Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Франция проигрывает России "битву за сердца африканцев", сообщает парижская "Монд". Сторонникам России удалось взять верх в соцсетях Мали и других бывших французских колоний. Этому способствовал провал африканских "антитеррористических" военных операций Франции и других стран Запада в последние годы.
На фоне Москвы, которая отправляет частные военные компании в регион и ведет эффективную пропаганду в соцсетях, Франция выглядит отступающей державой. А в борьбе за общественное мнение Франция и вовсе терпит поражение.
Российские флаги гордо развеваются, а французские символически сжигаются на демонстрациях оппозиции в Чаде. Хунта, стоящая у власти в Мали, при поддержке населения разрывает все связи с Парижем, чтобы сблизиться с Москвой. В социальных сетях доминирует пророссийская информация. Неужели Франция уже проиграла битву за общественное мнение в Сахеле, сдав поле боя России?
Стратегия России
Цели "возвращения России" в Африку все еще неясны, но стратегия Москвы теперь более или менее понятна. Хотя экономическая деятельность России ограничивается несколькими контрактами по добыче полезных ископаемых, она смогла зарекомендовать себя благодаря беспрецедентному предложению в области безопасности: сочетание официальных оборонных соглашений и неофициальной помощи от группы "Вагнер", имеющей некую туманную связь с Кремлем. Эта группа поставляет бойцов в Мали, в Центральноафриканскую Республику и Ливию. Но видеть в них одну только военную " а также являются специалистами по "информационным войнам". Пока их успех очевиден.
Недавняя история с массовым захоронением в Госси в центре Мали является в этом отношении наглядным примером. В конце апреля главный штаб французских вооруженных сил впервые обнародовал видео, снятое беспилотником. На нем видна дюжина мужчин в военной форме (не французской), закапывающих тела в братскую могилу. Двумя днями ранее французские военные передали свою базу вооруженным силам Мали (FAM) в преддверии своего ухода из страны. Распространение этого ролика было направлено на то, чтобы, по словам французских властей, раскрыть тщательно продуманную операцию по отравлению, организованную группой "Вагнер". Смысл был такой: союзники малийского режима из этой ЧВК отравили невинных людей, чтобы возложить на французов ответственность за это преступление.
Париж думал, что быстро выиграет битву в "войне восприятий", по выражению начальника главного штаба ВС Франции Тьерри Буркхарда. Но французская самонадеянность ударила по Франции бумерангом. История с захоронением в самой неприятной для французских властей интерпретации попала в социальные сети благодаря малийским активистам. Например, один из самых бойких из них, Адам Диарра, основатель панафриканского движения Yéréwolo, написал на своей странице в западной соцесети от 26 апреля, что это видео является доказательством злых намерений участников операции "Бархан". (Barkhane — военная операция Франции и ее западных союзников по борьбе с исламистами в Мали, Чаде, Буркина-Фасо, Мавритании и Нигере, началась в 2014 году и закончилась провалом в 2021 — прим. ИноСМИ). Адам Диарра утверждает, что в рамках "Бархана" французы шпионили за лагерем Госси и нарочно организовали эту съемку с захоронением, чтобы возложить ответственность за гибель людей на вооруженные силы Мали. Параллельно, он потребовал вывода всех "иностранных оккупационных сил".
Frankfurter Allgemeine Zeitung (США): бокал шампанского по случаю ухода из Мали Французы уходят из Мали и освобождают место для ЧВК "Вагнер", сообщает франкфуртская газета. Но самое неприятное для Франции — тот факт, что российские средства массовой информации завоевали умы и сердца населения Западной Африки.
20.02.202200
Агент "русской галактики"
По словам известного малийского медиа-менеджера, пожелавшего остаться неизвестным, Адам Диарра — это "агент русских". Многие специалисты в социальных сетях связывают его с "галактикой Пригожина". Галактика Пригожина — это сеть медиа-активистов, названная так в честь Евгения Пригожина, спонсора группы "Вагнер", которая с начала 2022 года отправила тысячу бойцов в Мали для поддержки правящего там режима.
Однако имя г-на Пригожина известно не только в сфере военной безопасности. Всплывало оно и в рамках "Рашагейта", в период американских выборов 2016 года. Эксперты из Оксфордского университета, а затем следователи ФБР заявили, что социальные сети использовались "фабрикой троллей" — неким Агентством интернет-исследований, базирующимся в Санкт-Петербурге и принадлежащим этому российскому олигарху. Пригожин предположительно занимался рекламой Дональда Трампа. "Влиятельные предприниматели вроде Пригожина тогда оказались в поле зрения американских спецслужб, им пришлось искать другие места для своей деятельности. Таким местом стала Африка. Существующие там слабые режимы нуждаются в помощи в области безопасности, в политических советах, а также в организации операций по информационному воздействию", — объясняет Кевин Лимонье, эксперт Французского института геополитики.
Для этого Франции нужно было работать с общественным мнением. Но инициативу перехватили сторонники России в Мали.
"После переворота в Мали они создали сотни учетных записей в социальных сетях, которые контролировались извне. Их можно узнать „по почерку“, потому что у них не так много публикаций, они часто выкладывают фотографии лидеров хунты в профиль и изъясняются на хорошем французском языке", — отмечает руководитель информационного сайта. "Может, русские там и были с самого начала, но уже относительно долгое время русские делегируют управление этими аккаунтами в Мали", — добавляет он.
