Америка против православия

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Обвинения в адрес действующей в США Русской православной церкви заграницей в сотрудничестве с правыми радикалами — клевета, пишет публицист Род Дреер в статье для TAC. Он считает, что в Америке хотят "либерализовать" православие, сделать его столь же лояльной частью "мейнстрима", какой стали протестанты и католики.
National Public Radio (NPR, Национальное общественное радио) иначе как царством абсурда не назовешь. Не могу дождаться, когда какой-нибудь президент с Конгрессом все-таки лишат это радио федерального финансирования, учитывая, во что эта организация превратилась. Насколько мне известно, являясь крупным игроком неформальной системы американских элит под названием Cathedral, оно не уделяло ни капли внимания православному христианству в Америке. А теперь вдруг сотрудники NPR выпустили явно заказной репортаж о том, как православие привлекает в свою паству новообращенных сторонников ультраправых взглядов.
На их веб-сайте соответствующий заголовок гласит: "Радикально настроенные правые американцы переходят в православие".
Опасные неофиты
Статья даже по меркам NPR предвзятая. Репортер Одетт Юсеф начинает с рассказа о действиях РПЦЗ (Русская Православная Церковь Заграницей, которая считается церковью в изгнании, хотя в последние годы и примирилась с Московским Патриархатом Русской Православной Церкви - РПЦ). Якобы РПЦЗ находит для себя опасных новообращенных, при этом приводился пример общины в Западной Вирджинии. Вот что статья сообщает дальше:
Благодаря ситуационному исследованию Сары Риккарди-Шварц новыми деталями и красками иллюстрируется тенденция, которую горстка историков и журналистов рассматривает на протяжении без малого десяти лет. В своих ориентированных на православно-христианскую аудиторию публикациях авторы NPR бьют тревогу по поводу роста в лоне церкви русофильских шовинистических настроений. Авторы предупреждают, что несмотря на относительно слабое влияние православия в США, эти православные активисты могут изменить религиозную традицию Соединенных Штатов. Речь идет о следующем предупреждении: эти православные активисты якобы занимаются пропагандой ненависти от имени православия. И, с точки зрения доносчиков, активисты делают это таким образом, что могут привлечь на свою сторону множество людей, исповедующих такие же взгляды.
"Это вера иммигрантов, и во многих отношениях она сейчас как бы колонизируется новообращенными, ˗ говорит Риккарди-Шварц. ˗ Они открыто высказывают свое мнение среди прихожан и в Интернете, очень хорошо разбираются в цифровых технологиях и имеют тесные связи с другими крайне правыми деятелями в Соединенных Штатах и по всему миру. И это действительно меняет ситуацию".
Радикалы есть, но в панику впадать не стоит
Прежде чем начать разбирать этот нелепый пропагандистский материал, соглашусь с тем, что зерно истины в нем есть: некоторые неофиты приходят в православие с надеждой на то, что будут молиться бок о бок с праворадикалами. Один мой друг посещает церковь с большим количеством прихожан, и в прошлом году он говорил, что иногда молодежь действительно приходит с этой целью. Но очень скоро эти молодые люди выясняют, что никакого правого радикализма в настоящем православии нет. Они разочаровываются. Позвольте в самом начале этой статьи прояснить одну вещь: я признаю, что сам по себе страх перед праворадикальным элементом в православии не является ни на чем не основанной выдумкой.
В моем собственном небольшом приходе наблюдается рост числа молодых новообращенных, но приходят они не с ультраправыми мыслями, а потому, что ищут нечто более стабильное и глубокое, чем те церкви, где им доводилось бывать прежде. И да, некоторые приходят к нам из убеждения в том, что православие гораздо менее подвержено так называемым прогрессистским взглядам на социальную справедливость. А ведь именно эти ультралиберальные взгляды сейчас правят бал в многих протестантских и католических общинах. Обратите внимание, что для NPR все это является "праворадикальным".
