, одни из самых низких в Европе.
18.05.202200
Берлин по собственному опыту знает, что может произойти, если поставки российской нефти прекратятся. В 2019 году поставки через "Дружбу" оказались загрязненными. Всего за несколько недель в Германии образовался дефицит, и Берлину пришлось договариваться об экстренных поставках мазута, дизельного топлива и бензина из Гамбурга.
Тогда трудности оказались кратковременными. Теперь же происходит более масштабный структурный сдвиг, и НПЗ в Шведте оказался не готов к прекращению поставок дешевой российской нефти – и к концу эпохи горючего топлива.
В долгосрочной перспективе городские власти стремятся преобразовать не только НПЗ, но и всю местную экономику, создав "инновационный кампус" для привлечения стартапов и промышленных компаний, которые уже успели закрепиться на рынке.
Компания Bio-Lutions International уже строит свой завод, который будет превращать солому и стебли томатов в альтернативный упаковочный материал на замену пластику. Компания Verbio Vereinigte BioEnergie уже производит биодизельное топливо, биоэтанол и биометан на заводе в Шведте, пользуясь его трубопроводами, транспортной и обрабатывающей инфраструктурой.
Однако все эти инициативы нельзя рассматривать в качестве непосредственной замены деятельности НПЗ, на котором в настоящее время работают 1200 человек и который обеспечивает примерно столько же рабочих мест в местных компаниях-партнерах. Более того, тепло, вырабатываемое на этом заводе, зимой обогревает около 80% домов в Шведте.
"Если этот НПЗ остановит производство, в Восточной Германии и в Берлине не будет топлива, – сказал на прошлой неделе Клаус Заутер (Claus Sauter), исполнительный директор Verbio. – Весь регион угаснет".