Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Политики Евросоюза сваливают вину за рост бензиновых и "электрических" цен на Россию, пишет Atlantico. А не виноват ли сам ЕС? Он просмотрел скачок азиатской экономики и увлекся "зелеными" барьерами против ископаемого топлива и "агрессивной" России.
После угля Евросоюз намерен ввести санкции против российской нефти. Это потому, что ЕС не завозит много российского угля, хотя можно было бы наказать Россию через уголь. Просто российский уголь ЕС покупает на открытых рынках, где из любой точки мира можно заказать себе российский уголь – по конкурентоспособной цене (хотя она в последнее время растет). Лишить себя российской нефти гораздо проблематичнее, поэтому санкции вот уже несколько месяцев, как все не могут начаться. Нефть и нефтепродукты (особенно дизельное топливо) всегда приносили России гораздо большие доходы, чем природный газ, потому что это более благородный и востребованный продукт.
Правда, обойтись без российской нефти трудно еще и из-за общей истории Европы: нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в странах Центральной и Восточной Европы были построены в 1950-х и 1970-х годах для переработки именно советских сортов нефти. Вот почему Венгрия отказывается от эмбарго. Не имеющей выхода к морю, Венгрии будет труднее, чем другим, импортировать сырую нефть, в то время как нефтепровод "Дружба" поставляет ей дешевое черное золото. Хотя статья 122 Лиссабонского договора касается солидарности между государствами-членами в области энергетики, а особенно в области безопасности энергоснабжения, пыл солидарности от таких трудностей быстро угасает. Конечно, НПЗ можно адаптировать и под другие сорта нефти, но это требует времени и инвестиций.
А самое главное: компании, который приглашают поучаствовать в "России-замещении" задаются оправданным вопросом. Вот он: а вот эта самая переработка нерусских сортов нефти – она точно даст хотя бы такие же прибыли, которые давала прежде Россия?
Будут ли прибыли?
Чтобы дать точный ответ на этот вопрос, надо будет запастись терпением. Но час придет, и дешевая российская нефть снова будет импортироваться в ЕС. Это может произойти при правлении Владимира Путина, а может и после его ухода. Разве не то же самое произошло с нефтью стран Ближнего Востока и Ливии после соответствующих кризисов? Разве это не то, что Джо Байден планирует прямо сейчас с Ираном и Венесуэлой? Даже Wall Street Journal сообщает об "аморальном" заигрывании Джо Байдена с латиноамериканским диктатором [Мадуро]? Нефть настолько жизненно необходима (92% энергии нашей транспортной системы), что поставщик нефти без денег в любом случае не останется.
А у России в деле продажи нефти есть преимущества: ее нефть обладает низкой себестоимостью и у нее есть во владении великолепные трубопроводы, строительство которых тысячу раз окупилось.
ЕС пытается обвинить Россию в высоких ценах, которые европейцы, к сожалению, вынуждены платить за бензин, газ и электроэнергию. И вот тут уж, извините, эти абсурдные обвинения вообще не поддается никакому анализу.
Неужели мы забыли скачок цен на нефть и природный газ в последнем квартале 2021 года, когда на Украине еще не было кризиса? В период с апреля по декабрь 2021 года цена на сырую нефть выросла примерно с 40 долларов до почти 80 долларов за баррель! А цена на газ в тот же период выросла в десять раз. Цена на уголь также выросла вдвое за тот же период, а в октябре 2021 года она даже утроилась, так как уголь начали массово использовать для замены ставшего слишком дорогим газа. Плюс добавьте сюда же рост цен на электроэнергию. Поскольку цена на электроэнергию определяется предельной ценой последнего киловатт-часа, произведенного для удовлетворения спроса (а электричество и теперь чаще всего производится с использованием газа), то "электрический" кризис тоже весьма острый.
Почему выросли цены на энергию?
Главная причина дороговизны энергии – подъем экономики Китая плюс бурный рост Азии в целом. Когда в ЕС началось восстановление экономики после пандемии, рынок не мог удовлетворить спрос, и рост цен стал нормальным явлением. Самое интересное: европейцы ничего не сделали, чтобы решить проблему. Они только сказали, что эта беда "продиктована рынком". Поэтому Европейский совет (21 и 22 октября 2021 г.), а также Энергетический совет ЕС (26 октября 2021 г). не приняли никаких конкретных решений. А и государства-члены оказались вынуждены самостоятельно принимать социальные меры, чтобы попытаться минимизировать последствия роста цен на энергоносители для домохозяйств.
Помимо высокого спроса в Азии, есть и еще одна местная причина: отсутствие инвестиций в отрасль, которая всегда работает в непрерывном режиме. В отличие, например, от мегазавода Tesla или атомной электростанции, добыча углеводородов требует постоянных инвестиций в разведку и добычу. Тем не менее, ЕС постановил в своей стратегии Fit55, что ископаемое топливо (которое удовлетворяет три четверти нашей потребности в энергии) должно быть постепенно запрещено и заменено возобновляемыми источниками энергии.