Робкий ответ Парижа
По мнению ряда аналитиков, в "зоне поражения" враждебных западному вмешательству Интернет-активистов сейчас находятся Буркина-Фасо, Нигер и Чад. Жан Брюно, директор по цифровым проектам и партнерским отношениям в центре анализа и предотвращения конфликтов Института Тимбукту, проанализировал "взаимодействия" оппонирующих Франции активистов в соцсетях: другими словами, подсчитал "лайки", "клики", публикации и комментарии, сгенерированные одним сообщением. "Я обнаружил, что про Макрона практически нет позитивного дискурса. Все хорошее говорят только про Путина. Франция оказалась в положении обороняющегося", — резюмирует Жан Брюно после внимательного анализа множества постов в соцсетях, поступающих из Буркина-Фасо, Мали, Нигера и Чада.
Он за Путина и против Зеленского, и он участвует в митингах в поддержку Путина в Западной Африке Продавец игрушек из Буркина-Фасо после просмотра видеороликов в интернете стал фанатом российского президента. Когда экстремисты захватили его родную деревню, а французские силы специального назначения никак не отреагировали, он понял, что надеяться можно только на Владимира Путина.
24.04.202200
Трудно, если вообще возможно, измерить глубину влияния этих кампаний на людей, а также установить прямые связи, в том числе финансовые, между пророссийскими пропагандистами-повторюшками и их спонсорами. "Но активность в социальных сетях не случайна, — подчеркивает Жан Брюно. — Именно соцсети, а не телевидение или другие масс-медиа стали ведущим сервисом в Африке, который формирует общественное мнение".
Официальный французский источник усматривает три круга по распространению вредной для французских интересов информации. "Сначала активисты типа Кеми Себа или Натали Ямб предлагают темы для обсуждения. Затем эта тема развивается. И, наконец, в игру вступают русские тролли. Два месяца назад эти сообщения стали столь массовыми, что вышли на коммерческий уровень", — подытоживает Брюно.
Если французские власти, наконец, и осознали опасность, сообразив, что "проснулись с лишком поздно", то приходится признать: их реакция почти незаметна. В конце 2020 года была создана должность спецпредставителя по общественной дипломатии. На это место был назначен посол Сильвен Итте. Именно он призван обеспечить выполнение сложнейшей задачи: сделать так, чтобы Францию в Африке славили, а не проклинали. Вторая его задача — "реагировать на информационные атаки". Но как выполнить столь важные задания, имея всего двух сотрудников и одного стажера в своем распоряжении? К тому же, похоже, посол Сильвен Итте использует гораздо менее агрессивные методы, чем его оппоненты. Так что источники, близкие к теме, характеризуют размах деятельности господина Итте как "каплю в море".
Бывшие французские колонии: русская активность
Тем не менее, начало спецоперации на Украине привело к реорганизации группы "Вагнер" в Центральноафриканской Республике. Согласно нескольким источникам, "вагнеровцы" из ЦАР переместились на более активные театры военных действий — на Украину и в Мали. Радио Lengo Songo, занимающееся пророссийской пропагандой, теперь транслирует только музыку. "Их почти лишили финансирования", — объясняет это явление один французский источник. "Россия следует стратегии кукушки, которая высовывает голову только тогда, когда есть возможность что-то ухватить", — сказал цитируемый выше французский чиновник.
Иногда влиянию в социальных сетях помогает экономическое присутствие: например, российские горнодобывающие компании работают в Гвинее. Там они закрепились в том числе благодаря ее марксистскому революционному прошлому времен диктатуры Секу Туре. (Первый президент освободившейся французского колониального владычества Гвинеи, правил в 1958-1984 годах — прим. ИноСМИ). Присутствовала Россия и в масс-медиа Камеруна, но недавно она прекратила финансирование канала Afrique Média, транслировавшего очень враждебную информацию в отношении Франции. Тем не менее Москва не оставляет Камерун: 12 апреля она подписала оборонный договор с камерунским руководством. Похоже, Москва хочет укрепить свои позиции, заранее готовясь к работе с преемниками нынешнего 89-летнего президента Камеруна Поля Бийя (Paul Biya — профранцузский президент Камеруна, выпускник Института заморских исследований в Париже, спокойно правит Камеруном с 1983 года, получая более 95% голосов избирателей и без всяких упреков со стороны "демократической Франции" — прим. ИноСМИ).
Можно ли считать, что только Франция и ее колониальное наследие взяты на мушку Россией и ее влиятельными последователями? Остерегайтесь оптических эффектов. Основные стратегические интересы России в Африке — не в бывших французских колониях. Главные интересы России — в Египте, Алжире, ЮАР и даже в Судане. "Цель российской внешней политики — это соперничество с западными державами. Но мишенью является не столько Франция, сколько некоторые из ее бывших колоний, находящихся в нестабильной ситуации и поэтому являющихся легкой добычей", — считает Максим Одине, научный сотрудник Института стратегических исследований Военной школы и преподаватель кафедры славистики в Университете Париж-Нантер.
Активны в Африке и официальные российские СМИ Russia Today и "Спутник". Их информационная подача менее безответственна, чем действия "галактики Пригожина". Но и они не отказывают себе в удовольствии осудить так называемый "французский колониализм". "Им удается дать очень востребованный в Африке информационный продукт. Он совпадает с распространенным в странах Сахеля общественным мнением. Это мнение очень враждебно к французскому присутствию в регионе и особенно к антитеррористической операции „Бархан“, проводимой Францией совместно с другими западными странами", — считает Кевин Лимонье.
Как видим, Франция еще очень далека от того, чтобы выиграть [у России] битву за общественное мнение.
Кристоф Шатло (Christophe Châtelot), Сирил Бенсимон (Cyril Bensimon)