The American Conservative (США): демократы – партия тех, кто калечит и похищает детейАдминистрация Байдена закладывает политическую основу для того, чтобы забирать несовершеннолетних детей у родителей, а затем накачивать их гормонами и калечить тела хирургическими операциями, пишет The American Conservative. Автор предлагает прочитать новые положения о медицинском обслуживании подростков.
Итак, Риккарди-Шварц пытается убедить нас в том, что эти якобы "праворадикальные" новые православные "меняют саму православную веру". Так ли это? По моему шестнадцатилетнему опыту пребывания в православии, сторонники левых взглядов (то есть люди с такими же взглядами, как и у граждан, которых цитирует Юсеф) — эти сторонники часто злятся на новообращенных вроде меня. Знаете почему? Потому что мы мешаем им изменить православную веру, подогнав ее под требования американского либерализма. Новообращенные вроде меня мешают им, потому что мы приходим в православие и рассказываем пастве всю правду о деяниях и помыслах этих ультралиберальных активистов. а также о необходимости пробудиться до того момента, пока они вдруг не превратятся из православных в обычных протестантов какой-нибудь Епископальной церкви.
История NPR разворачивается в основном вокруг РПЦЗ (эмигрантская Русская православная церковь Заграницей — таково официальное название этой ныне примирившейся с РПЦ церкви, прим. ИноСМИ). Юрисдикция этой церкви в масштабах Америки крайне мала. Одна протестантская мегацерковь в Техасе имеет больше прихожан, чем РПЦЗ есть в Техасе. Вот фрагмент:
"В основном американские религиозные конфессии имеют тенденцию к сокращению, за исключением все растущего сообщества „неопределившихся“, ˗ говорит Алексей Криндач (консультант при Постоянной конференции канонических епископов в Америке — прим. переводчика). А РПЦЗ, насчитывавшая в 2020 году около 24 000 прихожан, продемонстрировала поразительные изменения. Число ее приверженцев сократилось на 14%, но количество приходов выросло на 15%.
„Иными словами, у нас стало больше малочисленных приходов, причем не обязательно на традиционных территориях, США, где живет много православных. Об этом можно судить по статистике и по географии присутствия“, ˗ утверждает Криндач. Рост произошел в менее населенных районах Верхнего Среднего Запада и Южных штатов, чьи жители имеют ничтожно мало прямых связей с Россией. А значит, знают о России по американской печати".
"В моем понимании эти новые общины РПЦЗ основаны новообращенными священнослужителями и гражданами", ˗ заключает Криндач.
Итак, с притоком новообращенных разобрались. Но с чего нам считать этих людей сторонниками ультраправых взглядов? В период с 2012 по 2016 годы я посещал одну из церквей РПЦЗ, и мой батюшка, тоже выкрест извне православия, проявлял повышенную бдительность в отношении проникающих в православие праворадикалов. В прошлом он служил в полиции, а потому понимал всю серьезность потенциальной угрозы. Этот представитель РПЦЗ сыграл важную роль в наставничестве несведущих православных архиереев. А когда обозначилась проблема с правыми радикалами, именно этот священник возглавил борьбу с проникновением в лоно церкви радикально настроенных расистов. В рамках нашего прихода мы основали миссию РПЦЗ, потому что она единственная была готова отправить священника в одну из миссий южной Луизианы. Политика не интересовала никого, за исключением одного пенсионера, который, казалось, испытывал нескончаемое разочарование отсутствием собеседников, готовых поспорить о политике. Мой опыт, разумеется, субъективен, но в общении с представителями РПЦЗ я ощущал лишь сердечность, доброту и "нормальность".
Сторонники разнообразия насаждают однообразие
Как бы то ни было, эти крошечные миссионерские приходы РПЦЗ в пределах небольшой сокращающейся юрисдикции так встревожили NPR, что вынудили его написать большую статью. Получается, что агрессивные либералы NPR (которые поддерживают "разнообразие" до той поры, пока оно проявляется в разных формах прославления ультралиберализма) очерняют все американское православие. Чтобы убедиться в обоснованности этого моего обвинения в адрес NPR, прочтите их опус целиком.