Такое вот "зеленое" самоубийство от ЕС
Мы любим энергию ветра и энергию солнца. Но все усилия послещних пятидесяти лет позволили обеспечить за счет ветра и солнца только 2,9% баланса первичной энергии. Согласно стратегии ЕС, автомобили, работающие на ископаемом топливе, должны запрещены к 2035 году. Это, конечно, ошибка и снобизм. Дело в том. что остальной мир, причем не только Африка, будет продолжать использовать нефтепродукты, так как у населения не будет достаточно электричества для перехода на электромобили. А тут еще западный мир надумал поссориться с Россией и Китаем, вводя "геополитические" ограничения на расширение мирового парка экологических авто.
Можно было бы подумать, что кризис на Украине откроет глаза ЕС на то, что его зеленый план – безумие с забеганием впереди прогресса. Но нет, план Еврокомиссии REPowerEU по отказу от потребления российского ископаемого топлива) ускоряет сползание к пропасти, вплоть до полного отказа от АЭС (сейчас они являются основным источником электричества для ЕС). От атома хотят отказаться… для продвижения возобновляемых источников энергии. Один журналист сказал мне, что REPowerEU приведет к RIP…EU (restin peace – "покойся с миром, ЕС", прим. ИноСМИ).
Джо Байден сказал – значит, выполнят
В этих условиях в ЕС усиливаются опасения в отношении углеводородной отрасли, поскольку политики, похоже, и вправду полны решимости постепенно отказаться от ископаемого топлива. Они помнят, как Джо Байден во время своей предвыборной кампании объявил, что США должны отказаться от нефти. В результате американские компании сразу приостановили бурение и серьезно ограничили свои инвестиции из-за натиска Вашингтона. Понятно, что к риску оказаться с проблемными активами они относятся серьезно. У них больше нет гарантии, что миллиарды, которые они должны инвестировать для поддержания беспрерывного производства, в котором нуждается мир, могут быть возвращены. Это оказывает сильное влияние на рынки, которые воспринимают это как отказ от ископаемого топлива. По оценке бывшего министра энергетики Туниса Камеля Бен-Насера, менее чем за пять лет инвестиции в разведку и добычу углеводородов упали на 50%. Такую тенденцию можно было наблюдать в середине 1980-х годов. Джо Байден, Урсула фон дер Ляйен и Франс Тиммерманс (еврокомиссар) несут большую ответственность за рост цен на энергоносители.
"Зеленые" давят
К этому добавляется политика западных банков, которые выступают за чистоту окружающей среды и поэтому ограничивают кредиты для проектов по ископаемому топливу, которые необходимы для "функционирования" мировой системы, так как ископаемое топливо составляет 85% мирового спроса. Кроме того, советы директоров энергетических компаний теперь должны столкнуться с давлением со стороны "зеленых" инвесторов, как это было на последнем общем собрании гиганта ExxonMobil и во Франции со сменой названия Total на TotalEnergies, чтобы закрепить преобразование в широкомасштабную энергетическую компанию. Это отпугивает молодых людей от работы в отрасли ископаемого топлива, и в США возникла новая проблема: нехватка инженеров и техников высокотехнологичных и инновационных профессий.
Поскольку ЕС больше не является центром мира, спрос на ископаемое топливо сохранится, поэтому цены на энергоносители вряд ли будут долго оставаться на высоком уровне. Тем более что украинский кризис рано или поздно закончится. В мире достаточно запасов ископаемого топлива, и неевропейские компании будут производить достаточно энергии, чтобы удовлетворить потребности всего мира. Мир не собирается останавливаться из-за санкций против России. По своей цикличной природе рынок будет перенасыщен энергией, а европейским компаниям останется лишь смотреть на уходящий поезд.
Украинский кризис: чистка для мозгов
Поможет ли украинский кризис осознать, что мир по-прежнему будет зависеть от ископаемого топлива, как уже много лет заявляло Международное энергетическое агентство, прежде чем отказаться от своего анализа, потому что оно перестало быть политкорректным? В марте прошлого года ОПЕК заявила, что "МЭА изменило свой технический анализ, чтобы привести его в соответствие со своей риторикой". Респектабельная и уважаемая до недавнего времени организация также стала жертвой мечты о возобновляемой энергии. Кто посмеет осудить эту гонку на выживание? Является ли недавнее решение немецкого финансового регулятора BaFin эпифеноменом или новой тенденцией? Он только что задержал принятие немецкой классификации по определению наиболее устойчивых инвестиционных фондов.
В любом случае Европейский союз платит высокую цену за одностороннее энергетическое разоружение.
Самюэль Фюрфари (Samuel Furfari)