Страх и ненависть разрушают основы американского могущества

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В США воцарился серьезный философский раскол, пишет The Telegraph. Предметом спора стало само значение слова "свобода", а идея индивидуальной свободы теряет свои позиции. Такой сдвиг может разрушить основы могущества Америки, предупреждает автор статьи.
Шерил Джейкобс (Sherelle Jacobs)
Как долго мы ещё можем рассчитывать на лидерство США в свободном мире, если Вашингтон так не уверен в себе?
Геополитические тучи сгущаются, но США пока остаются лидером в борьбе за свободу. Вашингтон пошёл на авантюру, проигнорировав угрозы Владимира Путина применить ядерное оружие и вооружив Украину для борьбы с российским империализмом. Если учесть, что Киев, вероятно, одержит крупную победу в Харькове, можно подумать, что США не зря пошли на такой риск. США продолжают нести на своих плечах ношу в виде НАТО, хотя Вашингтон раздражает, что Европа не очень-то хочет тратиться на оборону. Такие страны, как Швеция и Финляндия, пытаются найти убежище в альянсе, спонсором которого, по сути, являются США.
Приверженность свободе проявляется в культуре США больше, чем где-либо на Западе. Я в этом ещё больше убедилась после того, как побывала недавно на самом юге США. Будь то антирасистские движения, ратующие за то, чтобы чернокожие занимали высокие посты в бизнесе, или члены оружейного клуба из деревеньки в Миссисипи, которые легко могут процитировать Джона Стюарта Милля (John Stuart Mill) — государство буквально излучает любовь к свободе и верит в развитие личности.
Но как долго это будет продолжаться? Джо Байден, у которого здоровье уже не то, кажется, является воплощением американского смятения и упадка. Правых тем временем поразил новый вид конспирологического цинизма. Во время митинга в поддержку Трампа, который прошёл на этих выходных в Остине, я заметила, с каким восторгом аплодировали Дональду Трампу младшему, когда тот раскритиковал Белый дом за многомиллиардную помощь "стране жуликов и воров" — Украине.
Но, пожалуй, самая страшная вещь — интеллектуальная битва из-за самого значения слова свобода. Определения "культурная война" недостаточно для описания глубины философского раскола в стране. США основали по классическим принципам свободы с неотъемлемыми правами, закреплёнными в Конституции, предпринимательским делом и минимальным вмешательством государства. Со времён освоения Дикого Запада американская история свободы характеризовалась махровым индивидуализмом. Мы не должны делать вид, что история США была безупречной с самого начала. Ценой основания США стало массовое притеснение людей — начиная с рабства чернокожих и заканчивая истреблением коренного населения. Однако первоначальная концепция свободы и вера многих американцев в связанные с ней ценности, вероятно, способствовали тому, что страна стала именно той сверхдержавой, какой она сегодня является.
"Патриотические" деревни — общины для французов, которые хотят жить среди белыхФранцузы, которым не нравится жить в современном "мультирасовом" обществе, похоже, отказались от идеи переделать город "под себя". Издание "Марианн" сообщает о тех, кто выбрал жизнь в деревне, в которую не пускают людей "не тех" рас и вообще "черных овец".
Левые сейчас пытаются осуществить радикальные перемены. Некоторые их идеи необходимо принять. Например, защита основных прав ЛГБТ соответствует положениям Конституции. Но в более широком смысле радикалы стремятся заменить старую идею свободы совершенно новым определением. В Миссисипи я спросила одного социолога, что такое свобода. И он совершенно спокойно сообщил мне: "освобождение от структур господства белых". В Теннесси я спросила у пастора, считает ли он, что идеи вокизма могут серьёзно навредить социальной структуре США и личной самооценке. Он вежливо ответил мне, что такое упрямое невежество — "от лукавого", сославшись на Евангелие от Марка (5:9), а именно часть, в которой Иисус встречает человека, который был одержим таким количеством демонов, что не знал своего имени. Своей духовной решимостью пастор напомнил мне нынешних светских активистов, у которых в мире существуют либо просвещённые либералы, либо расисты-варвары.
Если посмотреть на США, можно увидеть, что там произошёл важный сдвиг от "негативной" идеи свободы, в которой делается акцент на индивидуальную свободу без вмешательства извне, к более "положительной" концепции, заключающейся в достижении состояния коллективного просветления. Многие активисты уверены, что такая благородная цель может быть достигнута путём развития системы социального обеспечения с целью "равенства". Меньшинство даже думает, что свободу слова можно ограничить на законных основаниях ради "по-настоящему" правильной свободы.
Сейчас я намного лучше понимаю, почему так много людей в США начали разделять эту точку зрения. После того, как порядочные американцы признали наследие рабства, линчевания и законов Джима Кроу, а также существование расизма в современном мире, им стало по-настоящему страшно от того, во что может превратиться общество без строгого морального кодекса, и у них появилась благородная цель исправить ошибки прошлого.
Но велика вероятность того, что это может зайти слишком далеко. Воспринимая свободу не как неотъемлемое право, а как социально-экономический результат, над которым должно работать великодушное государство, левые рискуют подорвать уверенность, благодаря которой США добились успеха. А ещё они наделяют слишком большими полномочиями бюрократические элиты. Между тем, их призывы бороться с агрессивными высказываниями правых привели к ужасающему уровню контроля со стороны государства. Взять, к примеру, ФБР и его рутинные наблюдения за гражданами на онлайн-платформах. На технологии мониторинга социальных сетей тратятся такие средства, что это вызывает глубокое беспокойство у правозащитников.
Пугает, что у правоцентристов нет эффективных контраргументов на всё это. У американских правых нет новых идей, и они становятся такими же плохими, как и левые. У них развился синдром "осаждённой крепости", и они начинают принимать идею контроля, причём неважно чего: стены на границе с Мексикой, американской истории, или что именно рассказывают о расизме детям в школе. Политикам-республиканцам, похоже, почти нечего сказать в защиту свобод, которые на самом деле важны консерваторам: от свободы слова и свободы от слишком высоких налогов до последствий чрезмерной власти бюрократов.
Вопрос заключается в том, сможет ли Запад всегда полагаться на Америку, воюющую за свои ценности. Если победит идеология левых, то неотделимая от национальной идентичности история индивидуальных свобод может рухнуть, оставив после себя потерянную и ненавидящую саму себя Америку. С другой стороны, если консерваторы будут слишком осторожными, то США скорее всего станут более тревожными и ещё больше изолируются.
Один эксперт по американско-китайским международным отношениям как-то сказал мне за чашкой кофе: "В Китае всё крутится вокруг экономики, а в США — вокруг политики". И это полезная мысль в контексте разворачивающейся битвы цивилизаций. Какими бы ни были последствия конфликта на Украине, два больших геополитических вопроса заключаются в том, сможет ли Коммунистическая партия Китая поддерживать рост у себя в стране, и перестанут ли США разрываться на части, чтобы дать достойный стратегический ответ на рост влияния Пекина. Насчёт последнего трудно быть оптимистом.
Обсудить
Рекомендуем