Патриаршее служение в честь 1025-летия Крещения Руси
Итак:
Арам Саркисян с исторического факультета Северо-Западного университета заявил, что приток новообращенных помог некоторым ветвям православия скомпенсировать сокращение среди прихожан количества семей из нескольких поколений. По его словам, новообращенные часто приходят к православию в поиске поддержки наиболее важных, по их мнению, культурных ценностей, которым угрожает современность.
"Их привлекают консервативные взгляды на права ЛГБТК, отвержение таких важных вещей, как гендерное равенство, и прочее. Эти люди считают аборты действительно серьезной проблемой, равно как и культурные войны, ˗ утверждает Саркисян. ˗ И поэтому они отказываются от других религиозных традиций, поскольку они кажутся этим новым православным недостаточно жесткими в этих вопросах".
Это правда. Если вам нужна максимально традиционная христианская церковь, советую вам обратить свой взор на православие. Оно лучше всего борется с "мудростью века сего", которая есть "безумие перед Господом". Но Саркисян ˗ настоящий художник в деле клеветы левого толка. Я уже писал в прошлом году о его попытке очернить только что принявших православие жителей южных штатов. Саркисян попытался выставить их неоконфедератами. (Сторонниками Конфедерации южных штатов, ведших войну в 1861-1865 гг. ради права выхода из США и сохранения рабства в отношении вывезенных из Африки чернокожих — Прим. ИноСМИ.)
Помимо прочего, Саркисян попробовал поймать меня на слове. Он сконцентрировал внимание на моих словах одобрения в адрес идеи о переносе Свято-Владимирской духовной семинарии из Йонкерса, штат Нью-Йорк, в Даллас. Почему я это советовал? Потому что в историческом сердце Америки (на северо-восточном побережье, в штате Нью-Йорк) православие умирает. Зато православие процветает на Юге. И, в отличие от штата Нью-Йорк, правовая защита непосредственно православных учреждений в американской глубинке будет, вероятно, понадежнее, чем во враждебно настроенных "субъектах федерации" типа штата Нью-Йорк с его идеологией woke.
Откуда исходит угроза вере?
А написал я вот что:
"Так получилось, что те самые регионы, где на территории Соединенных Штатов исторически зародилось Православие, отворачиваются от Бога. Отрицать это невозможно. Вы, вероятно, захотите привести аргумент в пользу того, чтобы семинария находилась в месте, где потребность в благовествовании наиболее велика. Но этот аргумент бледнеет перед проблемой, с которой столкнулось руководство Семинарии Святого Владимира. А проблема эта касается "сложившейся в Нью-Йорке и его окрестностях общей правовой и регуляторной атмосферы".
Данная проблема весьма серьезна с точки зрения любого непосредственно православного учреждения, особенно когда речь идет о законодательстве и культурных нормах, ориентированных на ЛГБТ. На данный момент Первая поправка защищает права семинарий преподавать в соответствии с традиционным православием, даже если это противоречит законам о правах представителей ЛГБТ-сообщества (а Нью-Йорк ˗ один из самых "уперто-прогрессистских" в этом плане штатов). Но она ничего не говорит о правилах аккредитации в образовании. Вполне возможно, что, если Свято-Владимирская духовная семинария останется в Нью-Йорке или другом штате, управляемом демократами, она может столкнуться с аккредитационными проблемами и угрозой своему существованию. Переезд в "республиканский" штат означал бы бóльшую консервативность в культурном отношении и лучшее понимание важности религиозной свободы.
Из хора – в квиры
Естественно, это расстраивает сотрудников сайта "Публичное православие" (Public Orthodoxy), которые стремятся либерализовать православные церкви нашей страны. Либерализовать хор до состояния "квира" (queer — принятое в западном мире обозначение для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией – прим. ИноСМИ.) Похоже, что эти прогрессивные теологи боятся потерять влияние в Америке, а потому прибегают к клевете. Ребята из Центра православных христианских исследований Фордемского университета (Fordham University) предприняли значительные усилия для отмены моей лекции в Свято-Владимирской духовной семинарии, но безуспешно.
Выпускной акт семинаристов Московской духовной академии
Я говорил в своей книге "Жить не по лжи" (Live Not by Lies) о кризисе, о давлении, с которым сталкиваются все православные христиане в постхристианской культуре. Я точно знаю, почему им была противна даже мысль о моем выступлении там, ведь я сумел их раскусить. Вам нечасто приходится слышать — если вообще приходится — жалобы православных прогрессистов на подъем мягкого ультралиберального тоталитаризма. Ведь так? А ведь этот мягкий сначала ультралиберальный тоталитаризм на самом деле направлен против любых моральных традиционалистов и охранительно настроенных теологов в нашей церкви. Потому что эти консерваторы дали убедить себя, что в притеснении православия государством и различными организациями нет ничего ужасного. Эти люди надеются на то, что государство сделает за них всю работу по сдвигу учреждения в левую часть политического спектра."
Активистка, но не лесбиянка
Хотите поговорить о тех, кто пытается "изменить церковь"? NPR цитирует некую активистку Ингу Леонову. Сама она относится к нормальным гетеросексуалам, но почему-то резко стоит за права ЛГБТ. Так вот, эта Инга Леонова пытается оклеветать Православную церковь в Америке. [Примечание: сначала я назвал ее лесбиянкой, но не ради оскорбления, а потому, что думал, что она действительно таковой является; оказалось, что она всего лишь выступает за включение и утверждение ЛГБТ в лоне церкви; приношу извинения за ошибку, она исправлена ˗ прим. автора]. Также National Public Radio цитирует упоминавшегося нами воинственного "ученого" левого толка Арама Саркисяна и одного из двух основателей Центра православных христианских исследований Фордемского университета, откуда идут основные попытки либерализации и извращения американского православия.
Так кто же радикализировался?
Самое неприятное в контексте статьи NPR заключается в том, что большинство американцев никогда не слышали о православном христианстве, а если и слышали, то ассоциируют его исключительно с фестивалями греческой кухни. Теперь же из-за NPR тень подозрения пала на всех нас, православных. Вот еще выдержка из той статьи:
Те, кто следил за притоком радикалов в американское православие, согласны с мнением, что эти люди являются маргиналами внутри церкви и посещают в основном недавно основанные приходы РПЦЗ. Тем не менее слушайте наше (РПЦЗ) предупреждение: игнорировать этих субъектов не стóит.
То есть это всего лишь маргиналы в одной из самых маленьких юрисдикций американского православия, и от общего количества православных в США они составляют всего 3-4%! Но NPR посвятило целых десять минут эфирного времени тревожным сообщениям о якобы исходящих от этих молодых радикалов угрозе. Вот что заявил NPR Саркисян:
"Народ сейчас мыслит о православии именно в таком ключе. К нему приходят благодаря разным шоу на YouTube. К нему приходят благодаря подкастам. К нему приходят, начитавшись разных ярких блогов. В Интернете происходит радикализация, и это действительно опасно".
Правда ли, что люди приходят к православию посредством различных видео правого толка? Я часто слышу о том, что обратиться в православие людям помог мой блог и Substack-дневник, где я пишу совсем не о религии и политике. Несомненно, некоторые действительно приходят к православию из-за просмотра экстремистских видеороликов. Но в анализируемой мной статье сама мысль о важности данного феномена никак не подкреплена фактами.
Так каков же посыл этой статьи, кроме попытки очернить русскую церковь на волне русофобии, выставив ее антиамериканской угрозой?
А судьи кто?
Позвольте рассказать вам чуть больше о том, каких именно православных людей цитирует Одетт Юсеф. Двое из них ˗ Джордж Демакопулос и Аристотель Папаниколау ˗ работают в Центре православных христианских исследований Фордемского университета. Еще в 2014 году православный богослов Виген Гуроян написал негативную рецензию на книгу Папаниколау о православной политической теологии. Вот выдержки оттуда:
По большому счету решение выдавать мистическое за политическое не имеет к теологии никакого отношения. В книге много говорится о таких богословских концепциях, как обожествление, но используются они в качестве тропов или символов с целью облегчения использования православной веры в очевидно американском религиозном контексте, который существует главным образом в академических кругах.
Украина: опять помогать, бросаясь на амбразуру (The American Conservative, США)США не должны вступать в войну с Россией из-за Украины, пишет автор The American Conservative. По его мнению, тому есть две причины. Во-первых, американцы совершенно не понимают сути отношений между этими двумя странами. А во-вторых, мода на инклюзивность в армии ведет к тому, что Вашингтон может поджидать неприятный сюрприз.
Папаниколау красноречиво признает, что в рамках политической теологии "недоступное пониманию не обязательно обожествлять, достаточно придать опасной идее форму чего-то, якобы служащего всеобщему благу". Иными словами, все, что ведет к демократии и справедливости в ультрасовременном американском понимании — все это исходит от Бога. Сакраментальный реализм и эсхатологический максимализм православия улетучиваются, а на смену им приходит возведение в нечто таинственное и священное демократического "таинства" светского либерального государства.
"Добровольно признать ограничения"
И еще:
Папаниколау утверждает, что "в отношении демократической формы всеобщего блага церковь должна признать собственные ограничения и признать, что цель ее давно уже не заключается в формировании евхаристической общины посредством убеждения".
Вот такое поразительное заявление. Поразительное! Церковь должна отказаться не только от использования государственных возможностей для своей защиты, хотя благодаря этому в прошлые века православие и выживало. Больше того: православие должно еще и отказаться от амбиций открыть всему миру путь к евхаристическому прославлению. То есть церковь призывают отказаться вести людей к главному обряду православия.
Вместо церковного видения трансформации нам подают болтовню о разнообразии и политкорректности. Целью православия, по словам Папаниколау, является "построение такого сообщества, в котором утверждаются и защищаются разнообразие и культурные различия, а признание данного разнообразия ˗ в случае отказа от добровольного принятия ˗ должно носить принудительный характер". Принудительный? Разве это не означает, что либеральное государство имеет право принуждать Церковь к утверждению "разнообразия и культурных различий"? Разумеется, Папаниколау знает, что подобные условия присущи сторонникам прогрессивных левых взглядов, тех самых, что настаивают на однополых браках, которые православие, среди прочего, отказывается признавать".
Чем мы тогда отличаемся от протестантов и католиков?
И вот еще про замену святости политкорректностью:
Мы, к сожалению, наблюдаем это в современном традиционном протестантстве и либеральном католичестве. Здесь разговоры о справедливости (или социальной справедливости) вытеснили язык благочестия. В эсхатологическом плане огромную цену заплатила за эту подмену как протестантская, так и римско-католическая социальная этика. Мы стали свидетелями того, как попытка внедрить церковный образ мыслей в общественную политику заглушила ее исключительное библейское и христианское звучание. Православию господин Папаниколау, похоже, готовит похожую судьбу, с заменой святости политкорректностью.
Ничто из вышеперечисленного не способно свести к минимуму "угрозу" со стороны горстки праворадикальных нативистов, проникших в крошечную юрисдикцию православия. Зато неправославным читателям ясно дают понять, что NPR поддерживает академический лагерь внутри американского православия, который действительно хочет изменить Церковь и сделать ее похожей на то самое либеральное радио NPR.
"Несмотря на путинизм"
Тем не менее я отдаю должное сотрудникам Центра православных христианских исследований Фордемского университета за публикацию очерка инокини Вассы (Лариной), известной русской православной монахини, в котором она объясняет, почему остается в лоне РПЦЗ. Вот отрывок:
В заключение позвольте сказать несколько слов в поддержку решения людей оставаться внутри своих церковных общин в эти неспокойные времена. Я, например, никуда не собираюсь уходить из РПЦЗ (Русская Православная Церковь Заграницей). Почему я не ухожу, даже несмотря на то, что моя церковь восхваляет Патриарха Кирилла, а многие представители духовенства одобрительно относятся к путинизму? Потому что я люблю свою Церковь. Другого ответа от меня вы не услышите. Я как-то уже говорила, что заставить приход РПЦЗ покинуть лоно своей Церкви не получится никакими способами. В нынешней ситуации я действительно чувствую себя совершенно опустошенной и преданной из-за абсолютной неспособности некоторых настоятелей моей церкви встать на правильную сторону в этом ужасном конфликте на Украине.
"Глаголить истину"
Далее инокиня рассказывает о своем личном опыте переживания украинской трагедии:
С тех пор как он начался, я не могу публиковать традиционные размышления о Священном Писании в социальных сетях и не обновляю наш веб-сайт coffeewithsistervassa.com. Честно говоря, у меня просто нет подходящих слов, и вместо публикаций я сосредоточила все внимание на помощи одной семье украинских беженцев здесь, в Вене, и это стало для меня благословением. Возможность хоть как-то посодействовать в нынешней ситуации помогла мне исцелить разум. И по мере продвижения вперед я узрела свое истинное, хоть и непростое призвание ˗ глаголить истину в лоне горячо любимой мной Церкви, какими бы незначительными или неудобными для меня лично ни были мои откровения, ведь кто-то обязательно найдет их важными. Я могла бы отказаться от всего и уйти, однако оправдать отказ от "брака" с моей Церковью будет невозможно. Я считаю, что Бог возложил на меня обязанность любить и свидетельствовать истину о моей семье во Христе, посему с ней я и останусь. Став одной из "истинных христиан" (по-гречески dokimoi), я обязуюсь глаголить одну лишь истину среди нынешних смятений. Спасибо тем из вас, кто дочитал до конца. Давайте любить друг друга и единодушно воспевать славу Отцу, Сыну и Святому Духу!"
Интересно, испытывает ли NPR интерес к людям вроде сестры Вассы, которые сожалеют о происходящем на Украине и об отсутствии правильной реакции на это со стороны российских архиереев, но при этом покидать РПЦЗ все равно не собираются? Неужели в NPRсчитают, что сестра Васса скрывает свою истинную сущность и на самом деле поддерживает Путина и его политику? Не думаю, что NPR это волнует. Радиостанция просто продолжает поливать помоями Православную церковь — а там видно будет, что от нее останется.
Ненависть как реклама
Однако ненависть NPR может послужить неплохой рекламой и рекомендацией. Я надеюсь, что в эти выходные вы найдете время сходить в один из православных храмов и посмотреть, что он из себя представляет. Вы почти наверняка не найдете там и намека на политику, будь то ультраправые взгляды или какие-либо еще политические страсти. Хотя по радио NPR, которое существует за счет налогоплательщиков, вам наверняка приходилось слышать множество подобных утверждений. В заключение я хотел бы еще раз процитировать строчку из репортажа Одетты Юсеф:
Те, кто следил за притоком радикалов в американское православие, согласны с тем, что эти люди являются маргиналами внутри церкви и посещают в основном недавно основанные приходы РПЦЗ.
То есть NPR само признает, что угроза обществу исходит от незначительной горстки людей на периферии маргинальной православной юрисдикции (синоним "деноминации" в православии). И все же этой истории уделили десять минут в новостной программе Morning Edition. Что, по-вашему, сказало бы NPR двадцать лет назад, если бы американские мечети, принадлежащие крошечному консервативному мусульманскому братству, стали бы посещать исламские экстремисты? Полагаю, ответ на этот вопрос знают все.
Христианам из разного рода обособленных церквей нужно к этому привыкнуть, ведь в будущем все будет именно так: преследования, обвинения, клевета. Не забывайте о деталях, усердно молитесь и никогда не сдавайтесь.
Обсудить
Рекомендуем